Найти в Дзене
Рудольф Кавчик

Вокруг Байкала на ГАЗ-66

Оглавление

Кто-то говорит, что вокруг Байкала нет дороги и проехать летом нельзя. Мы решили развеять эту легенду. Наш ГАЗ-66 "Таёжный бродяга" с дизельным двигателем в 84 л.с., с теплым и светлым кунгом как раз подходил для дальнего путешествия. Наша цель - не просто прокатиться вокруг Байкала, но и устроить поиск золотых самородков в районах Таксимо (Бурятия) и Бодайбо (Иркутская область) по заданию Иркутского института редких и благородных металлов ИРГИРЕДМЕТ.

Постепенно галечное русло превратилось в каменистое и такой дороги 28-км! Каменный участок в 1 километр проходили 5 часов.

Первая часть маршрута от Иркутска до Усть-Кута - ничего интересного, просто трасса, асфальт. Даже описывать нечего.

Наш дизельный ГАЗ-66
Наш дизельный ГАЗ-66

От Усть-Кута до Северобайкальска идет плохенькая гравийка, вдоль железнодорожных путей, которую вспоминаешь с ужасом. Плохо отгрейденная гребенка вытрясает всю душу, едешь как черепаха 5-10 км в час, и так целый день, выискивая места и полевые объезды, а местами просто выскакиваешь на насыпь железнодорожных путей, прешь по ним что есть дури, и молишься - лиши бы встречный поезд не пошел. На проезжающие мимо легковушки больно смотреть, как они прыгают по этим ухабам, периодически цепляя днищем. Мужики из легковушек улыбаются, фигня, дескать, привыкли уже.

Ни за что в жизни не поедем обратно по этой гравийки!

Где-то на перевале. Фото Рудольф Кавчик.
Где-то на перевале. Фото Рудольф Кавчик.

Возвращаемся из Таксимо и ищем сворот на дорогу, которая не указана на наших картах, но знаем, что начинается где-то в поселке Уаян. Местные эту дорогу называют 110 км. С горечью смотрели на нас одиноких, жалея наш 66-й и нас горемык, в один голос утверждая, что в одиночку по этой дороге не ходят, и проехать можно только на Уралах, ваша Шишига там не пройдет, камни большие и топь, а у вас даже лебёдки нет. Мужики посоветовали взять несколько мешков с опилками - говорят пригодятся, подкладывать под колеса будете, и отправили к п.Кумора, дескать там дорога начинается.

Начало дороги от Нового Уаяна. Фото автора.
Начало дороги от Нового Уаяна. Фото автора.
Нчало дороги от Нового Уаяна, красивейшие озёра. Фото автора.
Нчало дороги от Нового Уаяна, красивейшие озёра. Фото автора.

Первые километры пути не предвещали нечего плохого, красота, хорошо накатанная дорога, озера с утками, горячий источник, в котором мы с удовольствием искупались. Горы вдали красивейшие и казались совсем не высокими, а ведь нам куда-то туда.

Испытания для нас и "Таёжного бродяги" начались с реки Срамная. Дорога шла прямо по руслу, мы катили по ровному дну разгоняя перед собой воду, нашему 66-му было в полколеса. Но если грянет ливень - можешь проститься с машинкой, съезда с дороги нет - тайга.

Постепенно галечное русло превратилось в каменистое, и такой дороги 28-км! Этот каменный участок в 1 километр проходили 5 часов.

Чтобы ГАЗ-66 прошел, убираем самые большие камни и подкладываем мешки с опилками. Дорога через Угахан, р.Срамная. Фото Рудольф Кавчик.
Чтобы ГАЗ-66 прошел, убираем самые большие камни и подкладываем мешки с опилками. Дорога через Угахан, р.Срамная. Фото Рудольф Кавчик.
Этот каменный участок по Срамной в 1 километр проходили 5 часов. Дорога от Угахана до Баргузина начинается с каменной речки, ГАЗ-66 с трудом проходит. Фото Рудольф Кавчик.
Этот каменный участок по Срамной в 1 километр проходили 5 часов. Дорога от Угахана до Баргузина начинается с каменной речки, ГАЗ-66 с трудом проходит. Фото Рудольф Кавчик.
Где-то посреди пути нужно преодолеть долину. Фото автора.
Где-то посреди пути нужно преодолеть долину. Фото автора.
ГАЗ-66 - это настоящий внедорожник! Фото автора.
ГАЗ-66 - это настоящий внедорожник! Фото автора.

Мы с благодарностью вспоминали местных мужиков, посоветовавших нам взять кули с опилками. Мешки лёгкие, подкладывать под колёса не сложно, перебираясь через валуны.

Мешки с опилками - прекрасное решение, когда нужно преодолевать каменные препятствия.

После Срамной вышли в долину реки Светлая. Чудесная река с прозрачной водой и в меру быстрым течением. Вышли на берег спиннинг покидать, а на той стороне медведь, наверно тоже на рыбалку вышел. Увидал нас и в лес ушел.

р.Светлая. Участок дороги Новый Уаян-р.Баргузин. А на той стороне медведь рыбу ловит. Ленка в потоке видно, настолько вода чистая.
р.Светлая. Участок дороги Новый Уаян-р.Баргузин. А на той стороне медведь рыбу ловит. Ленка в потоке видно, настолько вода чистая.

