Найти в Дзене
С искусством по жизни

Москва на палитре времени: путешествие по городу сквозь холсты художников

Москва – город с богатой историей, которая запечатлена во множестве образов стараниями художников, иллюстраторов и скульпторов. Недавно столица нашей страны отметила 878-летие, поэтому я предлагаю вам окунуться в прошлое и настоящее Москвы. Тем более, сам Дзен любезно предложил авторам составить свои маршруты на эту увлекательную тему ⬅️ Приглашаю вас на мою искусствоведческую экскурсию по городу-сказке, городу-мечте, взглянув на него глазами мастеров кисти прошлого и настоящего. Мы пройдем по знаковым местам, сравним, как их воспринимали художники разных поколений, и попробуем заглянуть в душу Москвы, заключённую в живописи. Начнем наше путешествие с самого сердца Москвы – Красной площади и величественного Кремля. Эти символы России веками вдохновляли и продолжают вдохновлять художников ⬇️ На протяжении истории у Красной площади было несколько имен. Возникнув одновременно с возведением кремлевских стен из кирпича, она первоначально именовалась Торгом. После сильнейшего пожара 1571 г
Оглавление

Москва – город с богатой историей, которая запечатлена во множестве образов стараниями художников, иллюстраторов и скульпторов.

Недавно столица нашей страны отметила 878-летие, поэтому я предлагаю вам окунуться в прошлое и настоящее Москвы. Тем более, сам Дзен любезно предложил авторам составить свои маршруты на эту увлекательную тему ⬅️

Приглашаю вас на мою искусствоведческую экскурсию по городу-сказке, городу-мечте, взглянув на него глазами мастеров кисти прошлого и настоящего. Мы пройдем по знаковым местам, сравним, как их воспринимали художники разных поколений, и попробуем заглянуть в душу Москвы, заключённую в живописи.

Алексей Шалаев - Улица Поварская. Добрый вечер, 2009. Холст, масло, 40 x 60
Алексей Шалаев - Улица Поварская. Добрый вечер, 2009. Холст, масло, 40 x 60

Сердце города бьется на Красной площади

Начнем наше путешествие с самого сердца Москвы – Красной площади и величественного Кремля. Эти символы России веками вдохновляли и продолжают вдохновлять художников ⬇️

На протяжении истории у Красной площади было несколько имен. Возникнув одновременно с возведением кремлевских стен из кирпича, она первоначально именовалась Торгом. После сильнейшего пожара 1571 года, ее стали называть Пожаром. И лишь с середины XVII века закрепилось название Красная - синоним понятия "красивая".

Вспомним Аполлинария Васнецова и его масштабное полотно "Красная площадь во второй половине XVII века" (1925):

Холст, масло. 125,5х179,5 см, из собрания Музея Москвы.
Холст, масло. 125,5х179,5 см, из собрания Музея Москвы.

Картина словно машина времени отправляет нас в прошлое. Перед нами оживает шумный рынок, пестрят наряды прохожих, по всему периметру выставлены прилавки торговцев. С крыльца Земского приказа зачитывают указ, по брусчатке едет богатая карета, шагает дружина, одним словом - городская суета.

Мастерство Васнецова позволяет нам не просто увидеть, но и почувствовать атмосферу старой Москвы. Представьте себе реакцию человека из XVII века, внезапно оказавшегося на современной Красной площади. Наверняка, он бы отметил, что все стало другим: каменным, ровным и… немного бездушным.

Далее перенесемся в XX век. Константин Юон, в своей картине "Красная площадь 7 ноября 1941 года" (1941), показывает Москву в грозные военные годы.

Военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции был проведён в период, когда немецкие войска стояли у стен Москвы. Этот парад имел огромное значение для поднятия боевого духа как армии, так и всей страны. Прямо с парада многие солдаты отправлялись на фронт.

Заснеженная площадь, военная техника, солдаты, идущие вдаль – все это пропитано духом времени, мужеством и верой в победу. Глядя на это полотно, ощущаешь гордость за страну и ее народ. Кажется, что даже холод пронизывает кости, напоминая о суровых днях, когда судьба Москвы висела на волоске.

Константин Юон - Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. Холст, масло, 84 x 116 см 1949. Государственная Третьяковская галерея.
Константин Юон - Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. Холст, масло, 84 x 116 см 1949. Государственная Третьяковская галерея.

