Москва – город с богатой историей, которая запечатлена во множестве образов стараниями художников, иллюстраторов и скульпторов.
Недавно столица нашей страны отметила 878-летие, поэтому я предлагаю вам окунуться в прошлое и настоящее Москвы. Тем более, сам Дзен любезно предложил авторам составить свои маршруты на эту увлекательную тему ⬅️
Приглашаю вас на мою искусствоведческую экскурсию по городу-сказке, городу-мечте, взглянув на него глазами мастеров кисти прошлого и настоящего. Мы пройдем по знаковым местам, сравним, как их воспринимали художники разных поколений, и попробуем заглянуть в душу Москвы, заключённую в живописи.
Сердце города бьется на Красной площади
Начнем наше путешествие с самого сердца Москвы – Красной площади и величественного Кремля. Эти символы России веками вдохновляли и продолжают вдохновлять художников ⬇️
На протяжении истории у Красной площади было несколько имен. Возникнув одновременно с возведением кремлевских стен из кирпича, она первоначально именовалась Торгом. После сильнейшего пожара 1571 года, ее стали называть Пожаром. И лишь с середины XVII века закрепилось название Красная - синоним понятия "красивая".
Вспомним Аполлинария Васнецова и его масштабное полотно "Красная площадь во второй половине XVII века" (1925):
Картина словно машина времени отправляет нас в прошлое. Перед нами оживает шумный рынок, пестрят наряды прохожих, по всему периметру выставлены прилавки торговцев. С крыльца Земского приказа зачитывают указ, по брусчатке едет богатая карета, шагает дружина, одним словом - городская суета.
Мастерство Васнецова позволяет нам не просто увидеть, но и почувствовать атмосферу старой Москвы. Представьте себе реакцию человека из XVII века, внезапно оказавшегося на современной Красной площади. Наверняка, он бы отметил, что все стало другим: каменным, ровным и… немного бездушным.
Далее перенесемся в XX век. Константин Юон, в своей картине "Красная площадь 7 ноября 1941 года" (1941), показывает Москву в грозные военные годы.
Военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции был проведён в период, когда немецкие войска стояли у стен Москвы. Этот парад имел огромное значение для поднятия боевого духа как армии, так и всей страны. Прямо с парада многие солдаты отправлялись на фронт.
Заснеженная площадь, военная техника, солдаты, идущие вдаль – все это пропитано духом времени, мужеством и верой в победу. Глядя на это полотно, ощущаешь гордость за страну и ее народ. Кажется, что даже холод пронизывает кости, напоминая о суровых днях, когда судьба Москвы висела на волоске.
В 1975 году в честь 30-летия Победы в СССР была выпущена марка с репродукцией картины Юона:
Пройдемся по тихим переулкам старой Москвы
Далее, дорогой зритель, отойдем от парадной Красной площади и затеряемся в лабиринте тихих переулков старой Москвы. Здесь, кажется, каждый дом шепчет свою историю, а каждый уголок дышит прошлым ⬇️
Василий Поленов в своей картине "Московский дворик" (1878) запечатлел типичный пейзаж XIX века:
Солнечный свет, деревянные постройки, играющие дети – все это создает атмосферу уюта и тепла. Кажется, что слышишь детский смех и чувствуешь запах свежеиспеченного хлеба.
"Московский дворик" – это не просто картина, это портал в уютную московскую безмятежность 1878 года. Художник будто подсмотрел этот кусочек жизни, пропитанный солнцем и покоем. Дворик получился настолько милым, что хочется бросить все дела и немедленно отправиться туда пить чай с баранками. Эх, где мои 1870-е?
А если серьезно, то Поленов создал настоящую капсулу времени, позволяющую нам сбежать от суеты современной Москвы хотя бы на несколько минут.
Кстати, вот так выглядит поленовский дворик в наши дни:
Одним глазком взглянем на драму, развернувшуюся на полотне жанриста Маковского:
Художник запечатлел короткую встречу молодой семьи на Сретенском бульваре. Ключевой момент произведения основан на контрасте между двумя персонажами: захмелевшим рабочим с гармонью и печальной, поникшей женщиной с младенцем на руках, которая приехала повидаться с мужем в город.
