В Петрозаводске решили установить памятник генералу Фролову. Произошло это после длительной дискуссии о месте для него. Сейчас администрация Петрозаводского городского округа прорабатывает вопрос о благоустройстве земельного участка для установки памятника.
Размещу здесь отрывок из своей статьи, посвященной этому не самому известному генералу, написанной полгода назад и размещенной на сайте «Черника»:
... Тем не менее, будем надеяться, что польза даже от такой дискуссии будет. Особенно если ее участники решат вникнуть в вопрос о том, кем был Валериан Александрович Фролов. Ведь его биография во многом показательна.
Родился будущий генерал 7 июня 1895 года в Санкт-Петербурге. Сын мелкого служащего, 19-летним юношей он попал в окопы Первой мировой войны. Проявил себя, его гимнастёрку украсили солдатские «Георгии» и унтер-офицерские лычки. После Октябрьской революции 1917 года сослуживцы избрали Валериана командиром взвода. Безоговорочно приняв Советскую власть, в феврале 1918 года Фролов одним из первых добровольно вступил в Красную Армию.
Довольно стандартная биография для многих из того поколения заслуженных фронтовиков. Например, такая же была у Александра Петровича Дорофеева, единственного генерала — карела. Он тоже служил в царской армии солдатом лейб-гвардии Волынского стрелкового полка, затем стал прапорщиком. Был награждён тремя Георгиевскими крестами, но сразу перешел на сторону большевиков. Командовал Петергофским отрядом Красной гвардии в ходе штурма Зимнего дворца… А потом командовал дивизией во время штурма Берлина.
И тут у нынешней казенной пропаганды сразу возникает «небольшая» проблема. Дело в том. что тех, кто брал Зимний или шел добровольно в Красную армию, современные идеологи зачастую показывают неким быдлом, «шариковыми», «немецкими агентами», посягнувшими на «традиционные ценности», свободу и демократию. Богоборцами и безбожниками, это уж само собой. Сколько фильмов об этом снято… А Красная армия 1945 года — это совсем другое, это наши славные победители.
Но позвольте, очень часто это одни и те же люди!
Молодой Валериан Фролов в годы Гражданской войны не только участвовал в боях на Карельском перешейке с финскими интервентами и принимал участие в обороне Петрограда от войск белого генерала Юденича. В 1919 году, в самое тяжелое время, когда Юденич наступал на Петроград, Валериан Александрович вступил в партию большевиков. (В отличие от некоторых будущих генералов, которые в 1991 году быстро забыли про свой партбилет КПСС). Думается, Фролов при этом четко понимал, что в случае победы благородных белых господ его гарантированно поставят к стенке.
Потом красный командир Фролов сражался с поляками на Западном фронте, «участвовал в ликвидации антисоветского повстанчества в Белоруссии». Эти строки из официальной биографии опять могут поставить нас в тупик. «Антисоветское повстанчество» — это же с нынешней точки зрения «народные восстания против диктатуры большевиков»! А те, кто их подавлял — каратели. Такие, как командир эскадрона Георгий Жуков, получивший свой первый орден за подавление «крестьянского восстания на Тамбовщине». Ведь так? Или все-таки придется признать, что те же повстанцы, типа антоновцев, на самом деле были бандитами и отморозками, зачастую вырезавшими целыми семьями сторонников Советской власти?
Впрочем, практика показывает, что пропаганда может долгое время существовать и с подобной шизофренией в голове.
Но вернемся к биографии Валериана Александровича Фролова. После гражданской войны вся его дальнейшая жизнь оказалась связана с Красной Армией. В 1920-1930-е годы он получил военное образование, закончив курсы «Выстрел» и военную академию имени Фрунзе. В 1937-38 годах полковник Фролов участвовал в Гражданской войне в Испании на стороне левого республиканского правительства. То есть воевал против носителей «традиционных христианских ценностей», которыми без сомнения были франкисты. И чьих последователей, в лице разного рода ультраправых партий, сейчас в России принято одобрять…
Накануне «Зимней войны» в звании комбрига Фролов был назначен командующим Мурманской армейской группой, впоследствии — 14-й армией. На фоне неудач соседей он действовал уверенно — был взят порт Петсамо и никелевые рудники, за месяц его войска прошли 200 километров вглубь Лапландии, преодолевая бездорожье, лютые морозы, отбивая контратаки финнов. При этом потери 14-й армии были относительно небольшими.
Полученный боевой опыт Валериан Александрович успешно использовал год спустя, когда началась Великая Отечественная война. 14-я армия под его руководством отстояла Мурманск. В сентябре 1941 года генерал-лейтенант был назначен командующим войсками только что образованного Карельского фронта и руководил им до февраля 1944 года, когда Ставка назначила командующим фронтом генерала армии Мерецкова, а генерал-полковник Фролов стал его заместителем. Возможно это решение немного обидело заслуженного генерала, державшего на своих плечах командование фронтом два с половиной года. Но он был в числе освободителей Карелии, а потом стал командующим Беломорским военным округом.
Выйдя осенью 1956 года в отставку, Валериан Александрович Фролов поселился в Ленинграде, где и скончался 6 января 1961 года. Вот такая биография.
А напоследок хотелось бы привести отзыв о нем его сослуживца Георгия Вещезерского: «Валерьян Александрович встретил меня приветливо. Я не видел его уже несколько лет, однако не нашел в нём особых перемен, разве что пополнел да волосы стали реже. Он по-прежнему подергивал головой и плечом (давала себя знать контузия, полученная в бою с белополяками в 1920 году) и почти непрерывно курил или просто сосал незажженную трубку с длинным мундштуком. В ящике его стола хранилась целая коллекция трубок, с которой он никогда не расставался.
Фролов всегда производил на меня очень хорошее впечатление. С подчиненными он был сдержан и вежлив, очень внимательно и заботливо относился к людям. Неторопливый, осмотрительный, он никогда не пренебрегал мнением младших по должности».
Никогда не пренебрегал мнением младших по должности! Это очень хорошее качество, которого так не хватает многим нынешним руководителям.