В 1975 году в честь 30-летия Победы в СССР была выпущена марка с репродукцией картины Юона:

-5

Пройдемся по тихим переулкам старой Москвы

Далее, дорогой зритель, отойдем от парадной Красной площади и затеряемся в лабиринте тихих переулков старой Москвы. Здесь, кажется, каждый дом шепчет свою историю, а каждый уголок дышит прошлым ⬇️

Василий Поленов в своей картине "Московский дворик" (1878) запечатлел типичный пейзаж XIX века:

Василий Поленов - Московский дворик, 1878. Холст, масло, 64,5 × 80,1 см. Государственная Третьяковская галерея.
Василий Поленов - Московский дворик, 1878. Холст, масло, 64,5 × 80,1 см. Государственная Третьяковская галерея.

Солнечный свет, деревянные постройки, играющие дети – все это создает атмосферу уюта и тепла. Кажется, что слышишь детский смех и чувствуешь запах свежеиспеченного хлеба.

"Московский дворик" – это не просто картина, это портал в уютную московскую безмятежность 1878 года. Художник будто подсмотрел этот кусочек жизни, пропитанный солнцем и покоем. Дворик получился настолько милым, что хочется бросить все дела и немедленно отправиться туда пить чай с баранками. Эх, где мои 1870-е?

А если серьезно, то Поленов создал настоящую капсулу времени, позволяющую нам сбежать от суеты современной Москвы хотя бы на несколько минут.

Кстати, вот так выглядит поленовский дворик в наши дни:

Источник: https://cdnstatic.rg.ru
Источник: https://cdnstatic.rg.ru

Одним глазком взглянем на драму, развернувшуюся на полотне жанриста Маковского:

Владимир Маковский - На бульваре, 1886–1887. Холст, масло, 54,2 x 69. Государственная Третьяковская галерея.
Владимир Маковский - На бульваре, 1886–1887. Холст, масло, 54,2 x 69. Государственная Третьяковская галерея.

Художник запечатлел короткую встречу молодой семьи на Сретенском бульваре. Ключевой момент произведения основан на контрасте между двумя персонажами: захмелевшим рабочим с гармонью и печальной, поникшей женщиной с младенцем на руках, которая приехала повидаться с мужем в город.

После отмены крепостного права в 1861 году многие жители деревень вынуждены были искать работу в Москве. Оторванные от привычной обстановки, они оказывались беззащитными перед соблазнами города: родственные связи теряли свою силу, традиционные ценности деревенской жизни разрушались, и многие крестьяне становились жертвами алкоголя.

Молодой рабочий на картине явно не рад встрече: жена, ребенок и прошлая жизнь кажутся ему далёкими и неинтересными.

Интересный факт:
"Сретение" с греческого переводится как "встреча", а Сретенский бульвар является самым коротким бульваром Москвы.
Маковский недвусмысленно даёт понять зрителю, что как встреча, так и в целом союз супругов, по всей видимости, не будет долгим.

Далее совершим прыжок на столетие вперед - держите свои шляпы, господа!

Современная художница Алёна Дергилёва также часто обращается к теме старой Москвы, запечатлевая ускользающую красоту непарадного города в своих акварелях:

Алёна Дергилёва - Новая жизнь Старого Арбата, дом 32
Алёна Дергилёва - Новая жизнь Старого Арбата, дом 32

На её картинах – улицы без напускного глянца, поглощенные повседневной суетой, но сохранившие особое очарование. Это взгляд на город без прикрас: простые, будничные мотивы, никакого приукрашивания и лоска.

Художница показывает город и его жителей такими, какие они есть – жизнь в её каждодневном, неустроенном, порой суматошном, но бесконечно уютном течении.

Её работы – это акварельный портрет уцелевшей старой Москвы, какой она была в самом начале двадцать первого века, до изменений, которые мы наблюдаем сейчас. В них – тихая поэзия ускользающего времени и ностальгия по уходящей эпохе.

Алёна Дергилёва - Вечер в Гагаринском переулке, дом 15
Алёна Дергилёва - Вечер в Гагаринском переулке, дом 15

Если понравились работы художницы, по окончании экскурсии жду вас в этом материале:

Москва-река: зеркало города

Москва-река – это не просто водная артерия, это живая нить, связывающая разные районы города и исторические эпохи, поэтому предлагаю прогуляться вдоль ее берегов и вдохнуть свежего воздуха ⬇️

Между прочим:
В самую крупную реку Москвы вливается свыше 850 небольших речек и потоков. Самые крупные из них - реки Истра и Руза. В пределах городской черты главная водная артерия столицы пополняется водами 70-ти более мелких притоков.

