Найти в Дзене
сТОПочки

5 Самых Известных Художников-Мигрантов и Другие Истории

Оглавление

Сколько существуют на белом свете художники, столько же существуют и художники-мигранты. Как и все остальные, они покинули свою родину и отправились за границу по многим причинам: чтобы получить лучшее образование, заработать на жизнь, найти лучшую жизнь, а также спастись от войны и преследований со стороны государства.

5 Самых Известных Художников-Мигрантов и Другие Истории
5 Самых Известных Художников-Мигрантов и Другие Истории

В этой статье вы найдёте несколько историй о художниках-мигрантах, которые вы, вполне возможно, даже не ожидали услышать.

1 место. Эль Греко – уехал в поисках работы

Эль Греко – «Вид Толедо», примерно 1599-1600 годы, Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Эль Греко – «Вид Толедо», примерно 1599-1600 годы, Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Подсказка кроется в его имени. Имя Доменикуса Теотокопулоса на первый взгляд может показаться многим незнакомым, но он широко известен по своему ксенофобскому прозвищу, которое получил сразу после переезда в Испанию: Эль Греко, что в переводе на русский язык означает «Грек». Эль Греко (годы жизни 1541-1614) родился на средиземноморском острове Крит, тогда находившемся под властью Венецианской республики. Он начинал свою карьеру как иконописец в византийском стиле, характерном для острова, но, как и любой другой начинающий художник, парень всячески стремился расширить своё образование и круг потенциальных клиентов. В возрасте 26 лет он переехал сначала в Венецию (Италия), а затем и в Рим – столицу государства, по пути впитывая в себя влияние местных традиций. В 1577 году он отправился в Испанию и поселился в Толедо, где и прожил вплоть до конца своей жизни.

Эль Греко завязал связи с испанцами, находясь ещё в Риме, и направился туда с целью заручиться покровительством со стороны Филиппа II (годы жизни 1527-1598). В конечном итоге он потерпел неудачу: испанскому королю, похоже, не понравился самобытный стиль живописца. Однако сам художник, не исключается, искренне любил эту страну. Он нашёл группу покровителей в Толедо и построил очень успешную карьеру, занимаясь преимущественно религиозным искусством.

Эль Греко – «Видение Святого Иоанна (Снятие Пятой Печати)», примерно 1608-1614 годы, Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Эль Греко – «Видение Святого Иоанна (Снятие Пятой Печати)», примерно 1608-1614 годы, Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Он никогда не забывал о своих корнях – часто подписывал все свои работы словом «Κρής» – это древнегреческое слово, которое в переводе на русский язык означает «Критянин». В Испании его частенько навещал родной брат, но сам Эль Греко никогда не проявлял желания вернуться к себе на родину. Но что самое важное, его странные, удлинённые человеческие фигуры и необычная окраска демонстрируют нам продолжающееся влияние его раннего византийского стиля обучения.

Другие художники-мигранты, которые искали работу

Художники всегда гонялись за деньгами. Даже в Средневековье каменщики нередко преодолевали сотни километров по просьбе своих заказчиков, нуждавшихся в их особых крутых навыках. В XVI столетии Ганс Гольбейн-младший (годы жизни 1497-1543) оставил всю свою семью в Базеле (Швейцария) и отправился в Англию в поисках новых покровителей. Он добился там такого грандиозного успеха, что больше уже никогда и не мечтал о возвращении. Фактически, иностранные художники доминировали в английском искусстве вплоть до XVIII века, среди знаменитых иммигрантов той поры были Антонис ван Дейк (годы жизни 1599-1641) и Питер Лели (годы жизни 1618-1680).

