Психолог без запроса не работает. Поэтому, когда клиент пришел впервые, нужно лучше его узнать.
Почему важно не пропускать этот этап и как правильно поговорить о клиенте, рассказывает основатель мастерской, психоаналитик, супервизор Варвара Леонова.
Психологический анамнез — это маршрутная карта, которая приведет психолога к первой гипотезе.
Чтобы работа с клиентом принесла плоды, нужно
· понять, как выстроить путь к результату,
· узнать, с каким багажом человек пришел в кабинет: какая у него структура психики, какое эмоциональное состояние, как он ведет себя в отношениях,
· разобраться, как внутренняя психическая реальность отражается во взаимодействии с окружающим миром.
Цель сбора анамнеза — выявить ключевые факторы, которые повлияли на текущую проблему, и разработать стратегию психологической помощи.
Темы для первой встречи
Каждый вопрос клиенту – это флажок на маршрутной карте терапевтического процесса.
Что, кроме традиционного «сколько вам лет, семейное положение, есть ли дети?» стоит спросить у клиента?
Опыт работы с психологом
Если клиент ранее посещал психолога, полезно узнать с каким запросом он обращался и удалось ли решить вопрос. Обязательно уточняем, как закончилась работа: спонтанно или осознанно. Это поможет увидеть стратегии отношений и темы, в которых может возникнуть негативный перенос.
Проблема, с которой пришел клиент
Важно подробно обсудить, почему клиент обратился именно сейчас и что конкретно вызывает беспокойство. Основные моменты, которые надо прояснить:
· когда была обнаружена проблема?
· какими способами пытались справиться самостоятельно?
Это позволяет понять глубину переживаний и степень готовности клиента к изменениям.
Здоровье
Хронические болезни, перенесённые травмы или операции влияют на общее самочувствие и восприятие действительности. Знание о состоянии здоровья клиента помогает понять, как человек умеет заботиться о себе, как справляется с эмоциональным напряжением, как реагирует соматически на жизненные неурядицы.
Финансовое положение
Уровень дохода и удовлетворённость им помогает оценить, насколько человек «во взрослой позиции». Если консультации оплачивает муж, брат или коллега, и клиент не ребенок, – это может подсветить уровень ответственности.
История личности и отношения со значимыми людьми
Рассказ клиента о важных событиях его жизни помогает нам выявить закономерности психических процессов, увидеть влияние прошлого опыта на настоящее. Специалист может задать вопросы о детстве, юности и взрослой жизни, чтобы собрать полную картину личности.
Клиент, вполне возможно, не захочет с первой встречи глубоко погружаться в воспоминания, но бывает и наоборот. То и другое полезно для диагностики, помогает понять внутренние конфликты и варианты их решения.
Когда клиент не готов к рассказу про прошлое и отношения с близкими, можно уточнить:
с кем он живет,
есть ли отец и когда последний раз они виделись,
как часто он общается с друзьями,
есть ли домашние животные,
и если клиенту 40, он живет с мамой, а папы в семье вообще не было, друзей у человека нет со школы, а котов не разрешает заводить мамуля, то это скажет про отношения со значимой фигурой больше, чем воспоминания из детства.
Детали в рассказе – это как цветовые пятна, из которых складывается портрет личности человека. Но даже если человек не рассказывает подробно о жизни, психолог сумеет увидеть то, что скрыто в бессознательном клиента.
Итог первой консультации
Завершая первую встречу, важно чётко сформулировать запрос клиента и обозначить проблему, над которой предстоит работать. Слова клиента помогают увидеть его внутреннюю психическую реальность. Конкретные факты и цифры, такие как длительность симптомов и другие измеряемые показатели, дополнят эту картину и помогут выстроить первую гипотезу. Это станет отправной точкой для дальнейшей терапии.