Вернёмся на 150 лет назад вместе с Алексеем Боголюбовым, который показывает в своей картине "Москва-река рядом со Звенигородом" не просто пейзаж, а лирическое переживание русской природы:

Алексей Боголюбов - Москва-река рядом со Звенигородом, 1880-е. Дерево, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.
Алексей Боголюбов - Москва-река рядом со Звенигородом, 1880-е. Дерево, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Боголюбов мастерски передает фактуру воды, неба и земли, используя плавные, мягкие мазки.

Это не просто пейзаж, а эмоциональный отклик художника на красоту русской природы, передающий зрителю чувство умиротворения и гармонии. Она является характерным примером русского реалистического пейзажа второй половины XIX века, стремящегося к передаче настроения и лирического переживания.

Современный художник Зиновий Сыдорив написал реку и Кремль в характерной авторской манере:

Сыдорив Зиновий - Вечерний Кремль, 2009. Холст, масло, 50см x 60см. Частная коллекция.
Сыдорив Зиновий - Вечерний Кремль, 2009. Холст, масло, 50см x 60см. Частная коллекция.

Интересный факт:
В 2010 году, когда Центральная Россия переживала аномально жаркое лето, в водах Москвы-реки были обнаружены небольшие пресноводные медузы
вида краспедакуста соверби, достигавшие всего нескольких сантиметров в диаметре. Несколько особей были извлечены из воды и переданы для изучения на кафедру зоологии МГУ. Как заявили ученые, этот вид медуз не представляет угрозы для людей.

Театральная Москва: от бархатных кулис до шикарных экстерьеров

Москва – это город искусства, и театр занимает в нем особое место. Большой театр, МХТ, "Современник" – эти названия звучат как музыка для сердца каждого театрала. Поэтому прогуляемся мимо храмов искусства и даже заглянем внутрь ⬇️

Несомненно, чаще всего художники пишут и рисуют Большой театр - его белоснежная колоннада точно будоражит умы большинства творцов!

Например, Василий Соколов решил изобразить Большой в ретроспективе:

Василий Соколов - Большой театр, 1956. Холст на картоне, масло, 50 х 70.
Василий Соколов - Большой театр, 1956. Холст на картоне, масло, 50 х 70.

А несравненный Александр Бенуа поможет нам с вами заглянуть одним глазком внутрь театра. Только тихо - идёт представление 🤫

Бенуа выступил автором эскизов декораций и костюмов к балету "Петрушка" И.Стравинского, постановки которого, в частности, осуществлялись и на сцене Большого театра:

Александр Бенуа - Комната Черномора. Эскиз декорации к "Петрушке". 1911 год
Александр Бенуа - Комната Черномора. Эскиз декорации к "Петрушке". 1911 год

Декорации автора стали важной частью общей концепции балета, обогатив представление о ярмарочной атмосфере и народных гуляниях. Его работа в области сценографии для этого произведения оставила заметный след в истории театрального искусства.

А самое необычное композиционное изображение все того же Большого в сегодняшней подборке по праву достается Виктору Попкову:

На лесах Большого театра, 1959. Холст, масло, 132х278 см.  Из художественного фонда МК СССР.
На лесах Большого театра, 1959. Холст, масло, 132х278 см. Из художественного фонда МК СССР.

Эта знаковая работа "сурового стиля" в советской живописи, реалистично изображает тяжелый труд без прикрас. Отважные женщины на лесах театра демонстрируют изнанку искусства и то, что за изящной красотой стоит другой, не менее важный, труд.

Данное полотно можно считать гимном труду и простым людям, создающим культурные ценности. Это важное произведение, отражающее дух советской эпохи.

Интересный факт:
Большой театр горел трижды: в 1805 году, в 1812 году во время опустошительного Московского пожара, а также в 1853 году.

Современная Москва: ритм большого города в красках и муралах

Москва XXI века – это мегаполис, полный контрастов. Здесь старинные улочки соседствуют с небоскрёбами, а традиционная культура переплетается с современными технологиями. Давайте же отправимся на знакомство с Москвой с точки зрения современного искусства ⬇️

Игорь Разживин написал любимый город ночью - именно в это время суток Москва раскрывается перед нами с иной стороны, ослепляя яркими огнями, светом рекламы и контрастными отражениями на мокром асфальте:

Игорь Разживин - Москва, Смоленская улица, Бородинский мост, 2020. Холст, масло, 50 х 80.
Игорь Разживин - Москва, Смоленская улица, Бородинский мост, 2020. Холст, масло, 50 х 80.