А потом спустились в приболоченую долину. Нам повезло, давно не было дождей, утонули бы в этих болотах. Если дождь застанет, в одиночку не пройдешь этот десяток километров, а ведь до реки Баргузин остаётся всего ничего.

Природа в этих краях дикая и нетронутая. Прямо из под колес глухари выпархивают. Медведи рыбу ловят, ты на одной стороне реки, а он с другой. В реке Светлая с рыбалкой нам не повезло, а вот утром на Баргузине поймали на блесну трёх шикарных ленков. Черные, как головёшки, а мясо розовое и фантастически вкусное, особенно в засолке.

Чёрный ленок с розовым мясом. Фото Рудольф Кавчик.
Чёрный ленок с розовым мясом. Фото Рудольф Кавчик.

Позже, в 2006 году, мы хотели пройти этот участок на моем подготовленном Lend Cruiser-80, но пошли дожди, и мы не рискнули, так как пройти реку Срамную, если бы и смогли, то дальше просто бы утонули в реке Баргузин. Брод через Баргузин такой, что нашему 66-му было по фары. Легендарные Кэмел Трофи на Дефендарах-110 постояв на берегу Баргузина, развернулись и не пошли этим маршрутом.

Верховья реки Кедровка, приток Тулдуни, июнь 2023. Фото Рудольф Кавчик.
Верховья реки Кедровка, приток Тулдуни, июнь 2023. Фото Рудольф Кавчик.

Наша машина - луноход! Это уникальная версия ГАЗ-66 с 4-х цилиндровым дизельным двигателем сделанном в России по немецкой лицензии от Магеруса (Magírus-Deutz). Мощность 84 л.с. и просто офигенный крутящий момент. Двигатель воздушного охлаждения. Я просто влюбился в этот трактор, он едет туда, куда я хочу. Подробно о моём ГАЗ-66 по ссылке "Жизнь и смерть Таёжного бродяги".

Но наша цель не проехать из точки А в точку Б, наша цель поиск самородного золота

Один из крупных самородков, которые мы нашли в эту поездку, массой 175 граммов. Найденный металлоискателем на р.Гатчинский, Бодайбинский район. Когда мы его нашли, на радостях, нам он показался не меньше чем полкило весом.

Золотые самородки найденные в ходе поездки. Фото автора.
Золотые самородки найденные в ходе поездки. Фото автора.

Практически на всех дражных отвалах мы находили с металлоискателями золотые самородки. В конце путешествия посчитали, выходило 20 грамм золота в день на один металлоискатель. А сколько ещё в этих бесконечных отвалах золота! Жаль, госдума так и не приняла закон о вольном приносе золота. Ведь лежит драгоценный металл под ногами, пройди с металлоискателем и возьми. На это золото можно было и дороги построить, заводы и фабрики восстановить, сколько полезного для страны сделать.

На золотоносных дражных отвалах. Фото Рудольф Кавчик.
На золотоносных дражных отвалах. Фото Рудольф Кавчик.
Золото из дражных отвалов. Фото автора.
Золото из дражных отвалов. Фото автора.

В ходе поездки встречались и общались с местными жителями, геологами, старателями. Все отзывчивые, добрые, и чаем напоят и обедом накормят.

В лагере у геологов, где-то в горах между Бодайбо и Таксимо. Разведка. Буровые работы.
В лагере у геологов, где-то в горах между Бодайбо и Таксимо. Разведка. Буровые работы.
Работа геологов.
Работа геологов.
Заброшенная штольня с галенитом. Левый берег р.Тулдунь. Идти глубоко в нее не рискнули, да и фонариков с собой не было. Фото автора.
Заброшенная штольня с галенитом. Левый берег р.Тулдунь. Идти глубоко в нее не рискнули, да и фонариков с собой не было. Фото автора.
Славный мишка. Мамка погибла, он и прибился к кухне старателей. Фото Рудольф Кавчик.
Славный мишка. Мамка погибла, он и прибился к кухне старателей. Фото Рудольф Кавчик.

На Тулдуне нас приветливо встретил генеральный директор ООО «Артель старателей «Западная» Валерий Иванович Назаров. Его артель ведёт добычу на Кедровском месторождении золота. Несколько дней мы гостили в старательском посёлке. Познакомились с бытом и работой в старательской артели. Валерий Иванович - настоящий хозяйственник, всё у него на высшем уровне: и баня, жилье и повара отменные. Эх! Какие они булки пекут!

Поразил подвесной мост через р.Тулдунь. Через несколько лет мы снова посетили эти места, мостом перестали пользоваться и досчатое покрытие почти развалилось, переходить по нему было жутковато, прямо как в фильмах про Индиана Джонс, но в этом прелесть и шарм этой переправы.

В июне 2026 года мы снова хотим посетить эти края, пройти по реке Витим и заглянуть на Тулдунь, Бамбуйку, Ципу, посетить Парамский порог. Желающие могут присоединиться к экспедициям "Тропою старателей" летом 2026 года.

Олени где-то встреченные нами между Бодайбо и Таксимо. Фото автора.
Олени где-то встреченные нами между Бодайбо и Таксимо. Фото автора.

Фильм-выживание о нашем ГАЗ-66

На Ютюбе 7 миллионов просмотров. Думаю и вам фильм понравится.

Карта маршрута вокруг Байкала через зимник 110-й километр.

Карта нашего маршрута вокруг Байкала.
Карта нашего маршрута вокруг Байкала.

Автор Рудольф Кавчик