Глеб Максимилианович Кржижановский знаменит как революционер-большевик, друг Ленина и автор плана ГОЭЛРО, но его квартира на Садовнической улице, дошедшая до нас в почти идеальной сохранности, — не только свидетельница исторических событий, но и энциклопедия русского быта начала ХХ века.
Текст и фотографии: Анастасия Ромашкевич
Кржижановский буквально жил на работе — после 1917 года он поселился в квартире на Садовнической улице, где до революции находилась контора российского подразделения фирмы Siemens, в которой он проработал много лет. Глеб Максимилианович, хоть и примкнул к революционерам еще в студенчестве, вполне успешно совмещал активную подпольную деятельность с легальной карьерой.
Он начинал на железной дороге, но после революции 1905 года ему там были не рады, и он переключился на энергетику, в которой достиг немалых успехов: в конторе на Садовнической у него был отдельный кабинет, где он впоследствии устроил свою спальню, а его знания легли в основу плана электрификации ГОЭЛРО. Построенная на основе этого плана сеть благополучно существует до сих пор — об этом вам в подробностях расскажут на экскурсии по музею, но нас интересует прежде всего интерьер.
Особняк на Садовнической улице был построен в XIX веке для вольноотпущенника графа Шереметева Ивана Варыханова, положившего начало купеческой династии Варыхановых. В начале ХХ века тогдашняя хозяйка Прасковья Варыханова решила переделать родовое гнездо в доходный дом и наняла архитектора Василия Шауба, который обновил здание в стиле рационального модерна.
В отличие от модерна обычного, его рациональная версия отличалась экономичностью, и сейчас музей Кржижановского — единственное место в Москве, где сохранился интерьер, исполненный в этом стиле. Правда, не в полной мере — Варыханова оказалась довольно консервативной заказчицей. К примеру, Шауб планировал перелицевать печи, но дальше столовой дело не пошло — хозяйке модерновые изразцы не понравились, и она решила, что тратиться на переделку незачем. И тут мы с ней согласимся: старые печи действительно хороши.
А вот за потолки обидно: Шауб оформил их листами из штампованной жести (альтернатива лепному декору, как раз один из атрибутов рационального модерна), и в оригинале они были блестящими. Но опять же — Прасковья Варыханова это не одобрила и постановила закрасить металл белой краской.
В обновленном особняке должны были поселиться жильцы-арендаторы, но вместо них на второй этаж въехала контора «Сименс и Гальске». От нее тоже кое-что осталось: мебель в кабинете Кржижановского — по большей части еще с тех, сименсовских времен. Стол в спальне Глеба Максимилиановича — тоже переделанный конторский, а комнатка справа при входе как была приемной, таковой при новом хозяине и осталась. В преклонные годы Кржижановский работал по большей части из дома, да и в первые послереволюционные годы в квартире постоянно шла работа. Тот самый план ГОЭЛРО, призванный реализовать ленинский принцип «коммунизм — советская власть плюс электрификация всей страны» составлялся именно в этих стенах.
Кабинет открывает парадную анфиладу: за ним следуют две спальни и столовая. А всего в квартире шесть комнат, две ванные и просторная прихожая — в общей сложности 170 м².
Судя по экспонирующемуся в музее портфелю, с перевязанной бечевкой ручкой, Кржижановский, мечтавший о полном переустройстве общества, в быту ничего менять не любил и крепко привязывался к старым вещам. И нам это очень на руку: Глеб Максимилианович прожил долгую жизнь — он единственный из ближайших соратников Ленина, кто избежал репрессий, достиг глубоких преклонных лет и умер своей смертью в 1959 году, но оставил квартиру такой, какой она была в первой четверти ХХ века.
Личный вкус хозяев особенно четко читается в интерьере столовой и комнаты жены Кржижановского Зинаиды Павловны: уютные комнаты, приятные детали вроде вышитых салфеток и фото в фигурных рамочках, семейный самовар, швейная машинка в углу. Во всей квартире сохранились обои в стиле модерн (после недавней реставрации это новодел, но отпечатанный на заказ по старым рисункам), кроме столовой с ярко-синими стенами. Кржижановский решил повесить там несколько натюрмортов, а оригинальный цвет стен, по его мнению, с этими работами не гармонировал, так что он подобрал новые обои. Их по какой-то причине на всю стену не хватило — так появился фриз с ласточками, которых Глеб Максимилианович собственноручно набил по трафарету, это были его любимые птицы.
Теперь несколько слов о помещениях, которые до наших дней оригинальный вид не сохранили. Это, во-первых, две ванные комнаты, которые оформлены по образу санузлов в Ленинских горках — есть воспоминания о том, что они были примерно такими же. Во-вторых, кухня и комната в конце парадной анфилады, которую занимала приемная дочь Кржижановских — она жила в квартире еще несколько лет после смерти Глеба Максимилиановича. Теперь в этих помещениях выставочные залы, из экспозиции которых можно узнать, например, что Кржижановский увлекался фотографией.
Сейчас мемориальная квартира Кржижановского стала частью Музея современной истории России. Побывать в ней можно только в составе экскурсии. Сборные проводятся по субботам и воскресеньям в 12:00 и 16:00. Как правило, собирается 2–3 человека, так что заказывать индивидуальный тур есть смысл только в том случае, если это время вам не подходит.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вас интересуют исторические интерьеры и бытовые детали прошлого, вам могут понравиться еще несколько материалов в нашем канале: