Найти в Дзене
КАНАЛ ПРО ВОКАЛ

ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ МОЦАРТА

ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ МОЦАРТА Сегодня я продолжаю рассказ о трагической любви Вольфганга Амадея Моцарта. Начало тут https://dzen.ru/a/aLAIUzxm-hCxB73r Итак, на несколько месяцев Моцарт останавливается в Маннгейме. Здесь в 1777 году он знакомится с Фридолином Вебером и его семьей, главное богатство которой – четыре дочери, Йозефа, Алоизия, Констанция и Софи. Изначально знакомство носит характер обмена профессиональными услугами: Фридолин Вебер копирует для Моцарта ноты, а молодой композитор берется в качестве оплаты обучать пению одну из дочерей. Девицы Вебер удивляют Моцарта: все они музыкальны и обладают редким типом голоса – красивым и очень техничным колоратурным сопрано. Для Йозефы, например, в конце жизни композитор напишет партию Царицы Ночи, ставшую знаменитой благодаря своим стаккатным пассажам. Но из девушек особенно одарена Алоизия, и именно потому Моцарт должен давать уроки вокала именно ей. Много лет память композитора хранила воспоминания о необыкновенных способностях Бастард

ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ МОЦАРТА

Сегодня я продолжаю рассказ о трагической любви Вольфганга Амадея Моцарта. Начало тут https://dzen.ru/a/aLAIUzxm-hCxB73r

Итак, на несколько месяцев Моцарт останавливается в Маннгейме. Здесь в 1777 году он знакомится с Фридолином Вебером и его семьей, главное богатство которой – четыре дочери, Йозефа, Алоизия, Констанция и Софи. Изначально знакомство носит характер обмена профессиональными услугами: Фридолин Вебер копирует для Моцарта ноты, а молодой композитор берется в качестве оплаты обучать пению одну из дочерей.

Девицы Вебер удивляют Моцарта: все они музыкальны и обладают редким типом голоса – красивым и очень техничным колоратурным сопрано. Для Йозефы, например, в конце жизни композитор напишет партию Царицы Ночи, ставшую знаменитой благодаря своим стаккатным пассажам.

Ария Царицы ночи из оперы Вольфганга Амадея Моцарта

Но из девушек особенно одарена Алоизия, и именно потому Моцарт должен давать уроки вокала именно ей. Много лет память композитора хранила воспоминания о необыкновенных способностях Бастарделлы. Внезапно он обнаруживает такие же там, где не ожидал их найти. Алоизия оказывается столь же талантлива, как и эта итальянская звезда. Туманные прожекты того, что Моцарт мог бы написать для такого необыкновенного голоса, не только оживляются, но и обретают реальные очертания.

Моцарт и Алоизия талантливы, полны творческих планов. Но ситуация осложняется тем, что они молоды, а значит очень уязвимы для любви. Особенную опасность для композитора представляет одаренность Алоизии, ведь в его душе всегда значительный эмоциональный отклик вызывала не внешняя красота, а музыкальный дар. Любовь настигает молодого человека…

Его письма наполняются разговорами о любимой девушке, расчетами, где, при каком дворе, в каком театре он мог бы устроить ей прослушивание и помочь найти хорошо оплачиваемое место, планами, как они могли бы построить вместе карьеру, будучи полезными друг другу. Всей этой деловой аналитикой Моцарт пытается отвлечь внимание отца от истинной причины расширения и углубления знакомства с мадемуазель Вебер, как он ее называет в корреспонденции. «Я советовал бы им поехать в Италию. Потому прошу вас как можно скорее (…) обратиться к нашему хорошему другу Луджиати и осведомиться (…), каков максимум, который платят в Вероне примадонне (…). Я ставлю на голову, которая (Алоизия Вебер) своим пением принесла бы славу и мне».

Алоизия Вебер
Алоизия Вебер

Но младшему Моцарту не удается отвлечь внимание отца от своих истинных мотивов. Леопольд Моцарт, прагматик и реалист, очень здраво оценивает ситуацию и изо всех сил убеждает сына в том, что семейство Вебер лишь использует его, в глобальном смысле они хотят получить его связи, в локальном – им по-прежнему необходимо пристроить замуж всех четырех дочерей. Впрочем, этот циничный реализм не оказывает никакого воздействия на Моцарта-младшего, он по-прежнему верит в свои профессиональные и семейные перспективы с Алоизией Вебер.

Начинающей певице он оказывает максимальную протекцию и, например, представляет ее при дворе принцессы Оранской. А в феврале 1778 года из-под его пера выходит первая ария для молодой исполнительницы - «Alcandro, lo confesso…Non so d’onde viene», K 294. Первоначально сцена предназначалась для тенора Рааффа, которого часто называют лучшим тенором 18 столетия. Но как признается сам Моцарт, голос Алоизии имел такую власть над музыкальным материалом, что он переделал арию для сопрано.

