Представьте себе: мне в комментариях подсказали ДОСТОЙНЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ фильм, который я, пожалуй, ОСТАВЛЮ в своей коллекции фильмов! Экстраординарное событие, не правда ли?!
Конечно, не всё гладко в фильме, и кое-какие замечания я сейчас отражу в своём обзоре. Но фильм можно взять и посмотреть, от начала и до конца, с интересом и без негатива!
Не вполне понятно, какой же год считать годом выхода фильма: на сайтах указано, что премьера его состоялась в 2022 году, и тут же вываливается информация о том, что на международном кинофестивале «Серебряная ставрида» в 2020 году фильм получил Гран-при.
Фильм состоит из трёх новелл, не связанных друг с другом. Все новеллы сняты, как указано, «по мотивам произведений Кира Булычёва». Ценители творчества Булычёва плюются в отзывах, мол, книги лучше, и в них всё не так – киноделы всё испортили. Мне легче, я не читал этих произведений, поэтому воспринимал фильм, как отдельное независимое произведение.
Первая новелла – «Поломка на линии». Парень находит у себя в квартире тайник, в котором время от времени появляются предметы из прошлого: монеты и тому подобное. Присмотревшись получше, он обнаруживает и сам прибор с помощью которого телепортируются эти предметы. А парень этот – книголюб, и он как раз дочитал незавершённую книгу писателя Черняева, который умер от голода в январе 1942 года в блокадном Ленинграде. У парня появляется идея, как помочь писателю закончить книгу…
Под писателем Черняевым, само собой, подразумевается А.Р. Беляев. Но – хорошо, что в фильме не стали тревожить память реального человека. А вот к его образу, воплощённому на экране заслуженным актёром Юрием Назаровым, у меня вопросики. Например, про Беляева было известно, что последние дни он настолько ослаб, что совсем не вставал с постели. А в фильме нам показывают Черняева за пару дней до его голодной смерти, и он такой бодрый, на позитиве. Как в том анекдоте про посиневшего мужа и порхающую по дому жену: «Поёт! Не знает, бедняга, что скоро помрёт!»
Честно – в этом моменте я режиссёра совсем не понял.
Но в целом первая новелла – довольно интересный фантастический рассказик. Бывало, читаешь сборник фантастики, и на десять рассказов попадаются два-три достойных, так я их в оглавлении карандашом подчёркивал, чтобы потом перечитать. Первая новелла далеко не гениальная, но в уме я её «подчеркнул» - снято интересно.
Новелла вторая – «Временная связь». Наши дни. Рядом с Землёй пролетает комета, и со связью случается аномалия: герой Сергея Пускепалиса звонит своей знакомой, но вместо неё попадает на чужой номер. На том конце – девочка тринадцати лет, и мужчина с удивлением узнаёт, что она разговаривает с ним из далёкого 1942 года… когда Сергей убеждается, что это не розыгрыш, у него появляется одна мысль…
Несмотря на то, что новелла почти полностью состоит из разговоров, действие на экране захватывает. Эмционально больше всего меня «пробила» именно эта история.
(У американцев есть фильм на родственную тему – «Радиочастота». Там герой Денниса Куэйда включил старую радиостанцию и услышал в эфире… голос своего отца, погибшего двадцать лет назад. Фильм интересный!)
Первые две новеллы – минут по двадцать с небольшим. А вот третья, «Шум за стеной», – около часа.
Конец сороковых годов прошлого века. В коммуналку заселяется молодая женщина Лидия с сыном. Остальные комнаты в коммуналке пока пустуют, за исключением одной: в ней живёт странноватый сосед по имени Илья. От Ильи почему-то постоянно пахнет рыбой, а по ночам из его комнаты доносится странный шум.
(Кстати, авторы фильма неправильно поняли слово «шум», это должен был быть именно такой шум, когда шумит море, а у них вместо этого какой-то странный грохот. Скажу сразу: грохотать там было нечему).
Постепенно соседи знакомятся, и Илья сдружился с мальчиком. Там и открылась его тайна…
А вскоре в коммуналку заселился отвратительный похотливый мужичок-стукачок, которого сыграл Михаил Горевой.
Больше я ничего рассказывать не стану – посмотрите сами.
Для того, чтобы составить альманах из новелл, мало взять несколько короткометражек и показать их одну за другой. Их надо грамотно расположить относительно друг друга, а финальная должна производить такое впечатление, как «шестёрки на погоны» при игре в «Дурака». Здесь же – не случилось. Третья новелла интересная, актёры играют хорошо, но для финала, по моему скромному мнению, она слабовата: нужно было выбирать другую. Но не из первых двух: они на своём месте, да и засовывать длинную историю между короткими – не комильфо. А что же с ней делать? А вот не знаю, делать из этой истории полный метр, например! А сюда – подыскать что-то более потрясное. Вспомните умопомрачительные «Дикие истории» - образец классического альманаха! Еврейская свадьба в финале – просто пушка!
Тем не менее, фильм мне понравился, и я рекомендую его к просмотру.
Сейчас я кое-что напишу по третьей новелле, и там будут спойлеры, поэтому прошу тех, кто будет смотреть этот фильм, прочесть эти строки потом, чтобы не испортить впечатления от просмотра.
Дело в том, что зрители после просмотра задают вопросы, причём, вполне справедливые, а отвечают им люди, которые читали книгу Булычёва, которая, кстати, очень сильно отличается от фильма.
Из фильма не понятно, что этот Илья – отец мальчика. Поэтому-то он относится к нему с таким трепетом, поэтому он шарахнулся при виде Лидии: в его реальности она погибла! В фильме есть намёк на это, когда в самом конце мы видим старую фотографию, на которой Илья вместе с Лидией. Но мы-то думаем: «Она просто похожа на его погибшую девушку». Нам показывают пересекающиеся параллельные реальности, а мы даже не подозреваем об этом! Киноделы, так нельзя!
Почему тогда, кстати, Лидия не узнаёт Илью? Значит, всё-таки, не он отец мальчика? В её реальности Илья умер в своей комнате ещё в 1943-м, нам дают эту информацию, но никак её не объясняют. В общем, сценаристу тут работы было ещё непочатый край, но он всё скомкал и выдал, как есть. Мы посмотрели: да, здорово, загадочно, но ни черта не понятно!
Но я рад, что наконец-то увидел фильм, а не очередную попытку хапнуть денег посредством халтурки.
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Хронос» (2022).