Найти в Дзене
Кино под углом

«Судьба человека» и другой известный фильм…

Мне не раз, после статьи про «Проверку на дорогах», писали, что человек попал в плен и в «Судьбе человека», и что я просто обязан посмотреть этот фильм. Ну что же, я сделал это. И я могу сказать одно – это был, на самом деле, очень сильный фильм. Такой фильм, который уже вряд ли захочется пересматривать. Тяжёлый он очень – тяжёлый, но правдивый. И сразу один момент – мне, после статьи о том, что современные актёры не умеют вжиться в роль, писали о том, что герой Сергея Бондарчука в «Судьбе человека», например, в сцене, когда его вызывает Мюллер, комендант лагеря, вовсе не выглядит таким… очень худым. Ну вот, худым он, может, и не выглядит, но такая измождённность у него есть. И он очень хорошо это отыгрывает – разговаривая с немцем. Когда он идёт в барак, видно, что его на самом деле, очень сильно качает – тут тоже понятно – человек выпил три стакана шнапса, без закуски. Я – человек непьющий, но, я очень хорошо понимаю, как это работает, особенно, когда человек ещё и почти ничего не ел

Мне не раз, после статьи про «Проверку на дорогах», писали, что человек попал в плен и в «Судьбе человека», и что я просто обязан посмотреть этот фильм. Ну что же, я сделал это. И я могу сказать одно – это был, на самом деле, очень сильный фильм. Такой фильм, который уже вряд ли захочется пересматривать. Тяжёлый он очень – тяжёлый, но правдивый. И сразу один момент – мне, после статьи о том, что современные актёры не умеют вжиться в роль, писали о том, что герой Сергея Бондарчука в «Судьбе человека», например, в сцене, когда его вызывает Мюллер, комендант лагеря, вовсе не выглядит таким… очень худым. Ну вот, худым он, может, и не выглядит, но такая измождённность у него есть. И он очень хорошо это отыгрывает – разговаривая с немцем. Когда он идёт в барак, видно, что его на самом деле, очень сильно качает – тут тоже понятно – человек выпил три стакана шнапса, без закуски. Я – человек непьющий, но, я очень хорошо понимаю, как это работает, особенно, когда человек ещё и почти ничего не ел довольно долгое время. И то, что он вообще дошёл до барака, а до того ещё и показал свой характер немцам – говорит только о том, что у Соколова очень сильная воля. Он – сильный человек, хотя сам он так и не думает…

Рассказ я прочитал. Слово-в-слово по нему снят фильм!
Рассказ я прочитал. Слово-в-слово по нему снят фильм!

Но, давайте всё же поподробнее поговорим об этом фильм. Да, это старый фильм, 1959-го года, снятый по рассказу Михаила Шолохова. Рассказ я сейчас «просмотрел по диагонали» (подробнее просто не успеваю), но видно, что, например, начало фильма идёт почти слово в слово по тексту. Ничуть не удивлюсь, если и остальной текст идёт так же. Хотя – думаю, что попробую дочитать рассказ позже. Всё же, я про фильм хотел бы поговорить.

Рассказывает, как оно было...
Рассказывает, как оно было...

Главный герой фильма – человек, водитель «полуторки», которого зовут Андрей Соколов. Он, вместе с мальчиком пяти лет, встречает человека, что сидит около «Виллиса», и рассказывает потом ему свою историю. На самом деле, я не жил в те годы, и мне сложно представить себе, как такое может происходить сейчас. Хотя, могу представить, что такое было в те годы. И вот, из этого рассказа, мы и узнаём его историю.

Та самая поездка. Вёз он снаряды для 122-х гаубиц...
Та самая поездка. Вёз он снаряды для 122-х гаубиц...

Соколов родился в начале века, в 1900-м году, как он сам рассказывает. Воевал в Гражданской, потом во время голода потерял родителей. Вернулся в свою Воронежскую губернию, познакомился с девушкой. Поженились, дети у них были. Ну, а потом, понятное дело, началась она – Великая Отечественная. И Соколов ушёл на фронт. Там он стал водителем. Это вот про таких, как он, была песня о том, что «путь-дорожка фронтовая, и ни почём нам бомбёжка любая!». Кстати, хорошая песня была. И вот так вышло, что во время рейса, когда он что-то вёз, он попал под авиаудар. Соколова выбросило из машины, контузило. А потом пришли немцы. Сопротивляться он не мог, и был забран в плен. И вот тут я сделаю небольшое отступление.

Сначала он сдался немцам, а потом - нашим. Просто... эталон предателя!
Сначала он сдался немцам, а потом - нашим. Просто... эталон предателя!

Давайте вспомним, как же попал в плен Лазарев из «Проверки на дорогах»? Может, он был ранен? Контужен? Может, был без сознания? Понятно, что нет, он прямо говорил о том, что струсил и перешёл на сторону противника, что называется, с оружием в руках. Добровольно, его никто никуда не тянул. Интересное кино получается, не так ли? Но и это, понятное дело, не всё.

Готовит, если можно так выразиться, майора к передаче нашим...
Готовит, если можно так выразиться, майора к передаче нашим...