Антон Раафф
Антон Раафф

Некоторое время спустя он отправляется в Париж. Там ему не удается реализовать свои карьерные планы. Кроме того, его настигает тяжелейший удар – скоропостижная смерть матери. Моцарта продолжает питать лишь одно – надежда на совместное будущее с Алоизией. Из Парижа он посылает девушке письма, полные заботы и трепетных профессиональных инструкций.

На этом же порыве возникает то, что Моцарт называет «лучшим, что он написал в жизни» - концертная сцена Popoli di Tessaglia. Художественные достоинства этой композиции действительно значительны, хотя оспариваются некоторыми моцартоведами, например, Альфредом Эйнштейном, который пишет о ней: «Чем дальше продвигается Моцарт в сочинении арии, тем всё больше думает об успехе возлюбленной певицы, о её изумительных верхних нотах и всё меньше о драматической ситуации». Но несомненно, эта сцена – самое сложное, что создал Вольфганг Амадей Моцарт для колоратурного сопрано не только за предшествующую, но и за последующую жизнь.

Natalie Dessay:

Сцена Popolidi Tessaglia имеет и иное значение – она должна стать помолвочным подарком… С намерением сделать предложение любимой девушке Моцарт возвращается в Маннгейм в начале октября 1778 года. Но не находит там Алоизию. Ранее его усилия по ее продвижению принесли плоды, Алоизия стала придворной певицей курфюрста Карла Теодора и вместе с двором переехала в Мюнхен. Финансовое положение семьи Вебер благодаря ее новым гонорарам изменяется в лучшую сторону, необходимости в протекции Моцарта больше нет.

Вольфганг Амадей Моцарт отправляется в Мюнхен, где его постигает новый удар – Алоизия отвергает его предложение руки и сердца…

Тем не менее, общение композитора с семьей Вебер продолжается в переписке, а в 1781 году их пути вновь пересекаются в реальной жизни. Обстоятельства семьи Вебер к тому моменту опять изменились: Фридолин Вебер скончался, а Алоизия вышла замуж за актёра Йозефа Ланге. Фактически на тот момент она единственная имела значительный и стабильный доход, потому оказывала экономическую помощь матери и сёстрам. Задача выдать замуж Йозефу, Констанцию и Софи сохранялась.

Потому матери оказалось крайне на руку, когда Моцарт, переехав в Вену, снял у них комнату. На тот момент молодой композитор пишет отцу: «Я действительно был без ума от Ланге, это правда, но не всё может произойти, когда влюблён. Хотя я любил и теперь чувствую, что до сих пор не совсем равнодушен. К счастью для меня, её муж безумно ревнив и не оставляет её никогда одну, так что я не смогу никогда с ней встретиться».

Алоизия Ланге-Вебер
Алоизия Ланге-Вебер

Неизвестно, что произошло – подействовала ли специальная обработка молодого человека в доме Веберов или он повзрослел и стал реалистичнее относиться к жизни, но спустя несколько месяцев фокус его внимания сместился. Об Алоизии он уже упоминал как о фальшивой, злобной и кокетливой, всячески на ее фоне подчеркивая достоинства Констанции. Спустя некоторое время Моцарт вынужден был искать другую квартиру из-за слухов, которые могли отрицательно сказаться на репутации девушек, но главное уже произошло – его роман с Констанцией стремительно двигался к браку.

Констанция Вебер
Констанция Вебер

Леопольд Моцарт и Сесилия Вебер (она, возможно, для виду) всячески сопротивлялись этому союзу. Но 4 августа 1782 года Вольфганг Амадей Моцарт и Констанция Вебер тайно сочетались браком. На церемонии венчания из близких присутствовала лишь Софи, с которой у молодоженов были особенно доверительные отношения. На следующий день пришло письмо от Леопольда Моцарта, в котором он выражал своё согласие на брак.

Совместная жизнь Вольфганга Амадея и Констанции продлилась 9 лет, до самой кончины композитора. Но всё это время голос Алоизии сохранял над ним удивительную власть, и до последних своих лет он писал ей с завидной регулярностью роскошнейшие арии.

-5

Полюбил бы Моцарт Алоизию, если бы она была чуть менее талантлива? Ответила бы Алоизия взаимностью, если бы знаменательная встреча произошла тогда, когда была стала чуть старше? Этого мы не знаем. Но совершенно точно без этой истории любви не было бы одной из лучших и ярчайших частей вокального наследия австрийского гения.

Поддержать канал вы можете тут
► Карта Сбербанка 5336 6900 4465 1919

Мои выпуски можно не только читать, но смотреть и слушать https://rutube.ru/channel/30743645/

Мой канал в ТГ просто с хорошей музыкой https://t.me/belamusica

Мой основной канал, на который видео пока загружаю раньше https://www.youtube.com/@Rapunzellia
Мой аккаунт в ВК
https://vk.com/vasilisabella
Профиль в Нельзяграм @Rapunzellia
И даже Пинтерест
https://ru.pinterest.com/Vasilisa_bella/

На сегодня всё. Ставьте лайки и пишите комментарии! Это стимулирует продвижение блога и выход следующих выпусков!