ИноСМИ | Россия
Мировая пресса с интересом следила за финалом "Интервидения" в Москве. Западные СМИ скрежетали зубами, сравнивая российский конкурс с "Евровидением". Издания из дружественных стран выступали со словами поддержки, но не обошлось и без конструктивной критики.
Финал конкурса "Интервидение" отгремел в минувшую субботу, подарив поклонникам поп-музыки красочное шоу. Победителем, по оценке профессионального жюри, стал вьетнамский исполнитель Дык Фук. Однако творческими состязаниями западные новостные агентства мало интересовались. Им гораздо важнее было объяснить своей аудитории, зачем вообще Россия проводит какие-то конкурсы.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Например, авторы из The New York Times не забыли упомянуть, что изначально "Интервидение" проводили в Чехословакии и Польше, а Москва не имела к организации конкурса никакого отношения. По их мнению, возрождение фестиваля — это "попытка переманить фанатов "Евровидения":
"Конкурс "Интервидение" впервые проводился в 1960–1970-х годах, и тогдашние музыкальные критики часто называли его конкурентом "Евровидения". Кремль возлагает большие надежды на то, что новое шоу привлечет активную мировую аудиторию, как это ежегодно делает европейский конкурс".
Телеканал CNN в свойственной ему манере попытался добавить скептицизма в адрес организаторов. Демократические журналисты недвусмысленно намекнули: если бы российских исполнителей "не изгнали с “Евровидения”", конкурс "по личному распоряжению Владимира Путина" мог и не состояться.
""Интервидение" возрождает название музыкального конкурса, который Москва проводила в советские времена вместе со своими восточноевропейскими сателлитами. В отличие от знаменитого китча, который мы видим на сцене "Евровидения", российские организаторы заявляют, что отстаивают "традиционные, общечеловеческие и семейные ценности"".
Австралийское издание The Conversation, будто соревнуясь с американскими коллегами в желчи, уверяет читателей, что "Интервидение" — это совсем не про музыку. Автор статьи договорился до того, что западные страны вправе рассматривать российский песенный фестиваль как политический вызов их единству и способ принести разлад в многолетние отношения:
"Этот конкурс — яркий пример того, как в сегодняшней крайне нестабильной геополитической ситуации популярные культурные и спортивные мероприятия превращаются в оружие. Однако стоит понаблюдать за реакцией мировой аудитории. Возможно, некоторые люди за пределами жизнерадостной жвачки "Евровидения" проникнутся более консервативным посылом от России".
Австралийское бюро Abc лишь к утру воскресенья, 21 сентября, расщедрилось на скупой комментарий о причинах снятия с конкурса певицы Vassy. Представитель министерства иностранных дел страны, пожелавший сохранить анонимность, заявил, что "власти Австралии не имеют к этому никакого отношения". Впрочем, слова самой исполнительницы гораздо важнее:
"У меня, как у всех поклонников музыки, сейчас разрывается сердце, но я вынуждена отказаться от дальнейшего сотрудничества с конкурсом, — написала Васси. — Я уже покинула Москву. Теперь нужно убедиться, что я поступила правильно и следую всем указаниям. Мне нужно некоторое время, чтобы обдумать всю ситуацию".
"Приличный конкурс". Британцы освистали попытки очернить "Интервидение"
Британский таблоид The Sun и вовсе забыл выдать своим корреспондентам дозу галоперидола — иначе не объяснить падучую истерику, устроенную на страницах издания. "Интервидение" они называют "воплями с Востока" и "конкурсом безумного Влада", а отказавшуюся от участия под давлением австралийских властей певицу Vassy — "жертвой российской пропаганды":
"Все онлайн-публикации, в которых Васси поддерживала права ЛГБТ*, были внезапно удалены с ее сайта после того, как она согласилась заменить представителя США Брэндона Говарда. Исполнитель таинственным образом отказался от участия в последнюю минуту из-за непредвиденных семейных обстоятельств".
Их коллеги из The Telegraph решили напомнить, за что им выдают зарплату, и снова приплели боевые действия на Украине и недавние фейковые новости поляков о якобы намеренном обстреле польской территории:
"Призывы российского лидера к культурному единству звучат особенно противоречиво на фоне кровопролитного конфликта. Москва ежедневно отправляет на фронт тысячи молодых людей, в том числе из национальных меньшинств. А в тысяче километров от линии фронта, в Варшаве, лидеры страны НАТО вынуждены сохранять бдительность. Смертоносная атака России на Западную Украину уже несколько раз вынудила польские власти поднимать по тревоге истребители для защиты своих границ".
А вот другой одиозный таблоид Туманного Альбиона, Daily Mail, на удивление объективно попытался рассказать об "Интервидении", не захлебываясь одной только желчью на тему геополитики. Правда, авторов хватило всего на несколько абзацев, посвященных музыке:
"Когда вьетнамский певец Дык Фук в субботу вечером поднял хрустальный кубок на московской Live Arena, он стал первым победителем нового песенного конкурса "Интервидение". Песня Дык Фука Phu Dong Thien Vuong, представляющая собой головокружительную смесь из поп-музыки, рэпа и дабстепа, обошла конкурентов и забрала домой главный приз в размере 360 тысяч долларов США".