Лан Шинин (он же Джузеппе Кастильоне) – «Портрет Императора Цяньлуна», 1736 год, Дворец-Музей в Запретном Городе (Пекин, Китай)
Лан Шинин (он же Джузеппе Кастильоне) – «Портрет Императора Цяньлуна», 1736 год, Дворец-Музей в Запретном Городе (Пекин, Китай)

Софонисба Ангвиссола (годы жизни 1532-1625) также переехала из Италии в Испанию и стала официальной придворной художницей. Двести лет спустя британская художница Кристина Робертсон (годы жизни 1796-1854) утвердилась как портретистка при русском королевском дворе, обосновавшись в Санкт-Петербурге. Другие мастера путешествовали ещё дальше: Джузеппе Кастильоне (годы жизни 1688-1766) отправился в Китай в качестве иезуита-миссионера в 1715 году и остался там вплоть до конца своей жизни. Он взял китайское имя – Лан Шинин – и построил блестящую карьеру художника, сочетающего в своих произведениях европейский и местный художественный стили.

2 место. Франсиско Гойя – уехал из-за политического изгнания

Франсиско Гойя – «Бой Быков, Суэрте-де-Варас», 1824 год, Музей Джей. Пола Джетти (Лос-Анджелес, штат Калифорния, США)
Франсиско Гойя – «Бой Быков, Суэрте-де-Варас», 1824 год, Музей Джей. Пола Джетти (Лос-Анджелес, штат Калифорния, США)

Франсиско Гойя (годы жизни 1746-1828) был испанским художником, открытым к откровенным высказываниям, он пережил бурные времена войн, революций и политических потрясений в своей стране. Даже будучи придворным живописцем испанской королевской семьи, он, казалось, испытывал свою судьбу, создавая далеко не лестные портреты и гравюры, пародирующие религиозные суеверия и аристократическую глупость. Гойя пережил Наполеоновское вторжение в Испанию и реставрацию монархии в 1814 году, но после неудавшейся революции в 1820-1823 годах он стал всё больше беспокоиться о своей безопасности.

В 1824 он отправился во Францию, дабы поправить своё здоровье, и решил, что безопаснее в Испанию уже не возвращаться. Последние четыре года своей жизни он провёл в изгнании в городе Бордо, где жила большая община политических беженцев самых разных стран. К этому времени Гойя был уже глух и болен: он успел расписать стены своего дома в Испании так называемыми «чёрными картинами». Однако в Бордо он продолжал развивать своё искусство, создав там свои первые литографии. На них была изображена коррида, что, вполне возможно, было знаком его сожаления о необходимости покинуть родную страну и неизменной любви к родине.

Другие политические изгнанники из мира живописи

Период, пережитый Гойей, был особенно бурным, и он был далеко не единственным, кто оказался не на той стороне политики. Элизабет Виже-Лебрён (годы жизни 1755-1842) была вынуждена покинуть Францию в 1789 году, и провела двенадцать лет в изгнании во время Французской революции из-за своих тесных связей с королевским двором. Во времена Франко-Прусской войны 1870 года Клод Моне (годы жизни 1840-1926) и Камиль Писсарро (годы жизни 1830-1903) нашли временное убежище в Лондоне – столице Англии. Позже Моне вернулся туда ещё раз для того, чтобы писать виды реки Темзы. Сын Писсарро – Люсьен (годы жизни 1863-1944) – позднее сделал Великобританию своим родным домом.

Василий Кандинский – «Жёлто-Красно-Синий», 1925 год, Национальный Музей Современного Искусства на территории Национального Центра Искусства и Культуры имени Жоржа Помпиду (Париж, Франция)
Василий Кандинский – «Жёлто-Красно-Синий», 1925 год, Национальный Музей Современного Искусства на территории Национального Центра Искусства и Культуры имени Жоржа Помпиду (Париж, Франция)

Скульптор Жюль Далу (годы жизни 1838-1902) поддержал Парижскую Коммуну в 1870 году. Он провёл восемь лет в изгнании всё в том же Лондоне, будучи осуждённым и приговорённым за участие в восстании к каторжным работам. В это же время он преподавал в Художественной Школе Южного Кенсингтона, где оказал огромное влияние на целое поколение британских скульпторов. В 1922 Василий Васильевич Кандинский (годы жизни 1866-1944) обнаружил, что его сильный интерес к абстракции всё больше расходится с политической позицией российских властей. Он принял предложение занять должность преподавателя в Школе Искусств Баухаус в Германии, где и оставался вплоть до закрытия школы уже нацистским правительством.

