Встречайте очередной “подарок” автолюбителям – с 1 ноября 2025 года в России меняются ставки утилизационного сбора на автомобили. Правительство решило, что считать утильсбор только по объёму двигателя уже недостаточно современно. Теперь в расчёте появится ещё и мощность (лошадиные силы) – по прогрессивной шкале. Официально это делают, чтобы «исключить некорректные расчёты» и закрыть лазейки. Ведь некоторые слишком хитрые товарищи стали массово завозить мощные тачки с маленькими моторами (турбо-свистелки, гибриды, электрокары и т.д.), обходя высокий утильсбор. Ну что ж, больше так не выйдет – малообъёмные, но злые по horsepower машинки теперь тоже попадут под удар. 😉
Что изменится и зачем это придумали
Минпромторг РФ уверяет, что льготная ставка утильсбора для физлиц (то есть минимальные копеечные платежи) сохранится только для машин мощностью до 160 л.с. Это как раз самые популярные авто – по их данным, примерно 88% новых регистраций за последние 5 лет укладывались в эти 160 лошадок. (На Дальнем Востоке вообще 95% ввезённых машин не мощнее 160 л.с., ведь там народ ввозит праворульные японки с небольшими моторами). Вывод чиновников: рядовых покупателей изменения почти не коснутся. Ну-ну… 😏
Однако для всех, у кого двигатель по-мощнее, утильсбор посчитают уже по-новому. Базовая ставка для легковушек остаётся 20 000 ₽ (она неизменна с давних пор). Но теперь коэффициент к этой базе будет зависеть от мощности двигателя. Фактически вводится прогрессивная шкала: чем больше л.с. под капотом – тем выше коэффициент и тем больше итоговая сумма сбора. Ниже приводим расшифровку новой таблицы утильсбора (для физических лиц, ввоз автомобилей для личного пользования) по категориям объёма двигателя и мощности. Готовьте калькуляторы – цифры местами шокируют.
Новые «льготные» ставки утильсбора (с 01.11.2025)
(Категория М1 – легковые автомобили для личного пользования. Указаны коэффициенты к базе 20 000 ₽ и итоговая сумма утильсбора. Первыми идет ставка для новых авто (до 3 лет), через дробь – для машин старше 3 лет.)
Объём двигателя до 1000 см³:
до 160 л.с. – коэффициент 0,17 (сумма 3400 ₽)/0,26 (5200 ₽) – льготная минималка, без изменений
161–190 л.с. – 12,80 (256000 ₽)/23,70 (474000 ₽)
191–220 л.с. – 13,20 (264000 ₽)/25,84 (516800 ₽) – чуть выше, чем в предыдущем диапазоне
221–250 л.с. – 13,50 (270000 ₽)/25,10 (502000 ₽)
свыше 250 л.с. – 14,40 (288000 ₽)/26,50 (530000 ₽ примерно)
Объём от 1000 до 2000 см³:
до 160 л.с. – 0,17 (3 400 ₽) / 0,26 (5 200 ₽) – да, всё ещё льготные копейки.
161–190 л.с. – 37,50 (750 000 ₽) / 45,00 (900 000 ₽).
191–220 л.с. – 39,70 (794 000 ₽) / 47,64 (952 800 ₽).
221–250 л.с. – 42,10 (842 000 ₽) / 50,52 (1 010 400 ₽).
251–280 л.с. – 45,10 (902 000 ₽) / 57,12 (1 142 400 ₽).
281–310 л.с. – 47,60 (952 000 ₽) / 64,56 (1 291 200 ₽).
свыше 310 л.с. – (для 2-литровых двигателей такие мощности уже экзотика, но, видимо, далее шкала растёт вплоть до значений, близких к следующей категории объёма). 🤷
Объём от 2000 до 3000 см³:
до 160 л.с. – 107,67 (2 153 400 ₽) / 164,84 (3 296 800 ₽)
161–190 л.с. – 139,40 (2 788 000 ₽) / 182,90 (3 658 000 ₽)
191–220 л.с. – 141,80 (2 836 000 ₽) / 185,70 (3 714 000 ₽)
221–250 л.с. – 144,20 (2 884 000 ₽) / 188,50 (3 770 000 ₽)
251–280 л.с. – 146,67 (2 933 400 ₽) / 191,30 (3 826 000 ₽
281–310 л.с. – 150,10 (3 002 000 ₽) / 198,90 (3 978 000 ₽)
311–340 л.с. – 152,50 (3 050 000 ₽) / 201,60 (4 032 000 ₽)
341–370 л.с. – 155,30 (3 106 000 ₽) / 204,40 (4 088 000 ₽)
371–400 л.с. – 160,73 (3 214 600 ₽) / 219,50 (4 390 000 ₽)
401–430 л.с. – 166,03 (3 320 600 ₽) / 244,30 (4 886 000 ₽)
431–460 л.с. – 172,20 (3 444 000 ₽) / 249,40 (4 988 000 ₽)
461–500 л.с. – 178,20 (3 564 000 ₽) / 255,80 (5 116 000 ₽)
свыше 500 л.с. – 190,50 (3 810 000 ₽) / 286,90 (5 738 000 ₽)
Объём от 3000 до 3500 см³:
до 160 л.с. – 107,67 (2 153 400 ₽) / 164,84 (3 296 800 ₽. Да-да, даже если мотор 3.2 литра выдает жалкие 150 лошадок – платим сразу несколько миллионов.
