А-46 и другие проекты советских средних САУ 1941 года
Большая война, которая длится несколько лет, способна неоднократно поменять взгляд на то, какие образцы вооружения и военной техники нужны армии. Причем этот самый взгляд может меняться чуть ли не раз в год. Такое можно было наблюдать и в случае с самоходной артиллерией в годы Второй мировой войны. Порой данные процессы не особо видны в той связи, что они теряются в архивных дебрях, посему попросту оказываются недоступными исследователям. В результате возникают некоторые заблуждения относительно того, как именно развивалась самоходная артиллерия в ряде стран.
Такая история случилась и в случае с отечественной самоходной артиллерией. Считалось, что всё началось весной 1942 года, когда были запущены работы сначала по СГ-122, а затем по будущей СУ-122. На самом деле всё стартовало куда раньше, причем облик исходных советских средних САУ кардинально отличался от того, чего в итоге получилось. Увы, по них не сохранилось графических материалов, но кое-что понять можно, благо документы по них плюс-минус имеются.
В 30-е годы наибольшие успехи советской программы самоходной артиллерии наблюдались в случае с боевыми машинами на базе танка сопровождения Т-26. Это была одновременно и самая успешная, и проблемная база. Но на фоне того, что было с базами для САУ более тяжелого класса, с Т-26 ситуация выглядела просто прекрасно. Особенно что касается средних танков. Т-28, который условно средний танк (фактически он выполнял роль танка прорыва и находился на вооружении тяжелотанковых батальонов), фигурировал в случае с несколькими проектами САУ, но дальше "бумаги" он не продвинулся. Ситуация изменилась только с принятием на вооружение Т-34.
Точкой отсчета в разработке самоходных установок на базе Т-34 следует считать 16 июня 1940 года. В этот день состоялось совещание по вопросу новых опытных работ по танковому и противотанковому вооружению. На совещании, которое проводил заместитель НКО маршал Г.И. Кулик, присутствовали представители ГАУ, АБТУ, а также ведущие конструкторы артиллерийских заводов. Среди них были главный конструктор завода №8 М.Н. Логинов, а также директор завода №8 Н.Э. Носовский. К тому времени Т-34 уже начали запускать в серийное производство, что дало основание пускать его в работу. Причем первая САУ на базе Т-34 выглядела крайне интересно:
"1. Противотанковое вооружение.
На шасси танка Т-34 сконструировать самоходную пушку для борьбы с танками, истребитель танков.
Пушка должна обладать следующими характеристиками:
1. Калибр – 85 мм
2. Начальная скорость снаряда – 800 м/сек.
3. Бронепробиваемость – пробивать броню 80-85 мм на дистанции 1000 метров под углом 30o.
4. Вертикальный обстрел -5/+45 o.
5 Горизонтальный обстрел - 360 o.
6. Скорострельность практическая – не менее 18 выстрелов в минуту.
7. Бортовая броня должна защищать экипаж от поражения крупнокалиберных пуль и иметь толщину не менее 20 мм.
2. АБТУ подать на завод №8 два танка Т-34 и прикомандировать к заводу №8 конструктора-танкиста с завода №183.
3. Две самоходные установки должны быть сданы в месячный срок со дня подачи шасси. Работу считать первоочередной.
4. АУ и НИИ-24 немедленно спроектировать, изготовить и испытать 85 мм бронебойный снаряд."
21 июня 1940 года была составлена ведомость опытных образцов танковых, самоходных и противотанковых систем, подлежащих разработке в 1940 году. Пунктом номер 7 в этой ведомости проходила "85 мм самоходная пушка на шасси танка Т-34 (истребитель танков)". Ожидалось, что боевая масса САУ составит 26 тонн, а максимальная скорость достигала 40 км/ч. Гусеничное шасси обеспечивал завод №183 (г. Харьков), артиллерийской частью занимался завод №8 (г.Калининград, ныне Королев). Фактически вся работа возлагалась на завод №8, поскольку шасси Т-34 не менялось. Обеспечивался круговой обстрел, а наводка по вертикали предполагалась в пределах от -5 до +45 градусов. Ожидаемая скорострельность оптимистично оценивалась в 15 выстрелов в минуту.
Ни индекса, ни подробностей насчет данной разработки нет. По имеющимся данным, завод №183 отгрузил во второй половине 1940 года два шасси Т-34 без башен. А вот на заводе №8 активность по данной теме быстро затихла. Помимо перегруженности КБ завода №8 работами по текущим орудийным системам, определенное влияние на работы оказала смерть 28 октября 1940 года Логинова. У сменившего его на посту главного конструктора Л.А. Локтева приоритетным направлением было развертывание серийного производства автоматических зенитных пушек 61-К и 72-К. Что же касается шасси Т-34, то их вернули в Харьков и они стали обычными танками.