3 место. Гвен Джон – уехала в поисках свободы

Гвен Джон – «Уголок Комнаты Художницы в Париже», 1907-1909 годы, Национальный Музей в Кардиффе (Кардифф, Уэльс)
Гвен Джон – «Уголок Комнаты Художницы в Париже», 1907-1909 годы, Национальный Музей в Кардиффе (Кардифф, Уэльс)

В 1904 году Гвен Джон (годы жизни 1876-1939) отплыла во Францию. Родившись в Уэльсе, она уже ездила в Лондон учиться на художника в Галерее Слейд, ведя богемную жизнь в британской столице вместе со своим родным братом и коллегой-художником – Огастесом Джоном (годы жизни 1878-1961). Теперь же она начала развиваться самостоятельно, стремясь к большей независимости и свободе в самом сердце современного мира искусства.

Она познакомилась с Огюстом Роденом (годы жизни 1840-1917), предложила ему стать его моделью, и в итоге у неё завязался страстный любовный роман со скульптором, который длился долгие годы. Она приняла католичество, что стало ещё одним знаком её полного разрыва с прошлым. Мастерица продолжала жить во Франции даже во времена Первой Мировой войны, когда Париж подвергался мощнейшим бомбардировкам. Всё это время, хотя она и продолжала отправлять свои работы в Лондон, она ни разу не подавала виду о желании вернуться в Великобританию. Она так и умерла во Франции.

Другие художники-мигранты, которые искали свободу

Гвен Джон эмигрировала в поисках свободы, которой, как ей казалось, в Британии ей сильно не хватало – отчасти потому, что девушке было трудно быть признанной самой собой, а не просто родной сестрой брата Огастуса; а отчасти потому, что французские художественные школы имели репутацию более доступных женщинам для работы с натурой. Париж (столица Франции) мастеров-импрессионистов буквально притягивал к себе женщин-художниц, среди которых были Мэри Стивенсон-Кэссетт (годы жизни 1844-1926), Анна Анкер (годы жизни 1859-1935) и Мария Константиновна Башкирцева (годы жизни 1858-1884).

Эдмония Льюис – «Смерть Клеопатры», 1876 год, Смитсоновский Музей Американского Искусства (Вашингтон, округ Колумбия, США)
Эдмония Льюис – «Смерть Клеопатры», 1876 год, Смитсоновский Музей Американского Искусства (Вашингтон, округ Колумбия, США)

Аналогичная группа экспатов существовала и в Риме – столице Италии – центром которой была мастерская американского скульптора Харриет Хосмер (годы жизни 1830-1908). Среди её учениц была Эдмония Льюис (годы жизни 1844-1907), которая приехала в Европу, дабы избежать не только женоненавистничества, но и расовых предрассудков, которые преследовали её творческую карьеру в Америке.

4 место. Пит Мондриан – бежал от Второй Мировой войны

Пит Мондриан – «Бродвей. Буги-Вуги», 1942-1943 годы, Нью-Йоркский Музей Современного Искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Пит Мондриан – «Бродвей. Буги-Вуги», 1942-1943 годы, Нью-Йоркский Музей Современного Искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Пит Мондриан (годы жизни 1872-1944) был мигрантом задолго до начала Второй Мировой войны. Родившись в Нидерландах, он, как и многие другие художники, в молодости попал в Париж, а после завершения Первой Мировой войны окончательно и бесповоротно обосновался на территории французской столицы. Накануне Второй Мировой войны он для начала переехал в Лондон, а затем, по мере ухудшения ситуации в Европе, в США. Последние годы своей жизни он провёл в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк.

Влияние этого нового, захватывающего города было мгновенным и поразительным. В течение двадцати долгих лет Мондриан систематически следовал своему характерному зрелому стилю – основным цветам, расположенным в сетке. Теперь он создавал более сложные сетчатые структуры, которые передавали собой ощущение глубины, движения и сложности. Работа «Бродвей. Буги-Вуги» с её выразительным музыкальным названием и пульсирующим ритмом предполагает звук, бурную деятельность и волнение.