161–190 л.с. – 139,40 (2 788 000 ₽) / 182,90 (3 658 000 ₽).
191–220 л.с. – 141,80 (2 836 000 ₽) / 185,70 (3 714 000 ₽).
221–250 л.с. – 144,20 (2 884 000 ₽) / 188,50 (3 770 000 ₽).
251–280 л.с. – 146,67 (2 933 400 ₽) / 191,30 (3 826 000 ₽).
281–310 л.с. – 150,10 (3 002 000 ₽) / 198,90 (3 978 000 ₽).
311–340 л.с. – 152,50 (3 050 000 ₽) / 201,60 (4 032 000 ₽).
341–370 л.с. – 155,30 (3 106 000 ₽) / 204,40 (4 088 000 ₽).
371–400 л.с. – 160,73 (3 214 600 ₽) / 219,50 (4 390 000 ₽).
401–430 л.с. – 166,03 (3 320 600 ₽) / 244,30 (4 886 000 ₽).
431–460 л.с. – 172,20 (3 444 000 ₽) / 249,40 (4 988 000 ₽).
461–500 л.с. – 178,20 (3 564 000 ₽) / 255,80 (5 116 000 ₽).
свыше 500 л.с. – 190,50 (3 810 000 ₽) / 286,90 (5 738 000 ₽).
Объём свыше 3500 см³:
до 160 л.с. – 137,11 (2 742 200 ₽) / 180,24 (3 604 800 ₽). (Шутка ли – почти 3,6 млн ₽ утильсбора за старую «американскую баржу» с V8 под 160 л.с. 🙈)
161–190 л.с. – 145,90 (2 918 000 ₽) / 166,70 (3 334 000 ₽).
191–220 л.с. – 170,60 (3 412 000 ₽) / 219,50 (4 390 000 ₽).
221–250 л.с. – 178,20 (3 564 000 ₽) / 255,80 (5 116 000 ₽).
251–280 л.с. – 185,70 (3 714 000 ₽) / 272,00 (5 440 000 ₽).
281–310 л.с. – 190,50 (3 810 000 ₽) / 286,90 (5 738 000 ₽).
свыше 310 л.с. – коэффициенты идут за 200 и до ~300 (итог: легко свыше 6 млн ₽ утильсбора за особо мощные экземпляры). 🤯
Итого по новой шкале: если ваш автомобильчик до 160 л.с. – вы в безопасности (старые добрые 3,4–5,2 тыс. ₽ сбора). Но стоит “табуну” перевалить за 160 лошадок – начались совсем другие деньги. Для малолитражек рост сначала не такой дикий (сотни тысяч рублей утильсбора вместо тысяч). Зато с объёмом свыше 3 литров суммы сразу измеряются миллионами, а с большой мощностью – 5 миллионов и выше. Про суперкары вообще молчим – там утильсбор может превысить цену хорошей иномарки на ходу. 😅
Ставки утильсбора раньше (до 1 ноября 2025)
Чтобы прочувствовать разницу, вспомним прежние тарифы утильсбора для физических лиц (они действуют до 01.11.2025). Раньше всё зависело только от объёма двигателя. Причём существовало фактически два положения дел: до 3 литров и свыше 3 литров. Если объём двигателя не превышал 3000 см³, вы платили символические 0,17 (3 400 ₽) за новую машину или 0,26 (5 200 ₽) за машину старше 3 лет. И не важно, будь там 60 л.с. или 300 л.с. под капотом – ставка оставалась одинаковой копеечной. Зато стоило мотору чуть перешагнуть рубеж 3000 кубиков, как утильсбор мгновенно взлетал до небес. Например, за двигатель 3100 см³ уже полагался коэффициент 107,67 (т.е. 2,15 млн ₽ сбор) для нового автоu. А если объем >3500 см³ – все 2,74 млн ₽ (коэфф. 137,11) только за утильсбор! Получалась своеобразная “прогрессивная шкала на объём”: 2999 см³ – заплатишь как за мешок семечек, а 3001 см³ – как за новый Mercedes. 🙃
Нынешняя реформа пытается сделать шкалу более плавной и справедливой (по их задумке). Теперь небольшие моторы не всегда будут льготно-дешёвыми – за высокую мощность придётся доплатить. Зато для больших объёмов логика сохранится: там и раньше платили много, а теперь будете платить ещё больше, если «лошадей» много. В теории, это должно ударить прежде всего по тем, кто пользовался лазейкой, завозя через физлиц машины на продажу: раньше можно было ввезти, скажем, 2.5-литровый турбомонстр 300+ л.с. и всё равно отдать лишь 3,4 тыс. сбора – теперь такое не прокатит.