На полгода тема истребителя танков с 85-мм зенитной пушкой зависла. Снова про него вспомнили весной 1941 года. Толчком для возвращения интереса к САУ стало спецсообщение Разведывательного Управления Генерального штаба Красной Армии о направлении развития вооруженных сил Германии и изменениях в их состоянии. В том числе появилась информация про тяжелые танки. На фоне новой информации резко активизировались работы и по самоходным установкам. 23 мая 1941 года заместитель Наркома Обороны маршал Г.И. Кулик собрал совещание, посвященное самоходной артиллерии. По итогам совещания было решено активизировать работы по четырем типам САУ – зенитные самоходные установки, штурмовые САУ, истребители танков и истребители ДОТ-ов.
Работы по истребителям танков пошли по двум направлениям – легкие САУ с вооружением в виде 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2, а также средние САУ с вооружением в виде 85-мм зенитного орудия 52-К. Разработку тактико-технических требований на 85-мм истребитель танков с базой в виде Т-34 возложили на завод №8 (ответственным стал Г.Д. Дорохин, один из создателей 52-К) и завод №183 (ответственным назначили А.А. Морозова, главного конструктора завода №183). При этом вторая итерация истребителя танков радикально отличалась от исходной концепции.
В качестве базы предполагалось использовать тягач А-42 (АТ-42), который разрабатывался с апреля 1940 года на базе Т-34. Согласно дальнейшей переписке, самоходная установка имела заводской индекс А-46. Смена базы объяснялась просто: в кормовой части А-42 имелась большая платформа размером 2000х2900 мм, которая позволяла свободно разметить качающуюся часть 85-мм зенитной пушки с минимальными изменениями. Кроме того, у платформы были откидные борта, что еще больше увеличивало площадь боевого отделения. Вместо башенного истребителя танков разработка эволюционировала в боевую машину, по концепции напоминающую немецкую полугусеничную САУ 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8).
Согласно требованиям, боевая масса А-46 должна была составлять не более 25 тонн. Орудийный расчет должен был состоять из 5 человек, плюс 2 человека в отделении управления. Толщина брони шасси в лобовой части и по бортам предполагалась в районе 30 мм, а крыша и днище – 15 мм. Орудие, размещенное в кормовой части машины, прикрывалось спереди, с боков и частично сверху орудийным щитом с толщиной брони 8-10 мм. Общая масса системы вместе с бронировкой оценивалась в 4700 кг. Скорострельность орудия предполагалось в районе 18 выстрелов в минуту. Орудию обеспечивался круговой сектор обстрела, а в вертикальной плоскости наводка в пределах от -5 до +25 градусов. В отличие от A-42, откидным у A-46 предполагался только задний борт платформы. Боекомплект должен был составить 50 патронов. Также предусматривалась возможность возки дополнительного боекомплекта из 100 патронов в одноосном прицепе.
Помимо А-46, существовал и альтернативный вариант самоходной установки. Вместо АТ-42, который преследовали большие проблемы, возникла идея создать истребитель танков на шасси тяжелого артиллерийского тягача "Ворошиловец". Шасси предполагалось защитить броней, как минимум это касалось кабины и моторного отделения. Вероятнее всего, похожей на А-46 предполагалась орудийная установка и общее построение боевого отделения. Оба проекта рассматривались на совещании, которое состоялось 9 июня 1941 года. В ходе обсуждения проектов самоходных установок, предложенных НКСМ, от варианта с использованием шасси "Ворошиловца» отказались. Причиной тому стали слишком большая боевая масса, которая вырастала с учетом появлением брони и орудийной установки, а также большая высота линии огня.
27 мая 1941 года был подготовлен проект постановления СНК «О самоходной артиллерии». В нем А-46 фигурировала в пункте, посвященном штурмовой артиллерии. По планам, первые два образца А-46 ожидалось получить к 1 октября 1941 года. Производство САУ предполагалось освоить на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева, за 1942 год ожидалось получить 1500 истребителей танков. Фактически речь шла о сборке боевых машин с использованием шасси завода №183 и артиллерийской части завода №8. Такая схема казалась вполне рабочей, но не факт, что она действительно сработала как надо. Ибо завод напрямую зависел от смежников, а в случае с АТ-42 дела летом 1941 года обстояли весьма скверно.
Вполне возможно, наверху понимали, что дела с АТ-42 обстоят плохо, поэтому стали появляться альтернативные варианты. 16 июня 1941 года были подготовлены тактико-технические требования сразу на две машины, получившие обозначение СУ-34. Обе самоходные установки имели вооружение в виде 85-мм пушки, а также отличались тем, что толщина брони снижалась до 30 мм. В остальном же машины значительно отличались друг от друга. Первая самоходная установка базировалась на шасси Т-34, ее боевая масса оценивалась в 23,5-24 тонны. Орудие предполагалось поставить на «турельной установке» с сектором горизонтального обстрела 15 градусов в каждую сторону. Башни при этом машина не имела. Боекомплект составлял 45-50 снарядов.
Вторая самоходная установка создавалась на другой базе – Т-34М. Модернизированный танк имел больший диаметр башенного погона, что, потенциально, упрощало задачу. В отличие от первой машины, эта версия имела башню с круговым сектором обстрела. Расчетная боевая масса составляла 19-20 тонн. Боекомплект довольно существенно вырастал – до 65-70 снарядов. Увеличивался и экипаж – с 4 до 5 человек. Обязательным условием для обоих проектов была защита сверху от пикирующих самолетов. Вертикальная наводка орудий в обоих вариантах находилась в пределах от -2 до +15 градусов. Также, согласно требованиям, установки должны были обеспечивать скорострельность 6-8 выстрелов в минуту при стрельбе с хода. Предполагалась возможность стрельбы с закрытых позиций.
Дальше тактико-технических требований данные проекты на базе Т-34 не продвинулись. Спустя неделю началась Великая Отечественная война, которая внесла серьезные коррективы. После начала войны работы по СУ-34 не свернули полностью, но из высокого приоритета убрали. Связано это оказалось с тем, что начавшаяся война потребовала резко взвинтить темп выпуска Т-34, стало не до Т-34М, и уж тем более не до САУ на его базе. А вот А-46, в том или ином виде, продолжали развивать. Согласно приказу наркома вооружения Д.Ф. Устинова от 1 июля 1941 года, разработка артиллерийской САУ с 85-мм зенитной пушкой 52-К возлагалась на завод №8. Там система получила обозначение 105-К. По состоянию на 6 августа 1941 года были готовы рабочие чертежи и планировалось спустить их в производство. Окончательное изготовление орудийной системы ожидалось к сентябрю 1941 года.
Этого так и не произошло, поскольку АТ-42 окончательно забросили. А вот истребитель танков на базе "Ворошиловца" возродился. 27 августа 1941 года на заводе №183 состоялось техническое совещание, на котором обсуждались проекты самоходных установок. Среди них была 85-мм САУ на базе Т-34, которая проектировалась ещё с 1940 года, А-46, а также две самоходные установки на базе тяжёлого артиллерийского тягача "Ворошиловец". По итогам совещения было решено делать, по сути, бронетрактор, с башенной установкой либо 57-мм танковой пушки ЗИС-4, либо 76-мм танковой пушки Ф-34. Боевая масса машины ожидалась в районе 23 тонн, толщина лобовой брони достигала 30 мм, а бортов - 20 мм.
Рассматривалась возможность поставить на ту же базу 85-мм пушку 52-К, но время оказалось упущено. Уже вскоре завод №183 начали эвакуировать. По итогам всех перипетий так получилось, что ставка на артиллерийские тягачи оказалась ошибочной. Прежде всего потому, что танковая база, то есть "чистый" Т-34, оказалась куда более доступной. Самое интересное, что дальнейшие работы по истребителю танков с зениткой 52-К снова свалились на завод №8. Но с нюансом - речь шла о заводе, который эвакуировали в Свердловск. Так началась история по созданию У-20, еще одной ступени эволюции советских средних САУ, которая долгое время оставалась в забвении.
Список источников:
РГВА
РГАЭ
ЦАМО РФ
Другие статьи по советским средним САУ 1940-43 гг:
Развитие советских средних САУ в 1940-43 годах
У-20, проект истребителя танков на базе Т-34, разработанный на УЗТМ под руководством Ф.Ф. Петрова
История СГ-122, первой отечественной средней САУ, пошедшей в серию
Опытная штурмовая САУ У-35, прямой предок СУ-122
Опытная штурмовая САУ СГ-2, предок СУ-122, про которого предпочли забыть
К 80-летию принятия на вооружение СУ-12 (СУ-76) и СУ-35 (СУ-122)
История СУ-76И, средней САУ на базе трофейных шасси Pz.Kpfw.III и StuG
История советской средней самоходной артиллерийской установки СУ-122
Рассказ про самоходную артиллерийскую установку СУ-122 из парка "Патриот"
Особенности производства СУ-122 летом 1943 года
История 122-мм самоходной гаубицы Д-11 и ее танковой версии Д-12, а также СУ-122м
История 122-мм танковой гаубицы С-41, которая предназначалась для установки в КВ-1с и СУ-122