Найти в Дзене
ТАВРИДА.АРТ

Как смотреть кино и понимать, что происходит на экране

Спросили эксперта летних школ Академии «Меганом» Алёну Сычёву — преподавателя факультета анимации университета «Синергия», члена правления гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ. Она рассказала, что нужно знать о процессе производства кино, какие фильмы смотреть и на что обращать внимание, чтобы научиться понимать язык кинематографа. Ответ прост: ничего.
Кино не требует от зрителя большого интеллектуального напряжения — достаточно быть внимательным. Ещё в статье «Монтаж аттракционов» Сергей Эйзенштейн писал, что аттракцион — это эмоциональное воздействие на зрителя. Оно захватывает внимание, управляет эмоциями и направляет их в нужную сторону. То же самое и с кино: чтобы понять происходящее, зрителю не нужно обладать специальными знаниями, потому что он всё равно приходит к эмоциям, которые задумал режиссёр. Чтобы глубже воспринимать кино, стоит присматриваться к выразительным средствам: Это основные статичные приёмы. Есть и динамические: движение камеры и внутрик
Оглавление

Спросили эксперта летних школ Академии «Меганом» Алёну Сычёву — преподавателя факультета анимации университета «Синергия», члена правления гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ.

Она рассказала, что нужно знать о процессе производства кино, какие фильмы смотреть и на что обращать внимание, чтобы научиться понимать язык кинематографа.

Нужно ли зрителю что-то знать заранее?

Ответ прост: ничего.

Кино не требует от зрителя большого интеллектуального напряжения — достаточно быть внимательным.

Ещё в статье «Монтаж аттракционов» Сергей Эйзенштейн писал, что аттракцион — это эмоциональное воздействие на зрителя. Оно захватывает внимание, управляет эмоциями и направляет их в нужную сторону. То же самое и с кино: чтобы понять происходящее, зрителю не нужно обладать специальными знаниями, потому что он всё равно приходит к эмоциям, которые задумал режиссёр.

На что обращать внимание при просмотре?

Чтобы глубже воспринимать кино, стоит присматриваться к выразительным средствам:

  • крупности плана
  • мизансцене
  • ракурсу

Это основные статичные приёмы. Есть и динамические: движение камеры и внутрикадровое движение. Но самое важное — следить за движением сюжета. Именно ради него мы смотрим кино.

-2

Какие фильмы помогут лучше понимать кино?

Множество подборок — «100 лучших фильмов», «10 фильмов года» и другие — не сделают вас знатоком киноязыка. Невозможно просто посмотреть несколько картин и решить, что теперь вы лучше разбираетесь в кинематографе.

Чтобы действительно понимать кино, важно:

  • читать книги о кинематографе
  • анализировать фильмы покадрово
  • реконструировать процесс их создания

Полезная практика — разделить фильм на кадры, выделить в каждом звук и изображение, проследить, как соединяются детали. Такой анализ позволяет заглянуть в мастерскую художника-создателя и глубже постичь увиденное.

-3

Кино — это искусство эмоций. Чтобы его понимать, не обязательно быть кинокритиком. Но внимательность, наблюдательность и умение анализировать помогут смотреть фильмы осмысленно и открывать новые смыслы в привычных историях.