Швейцарский информационный сайт Watson подчеркивает, что российскому конкурсу далеко до "Евровидения" с его "прогрессивными ценностями:
"Россию исключили из конкурса песни "Евровидение" из-за конфликта на Украине. Теперь страна принимает ответные меры, организовав собственное мероприятие. Однако конкурс в Москве не имеет никакого отношения к ценностям "Евровидения".
Путин хочет четко разграничить свою версию конкурса с "Евровидением" с его прогрессивными ценностями. В субботу на конкурсе выступили артисты из 23 стран. В отличие от конкурса песни "Евровидение", здесь нет зрительского голосования; победителя определяет жюри".
У авторов немецкого Deutsche Welle** не укладывается в голове: как можно проводить песенные конкурсы без поддержки "меньшинств".
"В Москве утверждают, что цель конкурса — укрепление "национальной идентичности" и "традиционных ценностей". "Гарантирую, там не будет извращений и издевательств над природой человека, как мы это наблюдали в ходе Олимпийских игр в Париже", — заявил министр иностранных дел Сергей Лавров в своем комментарии, явно направленном против позиции "Евровидения" в поддержку меньшинств".
Однако у читателей издания такого вопроса не возникает: они признаются в любви к российскому менталитету и видят в Западе источник всех проблем. "Россияне идеальны сами по себе. У них есть способность, богатство и страны для поддержки. Это вам не европейское "гейровидение", должно быть интересно!"
Скоро будет война с Россией. Сикорский хочет стрелять с территории Польши — радикально, но глупо
ZDFheute указывает, что российский конкурс стал противовесом засилью Запада и его упадочной культуре:
"В отличие от конкурса песни "Евровидение", где английский язык теперь является доминирующим, все участники "Интервидения" поют на родном языке, включая катарскую певицу Дану Аль-Мир и малагасийский дуэт Denise & D-Lain. Артисты из стран ЕС не участвуют. Организаторы обещают "настоящий музыкальный фестиваль", который будет способствовать укреплению "национальной идентичности". Это полностью соответствует духу руководства Москвы, которое придерживается традиционных ценностей и десятилетиями осуждает "упадок" Запада.
"Возрождение "Интервидения" означает противостояние западной индустрии развлечений и возвращение к типичному конкурсу времен холодной войны", — считает эксперт по международной политике Сирил Брет, который вскоре опубликует книгу "Геополитика Евровидения"".
Турецкое информационное агентство Hürriyet Daily News постаралось сохранить объективность, но посетовало на то, что конкурсу не хватает прозрачности. По мнению редакции, достойная конкуренция "Евровидению" возможна лишь в том случае, если к оценке исполнителей профессиональным жюри присоединят онлайн-голосование или хотя бы приз зрительских симпатий:
"Теперь "Интервидение" возвращается в качестве инструмента "мягкой силы", насыщенного антизападными идеями, поскольку Москву изгнали с "Евровидения" из-за конфликта на Украине, и теперь официальный Кремль стремится к новым культурным и политическим альянсам. Организаторы обещали, что во время шоу устроят "настоящий праздник музыки", который также укрепит "национальную идентичность", что перекликается с официальной российской позицией".
«Евровидение», но для нормальных людей. Вот как Россия наводит мосты дружбы между культурами
Индийский портал Hindustan Times отметил высокий профессионализм организаторов. Издание акцентировало внимание на интернациональном подходе к вещанию, где у каждого региона была возможность посмотреть прямую трансляцию на своём родном языке:
"Шоу транслировалось в прямом эфире по российскому телевидению и через интернет-платформы с охватом аудитории из четырех с лишним миллиардов человек. Среди ведущих песенного конкурса на сцену Live Arena, кроме россиян, выходили представители Индии, Китая, а также англоговорящие ведущие".
Автор статьи на вьетнамской платформе Vietnam.vn поздравляет своего соотечественника с победой:
"Певец Дык Фук только что вошел в историю, победив на чемпионате Intervision 2025 на Live Arena. Вьетнам впервые участвует в музыкальном конкурсе такого масштаба, и эта победа подтверждает позиции вьетнамской музыки на международной арене. "Интервидение-2025" организовано Россией в целях укрепления дружбы и уважения культурного многообразия. Успех Дык Фука подтверждает талант молодых вьетнамских артистов и открывает возможности для вьетнамской музыки заявить о себе на международном уровне".
Белорусское агентство "Белта" делится подробностями выступления своей конкурсантки Анастасии Кравченко:
"Она представила на конкурсе песню "Мотылек", слова к которой написала сама. Ранее артистка поделилась, что вложила в эту песню свою личную творческую историю. Сама песня посвящена мечтам и стремлению к достижению целей. В основу концертного номера Анастасии Кравченко легла история ее становления как артистки. По сценарию, изначально девушка находится в стеклянной колбе и не может найти выход. В номере с артисткой участвует балет. Танцоры при помощи сложных технических элементов буквально летают и помогают певице выбраться из заточения".
*Экстремистское сообщество, запрещенное в России.
**Внесен в реестр СМИ-иноагентов.