Найти в Дзене

Не колоколами едиными

На площади Свободы Валдая недалеко от «Музея уездного города» стоит бронзовая девушка, протягивающая прохожим баранку. Целая связка точно таких же висит у неё на шее. Неофициально скульптуру называют Алёнкой. Создал валдайскую продавщицу баранок скульптор Вадим Боровых по заказу администрации Валдайского района. Алексей Митрофанов в своей книге «Сладости. Русская еда в русской культуре» рассказывает: «Бараночной столицей государства был Валдай. Это сейчас самый известный бренд Валдая — колокольчики. А в пушкинские времена — валдайские баранки. Точнее, продавщицы тех баранок». О знаменитых валдайских баранках писали А.Н. Радищев и А.С. Пушкин. Пекли их в специальных пекарнях. Особенностью баранок было то, что они не черствели девять дней. Но не вкус и свежесть угощения отмечали писатели – не могли они оставить без внимания особенность, описанную упомянутым Митрофановым: «В качестве бонуса валдайские красавицы предлагали покупателям так называемый «поцелуй через баранку». То есть, через
Валдай, 2025, фото автора
Валдай, 2025, фото автора

На площади Свободы Валдая недалеко от «Музея уездного города» стоит бронзовая девушка, протягивающая прохожим баранку. Целая связка точно таких же висит у неё на шее. Неофициально скульптуру называют Алёнкой. Создал валдайскую продавщицу баранок скульптор Вадим Боровых по заказу администрации Валдайского района.

Алексей Митрофанов в своей книге «Сладости. Русская еда в русской культуре» рассказывает:

«Бараночной столицей государства был Валдай. Это сейчас самый известный бренд Валдая — колокольчики. А в пушкинские времена — валдайские баранки. Точнее, продавщицы тех баранок».

О знаменитых валдайских баранках писали А.Н. Радищев и А.С. Пушкин. Пекли их в специальных пекарнях. Особенностью баранок было то, что они не черствели девять дней. Но не вкус и свежесть угощения отмечали писатели – не могли они оставить без внимания особенность, описанную упомянутым Митрофановым:

«В качестве бонуса валдайские красавицы предлагали покупателям так называемый «поцелуй через баранку». То есть, через дырку в баранке. Соответственно, чем больше и дороже была баранка, тем интереснее выходил поцелуй».

Впрочем, автор скульптуры, проверивший на практике легенду о поцелуе через баранку в награду за покупку, утверждает: «Это невозможно! До щёчки, точно, не дотянешься. Так что думаю, история про поцелуи – просто шутка».

Памятник имеет реальные прототипы, причём это не только женщины-модели (их было три), с которых скульптор лепил образ, но и традиционный русский костюм, переданный для изучения и работы валдайской мастерицей Екатериной Шарковой. Лицом же «Алёнки» стала второкурсница областного колледжа искусств имени Рахманинова Анна Балагутова.

Валдай, 2025, фото автора
Валдай, 2025, фото автора

Скульптура ростом 165 см сварена из 17 фрагментов, но сделано это так искусно, что выглядит она монолитно. Весит бронзовая Алёнка 200 кг. И, как водится, красота в деталях. Птичка и наблюдающий за ней кот у ног девушки добавляют и без того интересному памятнику очарования.

Валдай, 2025, фото автора
Валдай, 2025, фото автора