Кто-то говорит, что вокруг Байкала нет дороги и проехать летом нельзя. Мы решили развеять эту легенду. Наш ГАЗ-66 "Таёжный бродяга" с дизельным двигателем в 84 л.с., с теплым и светлым кунгом как раз подходил для дальнего путешествия. Наша цель - не просто прокатиться вокруг Байкала, но и устроить поиск золотых самородков в районах Таксимо (Бурятия) и Бодайбо (Иркутская область) по заданию Иркутского института редких и благородных металлов ИРГИРЕДМЕТ.
Постепенно галечное русло превратилось в каменистое и такой дороги 28-км! Каменный участок в 1 километр проходили 5 часов.
Первая часть маршрута от Иркутска до Усть-Кута - ничего интересного, просто трасса, асфальт. Даже описывать нечего.
От Усть-Кута до Северобайкальска идет плохенькая гравийка, вдоль железнодорожных путей, которую вспоминаешь с ужасом. Плохо отгрейденная гребенка вытрясает всю душу, едешь как черепаха 5-10 км в час, и так целый день, выискивая места и полевые объезды, а местами просто выскакиваешь на насыпь железнодорожных путей, прешь по ним что есть дури, и молишься - лиши бы встречный поезд не пошел. На проезжающие мимо легковушки больно смотреть, как они прыгают по этим ухабам, периодически цепляя днищем. Мужики из легковушек улыбаются, фигня, дескать, привыкли уже.
Ни за что в жизни не поедем обратно по этой гравийки!
Возвращаемся из Таксимо и ищем сворот на дорогу, которая не указана на наших картах, но знаем, что начинается где-то в поселке Уаян. Местные эту дорогу называют 110 км. С горечью смотрели на нас одиноких, жалея наш 66-й и нас горемык, в один голос утверждая, что в одиночку по этой дороге не ходят, и проехать можно только на Уралах, ваша Шишига там не пройдет, камни большие и топь, а у вас даже лебёдки нет. Мужики посоветовали взять несколько мешков с опилками - говорят пригодятся, подкладывать под колеса будете, и отправили к п.Кумора, дескать там дорога начинается.
Первые километры пути не предвещали нечего плохого, красота, хорошо накатанная дорога, озера с утками, горячий источник, в котором мы с удовольствием искупались. Горы вдали красивейшие и казались совсем не высокими, а ведь нам куда-то туда.
Испытания для нас и "Таёжного бродяги" начались с реки Срамная. Дорога шла прямо по руслу, мы катили по ровному дну разгоняя перед собой воду, нашему 66-му было в полколеса. Но если грянет ливень - можешь проститься с машинкой, съезда с дороги нет - тайга.
Постепенно галечное русло превратилось в каменистое, и такой дороги 28-км! Этот каменный участок в 1 километр проходили 5 часов.
Мы с благодарностью вспоминали местных мужиков, посоветовавших нам взять кули с опилками. Мешки лёгкие, подкладывать под колёса не сложно, перебираясь через валуны.
Мешки с опилками - прекрасное решение, когда нужно преодолевать каменные препятствия.
После Срамной вышли в долину реки Светлая. Чудесная река с прозрачной водой и в меру быстрым течением. Вышли на берег спиннинг покидать, а на той стороне медведь, наверно тоже на рыбалку вышел. Увидал нас и в лес ушел.
А потом спустились в приболоченую долину. Нам повезло, давно не было дождей, утонули бы в этих болотах. Если дождь застанет, в одиночку не пройдешь этот десяток километров, а ведь до реки Баргузин остаётся всего ничего.
Природа в этих краях дикая и нетронутая. Прямо из под колес глухари выпархивают. Медведи рыбу ловят, ты на одной стороне реки, а он с другой. В реке Светлая с рыбалкой нам не повезло, а вот утром на Баргузине поймали на блесну трёх шикарных ленков. Черные, как головёшки, а мясо розовое и фантастически вкусное, особенно в засолке.
Позже, в 2006 году, мы хотели пройти этот участок на моем подготовленном Lend Cruiser-80, но пошли дожди, и мы не рискнули, так как пройти реку Срамную, если бы и смогли, то дальше просто бы утонули в реке Баргузин. Брод через Баргузин такой, что нашему 66-му было по фары. Легендарные Кэмел Трофи на Дефендарах-110 постояв на берегу Баргузина, развернулись и не пошли этим маршрутом.
Наша машина - луноход! Это уникальная версия ГАЗ-66 с 4-х цилиндровым дизельным двигателем сделанном в России по немецкой лицензии от Магеруса (Magírus-Deutz). Мощность 84 л.с. и просто офигенный крутящий момент. Двигатель воздушного охлаждения. Я просто влюбился в этот трактор, он едет туда, куда я хочу. Подробно о моём ГАЗ-66 по ссылке "Жизнь и смерть Таёжного бродяги".
Но наша цель не проехать из точки А в точку Б, наша цель поиск самородного золота
Один из крупных самородков, которые мы нашли в эту поездку, массой 175 граммов. Найденный металлоискателем на р.Гатчинский, Бодайбинский район. Когда мы его нашли, на радостях, нам он показался не меньше чем полкило весом.
Практически на всех дражных отвалах мы находили с металлоискателями золотые самородки. В конце путешествия посчитали, выходило 20 грамм золота в день на один металлоискатель. А сколько ещё в этих бесконечных отвалах золота! Жаль, госдума так и не приняла закон о вольном приносе золота. Ведь лежит драгоценный металл под ногами, пройди с металлоискателем и возьми. На это золото можно было и дороги построить, заводы и фабрики восстановить, сколько полезного для страны сделать.
В ходе поездки встречались и общались с местными жителями, геологами, старателями. Все отзывчивые, добрые, и чаем напоят и обедом накормят.
На Тулдуне нас приветливо встретил генеральный директор ООО «Артель старателей «Западная» Валерий Иванович Назаров. Его артель ведёт добычу на Кедровском месторождении золота. Несколько дней мы гостили в старательском посёлке. Познакомились с бытом и работой в старательской артели. Валерий Иванович - настоящий хозяйственник, всё у него на высшем уровне: и баня, жилье и повара отменные. Эх! Какие они булки пекут!
Поразил подвесной мост через р.Тулдунь. Через несколько лет мы снова посетили эти места, мостом перестали пользоваться и досчатое покрытие почти развалилось, переходить по нему было жутковато, прямо как в фильмах про Индиана Джонс, но в этом прелесть и шарм этой переправы.
В июне 2026 года мы снова хотим посетить эти края, пройти по реке Витим и заглянуть на Тулдунь, Бамбуйку, Ципу, посетить Парамский порог. Желающие могут присоединиться к экспедициям "Тропою старателей" летом 2026 года.
Фильм-выживание о нашем ГАЗ-66
На Ютюбе 7 миллионов просмотров. Думаю и вам фильм понравится.
Карта маршрута вокруг Байкала через зимник 110-й километр.
Автор Рудольф Кавчик