От Худшего К Лучшему - рубрика, в которой я ранжирую определенные культурные явления (фильмы, альбомы, песни) от (как можно понять из заголовка) самого худшего - до самого лучшего.
Вот здесь - теоретические данные и краткое вступление. Прочитали? Отлично, тогда продолжаем-с.
Предыдущие части:
Напоминаю градацию оценок:
0 - не стоит даже рассуждать на тему того, что это и о чём
1 - отвратительно
2 - плохо
3 - неудовлетворительно
4 - ни рыба, ни мясо
5 - терпимо
6 - очень даже ничего
7 - хорошо
8 - очень хорошо
9 - великолепно
10 - гениально
Поехали.
18 - «О Бедном Гусаре Замолвите Слово» (1980)
Оценка: 5/10
Не хочу обижать Станислава Садальского, но он актёр одного амплуа – лучше всего у него получается играть отмороженных на всю голову жуликов. Вот Костя Сапрыкин (более известный как Кирпич) – это да, это именно для Садальского роль. А вот гусара он играет неубедительно, постоянно переигрывает и слишком уж много паясничает.
Интересно, о чём думал ЭАР, когда утверждал Садальского на эту роль? Может великий режиссёр о вечном чем-то таком мечтал, о звёздах там, о планетах всяких. Подсунули ему бумажку, он посмотрел, что Кирпич в гусарской форме неплохо выглядит – да и подмахнул не глядя.
Впрочем нет, Садальский не только отмороженных на всю голову жуликов мог играть. Вот в роли раввина или сапожника он тоже органично смотрелся бы, согласитесь. Впрочем, беда этого фильма отнюдь не только в Садальском, а ещё и в слабом сценарии, который был написан Рязановым совместно с Григорием Гориным. Куда делся верный соратник Брагинский? Ну, своими делами занимался – и вообще ему категорически не нравился весь этот псевдогусарский пафос, поэтому он на некоторое (непродолжительное, к счастью) время уступил место коллеги и соавтора ЭАР тому самому Горину, рассказывать о котором, надеюсь, не надо – ибо все смотрели «Тот Самый Мюнхгаузен» и знают, кто писал к нему сценарий.
Увы, но химии между Гориным и Рязановым не произошло: Горина всё время куда-то в лирику тянуло, в размышления, в грёзы наяву, а Эльдар Александрович желал динамики и сатиры. В итоге получился довольно-таки посредственный фильм – со слабым, как ни странно, сценарием и слишком уж очевидными выпадами в сторону власть держащих. А затянутый хронометраж и вовсе утащил картину на дно, так что проблема не в том, что Кирпич возомнил себя бравым гусаром, а совсем-совсем в другом.
К счастью, здесь есть Леонов, Гафт и Басилашвили – именно они, можно сказать, спасли положение и обеспечили несколько незабываемых моментов. Ну а главный вывод заключается в том, что Рязанову лучше творить с Брагинским, чем с Гориным, который только в тандеме с Марком Захаровым мог продемонстрировать все грани своего таланта, ибо рязановская динамичность сводит на нет всю горинскую мечтательность.
«О Бедном Гусаре Замолвите Слово» – Рязанов, который не попал в цель. И такое тоже бывало, так что давайте уж самим себе, сатрапам и негодяям, не врать.
17 - «Девушка Без Адреса» (1957)
Оценка: 7/10
Эта лирическая комедия очаровывает зрителя упорством Кати Ивановой (играет её очаровательная Светлана Карпинская) в установлении справедливости во всех сферах столичной жизни. Что ж, если это стремление ещё в 1957-ом, в год выхода фильма, выглядело несколько наивно, то что уж говорить за наши дни, когда за подобное могут без всяких разговоров посадить в обезьянник и дать пятнадцать суток?
Но самое странное заключается не в благородных порывах главной героини (именно благодаря этим порывам, как ни странно, её и не может найти Паша Гусаров в исполнении Николая Рыбникова), а в том, что сам режиссёр картину эту считал проходной и не особо запоминающейся – хотя именно здесь впервые и проявляется типичный такой рязановский борец за лучшую жизнь, смело идущий наперекор всему (даже здравому смыслу) ради призрачной идеи о всеобщем равенстве перед лицом закона.
«Девушка Без Адреса» – молодой и задорный Рязанов, отказывающийся, впрочем, шагать в ногу вместе со всеми к светлому будущему, которое, конечно же, никогда не наступит. А ведь всего лишь три года назад, в «Весенних Голосах», казалось, что он принимает и понимает все лозунги и призывы родной партии…
16 - «Гусарская Баллада» (1962)
Оценка: 7/10
За «Человека Ниоткуда» Рязанову устроили такую взбучку и так сильно попортили нервы, что он решил сделать разворот на 180 градусов и снять эту музыкальную комедию про гусаров, отчаянно сражавшихся за Родину с армией кровожадного узурпатора Наполеона. Всё предельно мило, утончённо и даже немного стерильно – несмотря на военную тематику и скользкую тему с преображением Шурочки Азаровой из легкомысленной (на первый взгляд) девушки в храброго офицера.
Что ж, у ЭАР получилось в какой-то степени загладить свою вину перед обществом за слишком уж эксцентричную комедию – песни из «Гусарской Баллады» распевали и распевают по сей день, а уж про поручика Ржевского и говорить не приходится, ибо он прочно обосновался в анекдотах различной степени пошлости и явно не собирается оттуда куда-либо уходить.
«Гусарская Баллада» – несколько неискренний Рязанов, прячущий за шуточками-прибауточками обиду на цензоров и их же пытающийся и обмануть. Хотели, мол, веселья и всего такого? Получите и распишитесь! И распевайте на все лады песню про давным-давно!