Нельзя говорить о современной Москве, не упомянув уличное искусство. В последние годы на стенах московских зданий можно увидеть все больше ярких интересных граффити, которые превращают город в настоящую галерею под открытым небом.

Поэтому вперёд, навстречу смелым и необычным решениям уличных художников! ⬇️

Vhils (Португалия) - Портрет 17-тилетнего Владимира Маяковского. Сграффито на штукатурке, территория арт-квартала "Хлебозавод".
Vhils (Португалия) - Портрет 17-тилетнего Владимира Маяковского. Сграффито на штукатурке, территория арт-квартала "Хлебозавод".

Одним из самых масштабных проектов этого направления можно назвать фестиваль граффити "Культурный код" в Железнодорожном районе Балашихи: благодаря акции на стенах местных построек появилось свыше 40 муралов.

Основным требованием к участникам был оригинальный почерк, дающий возможность идентифицировать работу даже без указания авторства.

Новая, 9— Голубое платье — Максимилиано Баньяско и Раско/ Пионерская, 21– Взаимодействие — QBIC / Пушкина, 10 — Эра рыб —VESOD
Новая, 9— Голубое платье — Максимилиано Баньяско и Раско/ Пионерская, 21– Взаимодействие — QBIC / Пушкина, 10 — Эра рыб —VESOD

Не знаю, как относитесь к уличному искусству вы, дорогие читатели, а мне подобные проекты очень нравятся: если они выполнены на высоком уровне и с фантазией, то я только радуюсь, когда вижу на улицах города новые муралы.

Колхозная, 4 — Чашки — Мауро Патта / Новая, 7 — Дом обманка — SHOZY / Новая, 11 — Куда идешь — Наталья Денисова
Колхозная, 4 — Чашки — Мауро Патта / Новая, 7 — Дом обманка — SHOZY / Новая, 11 — Куда идешь — Наталья Денисова

И, раз уж речь зашла о граффити, не могу не упомянуть работу Арсения Пыженкова, больше известного под псевдонимом Покрас Лампас, которая в свое время вызвала широкий общественный резонанс.

В мае 2021 года на фасаде здания по адресу Большая Якиманка 35/1, появилось монументальное граффити. Автор, используя свой узнаваемый каллиграфический стиль, нанес на выкрашенную черным стену имена детей, пропавших без вести:

Покрас Лампас - Имена пропавших детей. Мурал, 2021. Москва, Большая Якиманка, 35, строение 1.
Покрас Лампас - Имена пропавших детей. Мурал, 2021. Москва, Большая Якиманка, 35, строение 1.

Этот мурал уличный художник создал в преддверии Международного дня пропавших детей и посвятил деятельности поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт".

К слову:
Как это нередко бывает, вскоре после создания, граффити с именами пропавших детей попытались закрасить. Но общественные деятели смогли отстоять изображение.

Заключение: Москва - холст, написанный историей

Москва – это вечный источник вдохновения для художников. Ее облик менялся на полотнах авторов разных эпох вместе с самим городом, навсегда вписав имена авторов в историю.

Надеюсь, наша эстафета по Москве сквозь холсты художников была для вас не только познавательной, но и вдохновляющей! Прямо как пропитанная светом и спортивным азартом картина Александра Дейнеки "Эстафета по кольцу Б" ⬇️

Александр Дейнека - Эстафета по кольцу Б, 1947. Холст, масло, 199 × 299 см. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Дейнека - Эстафета по кольцу Б, 1947. Холст, масло, 199 × 299 см. Государственная Третьяковская галерея.

Дейнека искренне любил спорт, смелость, скорость и молодость - эти темы навсегда поселились на его масштабных полотнах, ярко отражая дух прошлого.

Интересный факт:
На картине можно увидеть и самого Дейнеку — это мужчина в белой рубашке в правом ряду.
Художник неспроста вписал себя в это полотно: он сам жил на Новинском бульваре, а именно на нём происходит действие картины.

Обязательно поделитесь своими впечатлениями о нашей экскурсии - какие работы художников впечатлили вас больше всего?

И до новых встреч на канале, друзья!