Найти в Дзене
Шпионский роман

"Тени возмедия"_ История создания

«Тени возмездия» это название книги от редакции. Ну что же, это их право по договору. Рукопись изначально называлась «Тарантул из Аргентины». Ключевой эпизод это операция «Тарантул». Не трудно догадаться, что в основе лежит блестящая операция нашей внешней разведки под оперативным названием «Скорпион». О ней скупо вспоминает генерал Дроздов в своих мемуарах. Юрию Ивановичу как раз сейчас стукнуло ровно 100 лет. Он, по праву, легенда советской разведки. Он много лет возглавлял Управление С, собственно нелегальную разведку, принял эстафету от таких корифеев как Александр Коротков, Анатолий Лазарев. Генерал Дроздов, с виду улыбающийся добродушный дядька, на самом деле был жестким волевым и принципиальным профессионалом. До этого назначения он работал в таких «горячих» точках как послевоенная Германия, маоистский Китай, Соединенные Штаты. Под его обаяние попадали многие и друзья, и враги. Без харизмы в активной нелегальной разведке никак нельзя. Именно на эти черты обращали внимание и у Дм
Обложка книги издательства Эксмо
Обложка книги издательства Эксмо

«Тени возмездия» это название книги от редакции. Ну что же, это их право по договору. Рукопись изначально называлась «Тарантул из Аргентины». Ключевой эпизод это операция «Тарантул». Не трудно догадаться, что в основе лежит блестящая операция нашей внешней разведки под оперативным названием «Скорпион». О ней скупо вспоминает генерал Дроздов в своих мемуарах. Юрию Ивановичу как раз сейчас стукнуло ровно 100 лет. Он, по праву, легенда советской разведки. Он много лет возглавлял Управление С, собственно нелегальную разведку, принял эстафету от таких корифеев как Александр Коротков, Анатолий Лазарев. Генерал Дроздов, с виду улыбающийся добродушный дядька, на самом деле был жестким волевым и принципиальным профессионалом. До этого назначения он работал в таких «горячих» точках как послевоенная Германия, маоистский Китай, Соединенные Штаты. Под его обаяние попадали многие и друзья, и враги. Без харизмы в активной нелегальной разведке никак нельзя. Именно на эти черты обращали внимание и у Дмитрия Быстролетова, и у Конона Молодого, и у Вильяма Фишера, и у Иосифа Григулевича. Могу долго перечислять. Им хотелось верить. В своих мемуарах Юрий Иванович, к примеру, пишет о том, что там где начинается стрельба, там заканчивается разведка. Многие это подхватили, но именно он настоял на том чтобы «Вымпел» передали в его подчинение. Ликвидаторы в разведке существовали всегда в той или иной форме. Всегда они пользовались возможностями нелегальной службы. Теперь это бойцы на особый период. Они могут взрывать, уничтожать, похищать, захватывать. Так что есть смысл продолжить это высказывание, что разведка заканчивается и начинается война разведок.

Генерал Юрий Иванович Дроздов. Из открытых источников
Генерал Юрий Иванович Дроздов. Из открытых источников

Принимал Юрий Иванович и непосредственное участие в операции «Скорпион». Эта задумка продолжает традиции предшественников таких как операции «Трест», «Синдикат», «Монастырь». Создается видимость подпольной организации и от ее имени в стан врага внедряются наши агенты. Для того чтобы завербовать важного сотрудника БНД, разведки ФРГ, активного сторонника гитлеровского прошлого, было решено выходить на него «под чужим флагом», т.е. от имени современной профашистской организации. Для достоверности задействовали и резидентуры в Германии и в Латинской Америке. В Аргентине почву готовили в том числе и семья нелегальных разведчиков Владимир и Лариса Мартыновы. Об их трудной судьбе я не мог не написать в книге. Лично Юрий Иванович в реальности выступил вербовщиком немецкого сотрудника БНД. Когда пишешь про борьбу с современным неофашизмом в Европе, Латинской Америке нельзя не коснуться их взглядов, атрибутики, личностей. В книге фигурируют офицеры СС, как Отто Скорцени, которые занимались организацией «крысиных троп» и ОДЕССа. Это структуры предназначенные для спасения, бегства и обустройства на новом месте военных преступников 3-го рейха. Вот за эти детали комиссия издательства сняла с продажи книгу с формулировкой "в книге присутствуют множественные упоминания нацистской символики и идеологии". Так что она в списке запрещенных. В сети допродаются бумажные экземпляры, а электронный и аудио варианты с официальных сайтов Эксмо, Литрес, Яндекскнига она снята. Редакция решила подстраховаться после наката на нее за книги сомнительных авторов в рамках борьбы с педофилией, нетрадиционными сексуальными отношениями, пропагандой наркотиков. Как всегда с перебором.

Параллельно развивается сюжет, связанный с атомным проектом в Аргентине. «Золото Рейха» после проигрыша в войне должно было пойти на возрождение движения в других местах. Вновь заявить о себе можно только с помощью «чудо-оружия». Рассматривались варианты химического, бактериологического и атомного оружия. На Ближнем Востоке неофашистам развернуться не удалось, а вот в Латинской Америке почва была подготовлена. Они смогли стянуть туда специалистов как по реактивной авиации, носителя бомбы так и по разработке самого ядерного оружия. Работы активно велись на острове Олений в той же Аргентине. Кстати, Мартынов в своих воспоминаниях «Явка в Копенгагене» упоминает о поездке туда, но не раскрывает ее истинные цели. Нашему герою, Северу, предстоит произвести разведку на этом острове. В архивах СВР до сих пор хранятся отчеты и фотографии тамошних объектов. Проект был в высокой степени готовности, но американцы не дали возможности его реализации.

К другим моментам книги вернусь чуть попозже.