Далее, можно сказать, что Соколов работал потом на немцев – возил майора-инженера. О том, сколько именно по времени, он занимался этими вещами, я не знаю, но могу сказать точно – да, возил. Скорее всего, и за машиной ухаживал. И всё время, что он возил этого майора, он думал о том, как бы уйти к нашим. Собственно, то, как именно он это сделал – мы и увидели. Думаю, что тут не имеет смысла предполагать, что Соколов занимался в плену какими-то нехорошими вещами, не так ли? Тем более, что нам очень хорошо показывали, что именно было в лагере, как он пытался помочь командиру, которого хотел сдать один из бойцов. Да, Соколов его задушил – но я не сказал бы, что осуждаю его. Хотя бы потому, что вот как раз тот боец запросто перешёл бы на сторону противника, ему бы ему предложили. И вот тут, как мне кажется, фильм показывает правду – потому что, чего греха таить, были такие типы, которые готовы были предать – и делали это.

Эпизод с евремями... Они пока не знают, куда приехали...
Эпизод с евремями... Они пока не знают, куда приехали...

То, что в лагере Соколов занимался тяжёлым физическим трудом, наверное, можно не говорить. Собственно, я тут могу сказать так. Попадалась мне в детстве одна книга про побег из концлагеря. Почти уже не помню деталей, но там человек всё же выходит к Красной Армии. Бойцы на него смотрят, и поражаются тому, какой он исхудавший. А человек им и рассказывает, что их там вообще не кормили. Потому что это был – лагерь смерти. Кстати, там момент есть – когда их привозят в лагерь, из поезда выгружают и евреев. Они сами не сразу понимают, куда их привезли и зачем. Идут куда-то, играет музыка, а потом показывают, что идут они прямо в крематорий. И да, я читал и про такое…

Так вот, что можно вообще сказать про Соколова? Он честный человек. Как только у него появилась какая-то возможность вырваться к своим, он сделал это, и ещё и «подарок» привёз. Сразу снова попросился на фронт. Его вместо этого отправили подлечиться, а потом домой. Увы, но дома у него больше не было, как и семьи. Остался только сын, что ушёл на фронт. И, Соколов уже начал мечтать о том, как кончится война, женит он сына, и всё такое, но узнаёт, что буквально перед самой Победой, его сын гибнет…

Очень сильная сцена...
Очень сильная сцена...

Так вот, все эти сцены – они очень и очень сильные. Тут и слёзы наворачивались, и всё такое. Повторю – я много читал о том времени. Читал и про лагеря смерти, и про то, что там творилось. Про опыты на людях читал. Так что, сцены в лагере показаны очень достоверно. И то, как Соколов «увёл» инженера – в это можно поверить. Но, почему я так активно про это рассказываю? Дело в том, что фильм не говорит о том, что «давайте пожалеем этого человека». Нет, фильм просто рассказывает нам его историю, показывает, что этот человек – герой. И показывает, как его, по сути, спас тот маленький мальчик, Ванюшка. Соколов видит, что жить ему, по большому счёту, больше незачем – он остался один, семьи у него уже не будет, да и не хочет он, так как жену свою любил очень, и деток тоже. И всё, ему очень плохо, он может спиться. И тут он видит мальчика этого, понимает, что может спасти его – и дать хоть что-то хорошее. И говорит мальчику, что «я – твой папа, и я искал тебя по всему миру». И это очень хорошо и трогательно.

Заманский, играющий Лазарева, очень активно "играет лицом", стараясь показать своего персонажа Человеком. Только вот, зря он это делает... Актёр вообще, понимал, что он делает?
Заманский, играющий Лазарева, очень активно "играет лицом", стараясь показать своего персонажа Человеком. Только вот, зря он это делает... Актёр вообще, понимал, что он делает?

А что же «Проверка на дорогах»? Я сейчас не буду говорить о том, что Алексей Герман полностью исказил сюжет повести своего отца, по мотивам которой он и снимал свой фильм. Я не буду говорить и о его словах о том, что «все, кто вернулся из плена, оказались в советских лагерях, где над ними издевались», и так далее. Я скажу только о том, что то, как именно Лазарева сыграл Заманский, говорит о том, что, «смотрите, какой он хороший человек! Мы просто обязаны дать ему шанс! Смотрите, какой он герой!». А то, что этот «герой» сначала добровольно перешёл на сторону врага, с оружием в руках, что он же убивал русских людей, и делал немало всего ещё – наверное, надо забыть, да? Он же «кровью искупил свою вину», да? На самом деле – не искупил бы. Никогда и ничем. А сама идея фильма Германа – она именно об этом. И тогда, когда был снят этот фильм, в худсовете это очень хорошо поняли, потому и не стали разрешать показ этого фильма… А вот потом… потом да, его разрешили. И после таких вот «шедевров» и начали появляться разного рода «Коли из Уренгоя» и тому подобные «персонажи». Да, Герман своего добился. Наверное, он радовался, когда рушился Союз, когда начали говорить гадости про советский народ, народ-победитель… Только вот, на самом деле, сделал он великое Зло своим фильмом…