Встречайте цикл историй о городе Брежневе, роли Генерального секретаря ЦК КПСС и КамАЗе. В статьях будут фотографии из личного архива, которых нет ни в музее Камского автомобильного завода, ни в книге «Товарищ КАМАЗ», подаренной высоким гостям Набережных Челнов, ни в «Вестях КамАЗа». Это реликвия. Поэтому подписывайтесь, смотрите и читайте!
Полное или частичное копирование информации, размещенной на канале «НЕРАВНОДУШНО», не допускается без согласия Автора на основании подпункта 3 статьи 1247 Гражданского кодекса РФ.
О Камском автомобильном заводе, его становлении и развитии, о параллельном строительстве Нового города начинаю рассказ со слов непосредственного участника всех событий – человека, которого приняли на Кузнечный завод под табельным номером №10 начальником бюро. Это мой папа Кичаков Александр Николаевич. Он прошёл славный путь до Председателя Комитета Народного Контроля всего КамАЗа и заместителя секретаря парткома КамАЗа.
"Годы КАМАЗа - замечательные годы, школа жизни и работы с людьми, это предмет благодарности судьбе и любви на всю оставшуюся жизнь..."
Дорога дизелю!
Итак, наступил ноябрь 1967 года. Он стал знаменосным и памятным в истории нашей Родины потому, что именно в тот год ЦК КПСС совместно с Советом министров СССР выпустили Постановление – «…построить комплекс заводов, который будет производить грузовые автомобили и автопоезда особо большой грузоподъемности…». Приказом Министерства промышленности СССР была установлена грандиозная (по тем временам) производственная планка: завод должен был ежегодно выпускать 150 000 трёхколесных дизельных автомобилей и 250 000 дизельных двигателей.
По факту вышло иначе. С момента открытия завода двигателей модели 7403.10 в среднем выпускали по 83 300 штук в год – отставание от плана составляло 66,68%. После развала Советского Союза дизельных агрегатов собирали ещё меньше – примерно 50 000 в год.
Правительством были поставлены серьёзные задачи. Во-первых, нужно было укрепить машиностроительный потенциал страны, создав грузовой автомобиль с передовыми техническими характеристиками для решения народно-хозяйственных потребностей. Во-вторых, нужно было выйти на новые рубежи в части автомобильных перевозок. В-третьих, критически важно было на базе дизельных двигателей КамАЗ обеспечить дизелизацию всей страны.
Теперь нужно было решить, где строить завод подобной мощности.
Где быть КамАЗу
Многие думают, что местом строительства будущего автогиганта – Камского автозавода по производству большегрузных автомобилей КАМАЗ - был сразу определен город Набережные Челны в Татарской АССР, однако это далеко не так. Рассматривались разные города, в том числе в Восточной Сибири и центральной части Союза.
При выборе строительной площадки учитывалась максимальная близость крупнейших центров металлургии, машиностроения, автомобилестроения, станкостроения, химической промышленности, строительной индустрии, наличие развитой железнодорожной сети. Также понимали, что для перевозки особо крупногабаритных строительных конструкций и технологического оборудования возможности железных дорог ограничены. Поэтому необходимо было предусмотреть наличие водных магистралей крупных рек, чтобы могли ходить суда смешанного плавания типа «река-море». Большое значение придавалось достаточности свободных трудовых ресурсов, развитости сельского хозяйства, а также близости к Волжскому заводу в Тольятти на Волге, заводу имени Лихачева в Москве и Горьковскому автозаводу - опытным наставникам того времени.
Почему руководство страны всё же решило обратить внимание на «бережёные» Челны? Кстати, название города историки связывают с Иваном Грозным, чьи войска от неприятеля сберегли заросли тростника вдоль берегов Камы.
Брежнев и Табеев – это знают единицы
Дело в том, что далеко не в последнюю очередь рассматривался партийно-политический потенциал КПСС в регионе. Что касается Татарской союзной республики, то у Первого секретаря Татарского областного комитета КПСС Табеева Фикрята Ахмеджановича был безусловный авторитет. Кроме того, Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Леонид Ильич относился к нему с большим уважением.
О Фикряте Ахмеджановиче Табееве (04.03.1928 – 03.06.2015) вспоминают добрым словом. Почётный гражданин Казани и Набережных Челнов, советский партийный и государственный деятель возглавлял республику в течение 19-ти лет. Он сделал для Татарстана то, чем пользуются поныне. Хотя были причины (за рамками освещения в СМИ), по которым его сняли с должности, назначив чрезвычайным и полномочным послом СССР в Афганистан в разгар ввода ограниченного контингента войск СССР. Впоследствии Фикрят Табеев был награждён орденом боевого Красного знамени (он оказался первым советским послом, кого удостоили такой высокой чести).
Старые камазовцы говорили, что Брежнева и Табеева связывали почти дружеские взаимоотношения. Поэтому супруга Табеева, Дина Мухамедовна Табеева, доктор медицинских наук, а также инициатор развития школы рефлексотерапии, иногда лично ездила к Леониду Брежневу с просьбами.
Итак, после взвешивания всех факторов, предпочтение было отдано небольшому городу в Татарии – Набережным Челнам, где уже сформировалась база одной из крупнейших строительных организаций Камгэсэнергострой во главе с авторитетным строителем многих сибирских ГЭС Евгением Никаноровичем Батенчуком. На тот момент возведение Нижнекамской ГЭС в Набережных Челнах уже велось.
Ошибка или просчёт
1974-ый, 1975-ый или 1976-ый год – когда же начали работать камазовские цеха? В морозную снежную погоду, 13 декабря 1969 года, на строительной площадке экскаваторами были вырыты первые кубометры земли – так началась новая эпоха развития страны и новое время в жизни десятков тысяч энтузиастов. На месте будущего завода установили символический камень из железобетона с памятной надписью «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр. 1969-1974 гг.». Получается, КамАЗу уже заранее предрекли будущее богатыря, сравнив с батыром (в переводе означает победителя в национальном куреше на сабантуе, выдающегося воина, батыря-храбреца).
«Помню, едем в трамвае с завода. По дороге первые три дома второго комплекса: на первом крупно написано КАМАЗУ, на втором – БЫТЬ, на третьем – в 1974 году. Эту надпись мы проезжали каждый день. Но где-то в конце 1973-го - начале 1974-го за ночь исчезла дата "в 1974 году" и осталось "КАМАЗУ БЫТЬ"». После этого утренняя болтовня заводчан в автобусе сменилась на молчание и досаду. Все камазовцы, строители и монтажники - все жили и дышали этим призывом с первых дней пребывания "на Камазе", то есть в Набережных Челнах.
Прошло 7 лет и тоже зимой, под Новый год, 29 декабря 1976 года, государственной комиссией под председательством Министра автопромышленности СССР Виктора Николаевича Полякова был подписан акт, подтверждающий ввод в эксплуатацию 1-ой очереди комплекса автозавода по производству КамАЗов.
Свершилось! КАМАЗ был запущен в 1976 году, 19 февраля. Генеральным директором КамАЗа назначили Васильева Льва Борисовича, имевшего успешный опыт руководства Московским автозаводом им. Ленинского комсомола - АЗЛК. Профессионализм, решительность и мудрость способствовали тому, что Лев Борисович по праву стал считаться легендарным первым директором КамАЗа.
Ваша подписка = благодарность Автору за труд! 👍