После отмены крепостного права в 1861 году многие жители деревень вынуждены были искать работу в Москве. Оторванные от привычной обстановки, они оказывались беззащитными перед соблазнами города: родственные связи теряли свою силу, традиционные ценности деревенской жизни разрушались, и многие крестьяне становились жертвами алкоголя.
Молодой рабочий на картине явно не рад встрече: жена, ребенок и прошлая жизнь кажутся ему далёкими и неинтересными.
Интересный факт:
"Сретение" с греческого переводится как "встреча", а Сретенский бульвар является самым коротким бульваром Москвы.
Маковский недвусмысленно даёт понять зрителю, что как встреча, так и в целом союз супругов, по всей видимости, не будет долгим.
Далее совершим прыжок на столетие вперед - держите свои шляпы, господа!
Современная художница Алёна Дергилёва также часто обращается к теме старой Москвы, запечатлевая ускользающую красоту непарадного города в своих акварелях:
На её картинах – улицы без напускного глянца, поглощенные повседневной суетой, но сохранившие особое очарование. Это взгляд на город без прикрас: простые, будничные мотивы, никакого приукрашивания и лоска.
Художница показывает город и его жителей такими, какие они есть – жизнь в её каждодневном, неустроенном, порой суматошном, но бесконечно уютном течении.
Её работы – это акварельный портрет уцелевшей старой Москвы, какой она была в самом начале двадцать первого века, до изменений, которые мы наблюдаем сейчас. В них – тихая поэзия ускользающего времени и ностальгия по уходящей эпохе.
Если понравились работы художницы, по окончании экскурсии жду вас в этом материале:
Москва-река: зеркало города
Москва-река – это не просто водная артерия, это живая нить, связывающая разные районы города и исторические эпохи, поэтому предлагаю прогуляться вдоль ее берегов и вдохнуть свежего воздуха ⬇️
Между прочим:
В самую крупную реку Москвы вливается свыше 850 небольших речек и потоков. Самые крупные из них - реки Истра и Руза. В пределах городской черты главная водная артерия столицы пополняется водами 70-ти более мелких притоков.
Вернёмся на 150 лет назад вместе с Алексеем Боголюбовым, который показывает в своей картине "Москва-река рядом со Звенигородом" не просто пейзаж, а лирическое переживание русской природы:
Боголюбов мастерски передает фактуру воды, неба и земли, используя плавные, мягкие мазки.
Это не просто пейзаж, а эмоциональный отклик художника на красоту русской природы, передающий зрителю чувство умиротворения и гармонии. Она является характерным примером русского реалистического пейзажа второй половины XIX века, стремящегося к передаче настроения и лирического переживания.
Современный художник Зиновий Сыдорив написал реку и Кремль в характерной авторской манере:
Интересный факт:
В 2010 году, когда Центральная Россия переживала аномально жаркое лето, в водах Москвы-реки были обнаружены небольшие пресноводные медузы
вида краспедакуста соверби, достигавшие всего нескольких сантиметров в диаметре. Несколько особей были извлечены из воды и переданы для изучения на кафедру зоологии МГУ. Как заявили ученые, этот вид медуз не представляет угрозы для людей.
Театральная Москва: от бархатных кулис до шикарных экстерьеров
Москва – это город искусства, и театр занимает в нем особое место. Большой театр, МХТ, "Современник" – эти названия звучат как музыка для сердца каждого театрала. Поэтому прогуляемся мимо храмов искусства и даже заглянем внутрь ⬇️
Несомненно, чаще всего художники пишут и рисуют Большой театр - его белоснежная колоннада точно будоражит умы большинства творцов!
Например, Василий Соколов решил изобразить Большой в ретроспективе:
А несравненный Александр Бенуа поможет нам с вами заглянуть одним глазком внутрь театра. Только тихо - идёт представление 🤫
Бенуа выступил автором эскизов декораций и костюмов к балету "Петрушка" И.Стравинского, постановки которого, в частности, осуществлялись и на сцене Большого театра:
Декорации автора стали важной частью общей концепции балета, обогатив представление о ярмарочной атмосфере и народных гуляниях. Его работа в области сценографии для этого произведения оставила заметный след в истории театрального искусства.
А самое необычное композиционное изображение все того же Большого в сегодняшней подборке по праву достается Виктору Попкову:
Эта знаковая работа "сурового стиля" в советской живописи, реалистично изображает тяжелый труд без прикрас. Отважные женщины на лесах театра демонстрируют изнанку искусства и то, что за изящной красотой стоит другой, не менее важный, труд.
Данное полотно можно считать гимном труду и простым людям, создающим культурные ценности. Это важное произведение, отражающее дух советской эпохи.
Интересный факт:
Большой театр горел трижды: в 1805 году, в 1812 году во время опустошительного Московского пожара, а также в 1853 году.
Современная Москва: ритм большого города в красках и муралах
Москва XXI века – это мегаполис, полный контрастов. Здесь старинные улочки соседствуют с небоскрёбами, а традиционная культура переплетается с современными технологиями. Давайте же отправимся на знакомство с Москвой с точки зрения современного искусства ⬇️
Игорь Разживин написал любимый город ночью - именно в это время суток Москва раскрывается перед нами с иной стороны, ослепляя яркими огнями, светом рекламы и контрастными отражениями на мокром асфальте:
Нельзя говорить о современной Москве, не упомянув уличное искусство. В последние годы на стенах московских зданий можно увидеть все больше ярких интересных граффити, которые превращают город в настоящую галерею под открытым небом.
Поэтому вперёд, навстречу смелым и необычным решениям уличных художников! ⬇️
Одним из самых масштабных проектов этого направления можно назвать фестиваль граффити "Культурный код" в Железнодорожном районе Балашихи: благодаря акции на стенах местных построек появилось свыше 40 муралов.
Основным требованием к участникам был оригинальный почерк, дающий возможность идентифицировать работу даже без указания авторства.
Не знаю, как относитесь к уличному искусству вы, дорогие читатели, а мне подобные проекты очень нравятся: если они выполнены на высоком уровне и с фантазией, то я только радуюсь, когда вижу на улицах города новые муралы.
И, раз уж речь зашла о граффити, не могу не упомянуть работу Арсения Пыженкова, больше известного под псевдонимом Покрас Лампас, которая в свое время вызвала широкий общественный резонанс.
В мае 2021 года на фасаде здания по адресу Большая Якиманка 35/1, появилось монументальное граффити. Автор, используя свой узнаваемый каллиграфический стиль, нанес на выкрашенную черным стену имена детей, пропавших без вести:
Этот мурал уличный художник создал в преддверии Международного дня пропавших детей и посвятил деятельности поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт".
К слову:
Как это нередко бывает, вскоре после создания, граффити с именами пропавших детей попытались закрасить. Но общественные деятели смогли отстоять изображение.
Заключение: Москва - холст, написанный историей
Москва – это вечный источник вдохновения для художников. Ее облик менялся на полотнах авторов разных эпох вместе с самим городом, навсегда вписав имена авторов в историю.
Надеюсь, наша эстафета по Москве сквозь холсты художников была для вас не только познавательной, но и вдохновляющей! Прямо как пропитанная светом и спортивным азартом картина Александра Дейнеки "Эстафета по кольцу Б" ⬇️
Дейнека искренне любил спорт, смелость, скорость и молодость - эти темы навсегда поселились на его масштабных полотнах, ярко отражая дух прошлого.
Интересный факт:
На картине можно увидеть и самого Дейнеку — это мужчина в белой рубашке в правом ряду.
Художник неспроста вписал себя в это полотно: он сам жил на Новинском бульваре, а именно на нём происходит действие картины.
Обязательно поделитесь своими впечатлениями о нашей экскурсии - какие работы художников впечатлили вас больше всего?
И до новых встреч на канале, друзья!