- Не хотела бы я жить на этой улице..
- А что так, мам?
- Это же ужас какой-то: узкая, извилистая, все дома какие-то серые, ни цветочка, ни деревца. Один камень. Бр...
Мы ехали по древнему Рабату в направлении Бускета, невероятно красивого лесного парка, высаженного ещё при рыцарях и использовавшегося как охотничье хозяйство.
- Ну, улица, конечно, красотой не блещет, только вот по поводу домов ты ошибаешься. За невзрачными стенами скрываются прекрасные сады с фонтанами, искусственными озёрами и потрясающими скульптурами. Кстати, смотри, какой симпатичый домик, и очень мило покрашен.
- Один дом на всю улицу, - пробурчала мама - нам ещё долго ехать?
Я сильнее нажала на газ. Красивый дом с его многочисленными тайнами остался позади. Жаль, мы в него никогда не попадём и не посмотрим, что там внутри - такие палаццо, стоящие теперь десятки миллионов евро, надёжно скрывают от посторонних глаз всё, что в них находится.
(Мальта, январь 2023 года)
Мальта, сентябрь 2025 года.
- ИрЛадимировна, поторопись, нам уже пора.
Аза всегда зовёт меня,на "ты", но по имени и отчеству, делая из них некий сиамский гибрид ("имотчество", как шутит моя мама).
- ИрЛадимировна, мы опоздаем. Нам некогда!
Да, нам действительно пора и мы действительно опаздываем. Не удивительно: сначала долго ехали до Рабата, потом полчаса колесили по всем закуткам в поисках парковки, наконец приткнулись в полутора километрах (если верить Гугл-картам) от места назначения и порысачили. А какие варианты, если сегодня Рабат сакрум, и мы далеко не единственные, кто приехал в один из старейших городов Мальты.
И вот мы бежим по этой длинной пустой улице, мимо закрытых дверей одинаковых каменных домов, рядом с которыми нет ни цветочками, ни деревца - они здесь просто не уберутся. Пешеходный тротуар настолько узок, что по нему может пройти только один человек, и то не всякий.
Проходя мимо единственного среди череды серых строений яркого пятна, привлекающего внимание своим декором, я случайно (ну, ладно, не случайно, намеренно, из-за своего вечного любопытства) бросаю на него взгляд. О диво дивное! Двери и окна открыты и нас даже ПРИГЛАШАЮТ ЗАЙТИ! Почему так? Всё просто - всё имущество дома уходит с молотка. И как знать, может быть, мы как раз те, кого оно заинтересует.
Мы проходим сквозь обычную дверь и через небольшой коридор попадаем внутрь большого дома, состоящего из какого-то немыслимого количества среднего (по нашим меркам) размера комнат, забитых антиквариатом: мебель, посуда, картины, столовое серебро, коллекционная мелкая пластика и артхаусные куклы.
Мои спутницы охают и ахают при виде предметов старины, но меня, как обычно, привлекает другое. Стены, потолки, лестницы. Одним словом, то, что останется здесь после окончания торгов, чего нельзя вынести по праву заплатившего за право обладания частицы чьей-то жизни.
Поднимаю голову вверх. Надо же, как интересно. Полотно (потолки здесь в подавляющем большинстве старинных домов тканевые, приклееные к поверхности, так как краска на мальтийском камне держится очень плохо, снизу это практически неразличимо) с изображением сразу нескольких аллегорических предметов.
Итак, что мы видим. Ну, с мальтийским флагом, крестом ордена Святого Иоанна и боевым шлемом всё понятно - отсылка к рыцарству, причём, к конкретно к госпитальерам. Подтверждение тому - белый агнец, несущий мальтийский флаг (это ещё и герб мальтийского города San-Gwann, названного в честь Святого Иоанна). Пальмовая ветвь - символ победы и триумфа (вспомним хотя бы золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля). Вызывает интерес сочетание скрипки, арфы, барабана и большое количество нотных свитков.
Насколько я знаю, такое сочетание использовалось чтобы показать связь музыки и воинства. Добавим к этому белого голубя, несущего оливковую ветвь - символ мира, и картина получается очень интересной.
Становится понятным, что хозяин этого дома имел отношение к госпитальерам, но с большой долей вероятности можно говорить о том, что сам рыцарем не был и к высшей знати не принадлежал. В принципе это подтверждает и месторасположение дома - это Рабат, город богатого третьего сословия, а не Мдина, город знати и не Биргу, город рыцарей. Запросто здесь мог быть кто-то из известных музыкантов или композиторов, а их и рыцари, и знать в то время очень ценили.