Другие художники-мигранты, искавшие убежище в Соединённых Штатах Америки

Карьера Мондриана завершилась в 1939 году, но другие художники, бежавшие из континентальной Европы в США, делали это ещё детьми. Люсьен Фрейд (годы жизни 1922-2011) приехал в Великобританию вместе с семьёй в 1933, спасаясь от растущих антиеврейских настроений в Германии. Франк Ауэрбах (годы жизни 1931-2024) приехал в Лондон в возрасте всего лишь восьми лет и более никогда не видел своих родителей. Оба впоследствии стали весьма успешными британскими художниками. Другие же мастера, такие как Марк Захарович Шагал (годы жизни 1887-1985) и Макс Эрнст (годы жизни 1891-1976), также бежавшие в США, всё же вернулись в Европу сразу после окончания войны.

Марк Ротко – «Без Названия (Фиолетовый, Чёрный, Оранжевый, Жёлтый на Белом и Красном)», 1949 год, Музей Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Марк Ротко – «Без Названия (Фиолетовый, Чёрный, Оранжевый, Жёлтый на Белом и Красном)», 1949 год, Музей Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Многие будущие художники покинули Европу в предвоенные годы, участвуя в волне тотальной иммиграции в Соединённые Штаты. Марк Ротко (годы жизни 1903-1970) приехал туда вместе с семьёй в возрасте десяти лет; Аршил Горки (годы жизни 1904-1948) – вместе с матерью и родными сёстрами в шестнадцать лет, они бежали от геноцида армянского народа; Виллем де Кунинг (годы жизни 1904-1997) в 1926 году прибыл из Нидерландов безбилетным пассажиром. Другие же, такие как Ли Краснер (годы жизни 1908-1984), были американцами в первом поколении, они родились там в семьях иммигрантов. Именно благодаря таким мастерам Соединённые Штаты в своё время стали настоящим центром художественной державы после Второй Мировой войны.

5 место. Вероника Райан – миграция сегодня

Кавалер ордена Британской Империи Вероника Райан – «Кремовое Яблоко (Анноновые), Хлебное Дерево (Тутовые) и Сметанное Яблоко (Анноновые)», 2021 год, Галерея Паулы Купер (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Кавалер ордена Британской Империи Вероника Райан – «Кремовое Яблоко (Анноновые), Хлебное Дерево (Тутовые) и Сметанное Яблоко (Анноновые)», 2021 год, Галерея Паулы Купер (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Вероника Райан (родилась в 1956 году) появилась на свет в Монтсеррате – в ту пору входящим в Британскую колонию, а ныне заморская территория в Карибском море. Она переехала в Великобританию вместе с родителями, когда была ещё младенцем, обучалась в Лондоне, а теперь попеременно живёт то в Великобритании, то в Соединённых Штатах.

В 2021 году её скульптура, изображающая собой три крупных карибских фрукта, была открыта в Лондоне в честь так называемого «поколения Виндраш», когда британское правительство поощряло иммиграцию из стран Содружества для решения проблемы нехватки рабочей силы после Второй Мировой войны. Используя мрамор и бронзу, Райан воссоздаёт повседневные продукты, которые её мать постоянно покупала на рынке Ридли-Роуд. Эти вполне себе обычные фрукты, переосмысленные в виде общественной скульптуры в самом центре многокультурного района Лондона, символизируют собой присутствие, постоянство и влияние людей, которые когда-то считались иностранцами.

Сегодня мы живём в глобальном мире. Путешествия и миграции никогда не были столь простыми, и всё же к мигрантам всё чаще относятся с подозрением, а то и с ненавистью. Однако история искусства способна показать нам, какие огромные преимущества получают люди, покидающие родину и ищущие за рубежом образование, работу и вдохновение. Она также показывает, что если бы художники так и не были приняты в этих странах и сообществах как беженцы, они, как и созданное ими искусство, могли бы вообще не выжить. Некоторые из самых известных творцов были мигрантами. Миграция создала некоторые из величайших произведений искусства в мире.