Найти в Дзене
За кадром

Сериал «Бой с тенью»: советский нуар, который впал в застой

Ретро-нуар о советской коррупции — звучит как рецепт успеха. Но сериал «Бой с тенью», экранизируя роман Эдуарда Хруцкого, увяз в той самой эпохе, которую пытался обличить: получилось тягуче, глухо и местами досадно прямолинейно. Это кино не о системе, а о борьбе хорошего мужика с невнятным спрутом. Москва, 1979 год. У известной балерины (Любовь Толкалина) грабят квартиру, вынося баснословные по советским меркам ценности. Дело, начавшееся как банальная уголовщина, быстро обрастает зловещими деталями, намекающими на причастность сильных мира сего. За расследование берется опальный, но принципиальный журналист Юрий Ельцов (Даниил Страхов), которому помогают его друг-следователь (Евгений Харитонов) и старший брат (Андрей Чернышов), бывший начальник МУРа. Чем глубже герои копают, тем яснее понимают, что ограбление — лишь верхушка айсберга, под которой скрывается масштабный преступный сговор, опутавший партийную верхушку и криминальный мир. Алексей Мурадов («Тульский Токарев», «Истребители»)

Ретро-нуар о советской коррупции — звучит как рецепт успеха. Но сериал «Бой с тенью», экранизируя роман Эдуарда Хруцкого, увяз в той самой эпохе, которую пытался обличить: получилось тягуче, глухо и местами досадно прямолинейно. Это кино не о системе, а о борьбе хорошего мужика с невнятным спрутом.

Москва, 1979 год. У известной балерины (Любовь Толкалина) грабят квартиру, вынося баснословные по советским меркам ценности. Дело, начавшееся как банальная уголовщина, быстро обрастает зловещими деталями, намекающими на причастность сильных мира сего. За расследование берется опальный, но принципиальный журналист Юрий Ельцов (Даниил Страхов), которому помогают его друг-следователь (Евгений Харитонов) и старший брат (Андрей Чернышов), бывший начальник МУРа. Чем глубже герои копают, тем яснее понимают, что ограбление — лишь верхушка айсберга, под которой скрывается масштабный преступный сговор, опутавший партийную верхушку и криминальный мир.

Сергей Юшкевич и Алёна Коломина
Сергей Юшкевич и Алёна Коломина

Алексей МурадовТульский Токарев», «Истребители») — постановщик опытный, и его рука в создании гнетущей атмосферы «застоя» чувствуется. Москва в кадре — это не парадный город Олимпиады-80, а пространство серых кулуаров, обкомовских дач и прокуренных кухонь. Цветовая палитра, приглушенная, почти монохромная, работает на создание нуарного настроения. Однако там, где должен нагнетаться саспенс, режиссура зачастую провисает, уходя в неспешность, граничащую с занудством. Ритм повествования настолько неровный, что динамичные сцены тонут в длинных, статичных диалогах, больше напоминающих зачитывание протоколов, чем живую речь. Атмосфера есть, но она скорее усыпляет, чем тревожит.

Любовь Толкалина и Александр Устюгов
Любовь Толкалина и Александр Устюгов

Главная проблема сериала кроется в адаптации крепкого романа Эдуарда Хруцкого. Сюжет, основанный на реальных громких делах 70-х (вроде дела «Океан» или бриллиантовой мафии), на бумаге выглядит мощно. Однако сценаристы, пытаясь уместить многослойную историю в 12 серий, пошли по пути упрощения. Зло здесь — не столько метафизическая, разлитая в воздухе эпохи субстанция, сколько конкретная, хоть и разветвленная, банда коррупционеров. Из-за этого детективная интрига теряет в глубине, превращаясь в механическое вычисление очередного «оборотня в погонах». Исторический контекст, который так важен для понимания природы этой тотальной коррупции, дан скорее как фон, а не как действующая сила, что обедняет замысел.

Алёна Коломина и Даниил Страхов
Алёна Коломина и Даниил Страхов

«Бой с тенью» — это, без преувеличения, театр одного актера. Даниил Страхов в роли журналиста Ельцова абсолютно на своем месте. Его герой — классический нуарный протагонист: уставший, циничный, но с несгибаемым внутренним стержнем. Страхов мастерски передает сложный характер человека, который, борясь со злом, рискует сам превратиться в монстра. Его внутренняя рефлексия, сложные отношения с женщинами, постоянное балансирование на грани — это то, что тащит на себе всю конструкцию. К сожалению, яркий центральный перформанс лишь подчеркивает блеклость многих второстепенных персонажей, которые зачастую существуют в рамках плоских архетипов: честный следователь, продажный чиновник, роковая красавица.

Даниил Страхов
Даниил Страхов

Нельзя обойти стороной аспект, ставший притчей во языцех у зрителей, — чудовищный саунд-дизайн. Речь не о музыке, а о банальной слышимости диалогов. Герои постоянно что-то бормочут, говорят в сторону или проглатывают окончания фраз. Это не художественный прием, а технический брак, который заставляет либо постоянно вслушиваться, либо включать субтитры. Для разговорного, по сути, детектива — это критический недостаток, разрушающий и без того хрупкую атмосферу.

Сериал «Бой с тенью» — это упущенная возможность. Имея на руках мощный первоисточник и великолепного актера в главной роли, создатели не смогли дотянуть до планки по-настоящему глубокой исторической драмы. Вместо советского «Китайского квартала» мы получили добротный, но неровный и местами откровенно скучный телевизионный детектив. Рекомендовать его можно, в первую очередь, поклонникам Даниила Страхова — он здесь действительно хорош. А также тем, кто готов мириться с неспешным темпом и плохим звуком ради нескольких удачных атмосферных сцен.