К чему готовиться автолюбителям? Подорожают ли машины?
Как и любой рост налогов/сборов, утильсбор 100% скажется на конечной цене автомобилей. Официальные лица могут уверять, что ~88% покупателей изменений не заметят, но верится с трудом. Во-первых, даже среди массовых моделей хватает версий мощнее 160 л.с. (кроссоверы, седаны D-класса, да тот же китайский Haval с турбомотором легко выходит за лимит). Во-вторых, дилеры никогда не упустят шанс переложить новые расходы на клиента.
Эксперты отрасли уже прикинули вероятные последствия. Оценки разнятся, но цифры неприятные. В массовом сегменте ожидают удорожание машин примерно на 10–20% в результате пересмотра утильсбора. Причём сначала цены могут подскочить на 2–5% сразу после 1 ноября, а затем постепенный рост суммарно достигнет двузначных процентов. Премиальные и высокомощные авто могут взлететь ещё сильнее – эксперты говорят про дополнительные «сотни тысяч рублей» сверху. Вспомним, что только утильсбор для некоторых моделей вырастет на миллионы – неудивительно, что и ценники перепишут в плюс на сопоставимые суммы.
Конечно, производители и власть предвидят рыдания публики и заверяют, что “на обычных людей это не повлияет”. Мол, покупайте машины сейчас, пока по-старым правилам (совет: успеть до 1 ноября 2025, кто планировал обновку). А после – ну извините, хотели тачку помощнее? Заплатите налог на свои хотелки. Зато сможем экологию защитить когда-нибудь потом. В утиль. 😜
В конце – ложка дёгтя (а может, смех сквозь слёзы)
Давайте посмотрим правде в глаза. Любое повышение утильсбора – это дополнительные расходы из кармана покупателей автомобилей. Сбор этот заложат в цену, и машины станут ещё дороже. Но чего переживать? У нас же народ богатый! Подумаешь, у нас автомобили стоят в 2–3 раза дороже, чем в Китае или других странах. Зато у них, этих иностранцев, нет таких природных ресурсов, как в нашей стране, и зарплаты у них выше – вот и завидуют молча. 😉 Поэтому будем платить утильсбор и радоваться, что живём в самой богатой стране. Не зря же говорят: денег нет, но вы держитесь!
SEO-поиск
утильсбор 2025, утилизационный сбор, новые правила ввоза авто 2025, льготный утильсбор до 160 л.с., утиль для физлиц, расчёт утильсбора, коэффициенты утильсбора, таблица утильсбора, сколько стоит утиль в 2025, объём двигателя и мощность, до 2 л и 190 л.с., свыше 160 л.с., свыше 3 литров, 3000 см³, 3500 см³, электромобили подорожание, гибриды подорожание, последовательный гибрид, параллельный импорт 2025, ввоз машин из Китая, правый руль, Дальний Восток авто, б/у авто ввоз, вторичка невыгодно, пошлины и сборы, растаможка 2025, таможенные платежи, цены на автомобили 2025, подорожание авто, дилеры цены, как посчитать утиль, калькулятор утильсбора, пример расчёта, Минпромторг постановление, вступает в силу 1 ноября 2025, для личного пользования, лошадиные силы налог, мощные авто дорого, сравнение со старыми ставками, насколько подорожает, новые ставки утиля, правила ввоза автомобилей, покупка авто для себя, импорт авто 2025, что выбрать до 160 л.с., выгодно ли электрокар, утильсбор на гибрид, таблица по л.с., таблица по объёму