Кстати, то, что здесь царит достаток, становиться совершенно понятно. Достаточно лишь взглянуть на декор стен и потолка. На всякий случай, это один из двух парадных входов.
О том же свидетельствовали другие жилые помещения, покрытые каким-то невероятным количеством росписей.
Традиционное строение мальтийского дома подразумевает рост не вширь (по горизонтали), а ввысь (по вертикали). Этот не был исключением - лестницы вели на второй этаж, а оттуда на третий и выше.
Моё внимание привлекло изображение весенней природы. Скажу честно, я была во многих интереснейших мальтийских домах, обычно закрытых для посторонних, но подобного не встречала нигде. Посмотрите сами. Ничего не напоминает? Ручей, пробивающийся сквозь снег. Чем не картина средней полосы России, хоть и несколько стилизованная.
А этот стул с двуглавой птицей и императорской короной никаких ассоциаций не вызывает?
И таких небольших штрихов à la russe (типа булавок с двуглавым орлом) было ещё несколько. К сожалению, никто из работников аукционного дома не смог мне ничего сказать (не удивлюсь, если это было предусмотрено соглашением об организации аукциона) о том, имели ли хозяева дома связь с Россией, равно и то, кто и сколько времени жил в этом доме. Ответ был односложным: мальтийская семья владела этим поместьем (estate) долгие годы. Я как-то не особо обратила внимание на слово "поместье" (позднее поняла его значимость). На тот момент меня занимала интереснейшая картина над входом. Расположена она была таким образом, что была видна лишь покидающему дом.
Чёрный ворон. Ещё одна очень непривычная для Мальты картина. Как известно, в аллегорической живописи чёрный ворон имеет двойственное значение: это может быть мудрый проводник между мирами, равно как и вестник, связанный с пророчествами греха, смерти и зла. При этом в славянской мифологии ворон часто выступает как спутник богов или провидец, предсказывающий будуще, а в европейской христианской традиции олицетворяет тёмные силы или даже ад.
Я хотела было спросить об этом у моего сопровождающего, но он куда-то пропал, так что я спокойно поднялась ещё на этаж и заглянула во двор через окна традиционного мальтийского балкончика. Вот от того, что я там увидела, действительно перехватило дыхание, и я сразу поняла, почему вдруг всплыло слово "поместье". Это было именно оно.
Внутренний двор был просто огромным. Нет, бассейн меня не впечатлил. За годы жизни на острове, я уже к подобному привыкла. Совершенно невероятным было другое - помимо бассейна там был скрывавшийся за арками невероятных размеров сад, в котором, помимо многого другого, располагался одноэтажный гостевой дом.
За спиной я услышала сдержанное "кхм, кхм" и обернулась:
- Там сад?
- Да. Хотите посмотреть?
- Вы ещё спрашиваете...
Дорожки, клумбы, цитрусовые аллеи, фонтан (по понятным причинам отключён) - всё говорило о том, что этот уголок был предметом и особой заботы, и особой гордости. Но главное - там было всё как в настоящем саду. Я поясню.
Во-первых, поражали размеры. Частного secret garden такой площади мне ещё не встречалось. Этот сад был разбит не одно столетие назад, и уход за ним всё это время был соответствующим.
Сады мне встречались во многих домах в разных частях острова, но в подавляющем большинстве из них не было такого количества высоких, старых деревьев, которые бы росли в земле. В основном их сажают в громадные кадки или горшки, потому что вся Мальта - это одна огромная скала, и земля в исторических городах вся привозная. Создать нечто подобное сейчас стоит немыслимых денег.
Но на этом сюрпризы не закончились. Перед входом в сад располагалась удивительная церковь, увенчанная родовым гербом владельцев.
- Я схожу за ключом. - сказал мой спутник - правда, там сейчас тоже всё подготовлено к аукциону, так что ...
Да, действительно, на большинстве предметов уже были привязаны аукционные номера, но от этого само внутреннее пространство не стало менее интересным.
Sacritissimo cuore (Святейшее сердце) прочитала я на входе. Судя по всему, Церковь была построена ближе к XVIII веку, когда почитание Святейшего сердца Христа как символа самопожертвования и любви к ближнему стало распространяться по Европе. На Мальте оно популярно до сих пор.
Вот так совершенно неожиданно мы прикоснулись к истории и загадками всего лишь одного мальтийского дома. А сколько их здесь таких, снаружи сдержанных и непримечательных, но таких таинственных внутри...
Продолжение истории:
Это мой предыдущий материал о мальтийском доме:
И что можно в них найти:
А это ещё об одном саде, в который обычно не приглашают посетителей: