Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Доходный дом князя Щербатова. Один из главных шедевров Новинского бульвара

Конкурсы красоты – изобретение совсем не новое. Вот только участвовали в них исстари не красавицы в роскошных платьях и откровенных купальниках, а творения рук человеческих, в том числе произведения архитектуры. К примеру, в 1914 году архитектор Александр Ованесович Таманян (или на русский манер Александр Иванович Таманов) за участие в конкурсе «Красивые фасады» получил Золотую медаль – первую в своей профессиональной карьере награду, а его творение на Новинском бульваре назвали Лучшим домом Москвы того года. Порой, услышав слово «бульвар», интуитивно представляешь один из фрагментов Бульварного кольца, история которого всем известна. Екатерина Вторая приказала разобрать крепостную стену Белого города, которая перестала исполнять фортификационную роль, но несла опасность тем, что в любой момент какой-нибудь камень мог оторваться от ветшающего сооружения и, не дай Бог, кого-нибудь ненароком придавить. На том месте, где стояла стена, заложили вереницу из десяти бульваров. Но вот Новинск
Оглавление

Конкурсы красоты – изобретение совсем не новое. Вот только участвовали в них исстари не красавицы в роскошных платьях и откровенных купальниках, а творения рук человеческих, в том числе произведения архитектуры.

К примеру, в 1914 году архитектор Александр Ованесович Таманян (или на русский манер Александр Иванович Таманов) за участие в конкурсе «Красивые фасады» получил Золотую медаль – первую в своей профессиональной карьере награду, а его творение на Новинском бульваре назвали Лучшим домом Москвы того года.

Порой, услышав слово «бульвар», интуитивно представляешь один из фрагментов Бульварного кольца, история которого всем известна. Екатерина Вторая приказала разобрать крепостную стену Белого города, которая перестала исполнять фортификационную роль, но несла опасность тем, что в любой момент какой-нибудь камень мог оторваться от ветшающего сооружения и, не дай Бог, кого-нибудь ненароком придавить. На том месте, где стояла стена, заложили вереницу из десяти бульваров.

Но вот Новинский бульвар – старинная улица, когда-то именовавшаяся Новинским Валом…

…Часть не Бульварного, а Садового кольца

Однако вплоть до 1937 года здесь действительно существовал самый настоящий бульвар, где в девятнадцатом столетии по праздникам устраивались народные гуляния с балаганами, каруселью, потешной железной дорогой и прочими увеселениями.

Здесь жили многие знаменитости – от Петра Ильича Чайковского и Федора Ивановича Шаляпина до адвоката Федора Никифоровича Плевако (кстати, он стал героем вот уже двух художественных фильмов, и в обоих картинах фамилию прославленного юриста произносят неправильно: в действительности ударение в ней должно ставиться на последний слог, на букву «о»).

-2

А в честь Петра Ильича бульвар половину двадцатого века даже именовался улицей Чайковского.

Обосновались здесь и многие княжеские фамилии, включая Оболенских и Гагариных. А еще отметили Новинский бульвар своим присутствием…

…Князья Щербатовы, ведущие родословную от самих Рюриковичей

В шаге от Нового Арбата, на Новинском бульваре расположился монументальный доходный дом, выстроенный в стиле неоклассицизма, с просторным двором-курдонером между центральной частью и двумя боковыми крыльями, протянувшимися до красной линии улицы.

-3

Его построили в 1911-1913 годах для Сергея Александровича Щербатова, художника, мецената и коллекционера. Он учился живописи у Игоря Эммануиловича Грабаря и Леонида Осиповича Пастернака, устраивал выставки, в Санкт-Петербурге учредив художественный салон под названием «Современное искусство», являлся членом Совета Третьяковки.

Сам Сергей Александрович обладал богатой коллекцией живописных полотен, икон, скульптуры, фарфора и ценной, уникальной мебели. Важной частью его коллекции были также и подлинные автографы Пушкина, Гоголя, Вяземского, Тургенева и многих других гениев русского слова.

Этот дом он задумал построить как…

…Музейное пространство для своей коллекции

В планах у князя было весь этот гигантский дом превратить в музей и передать городу в дар, однако он успел исполнить это лишь частично.

Два верхних этажа центрального объема заняли апартаменты самого Щербатова и его семьи, там же разместилась его коллекция. Остальная часть дома сделалась доходной, поделенная на 28 меблированных квартир.

-4

К примеру, в пятикомнатной квартире на втором этаже левого флигеля поселился писатель Алексей Николаевич Толстой с женой, художницей-авангардисткой Софьей Исааковной Дымшиц. Среди других обитателей доходного дома были художник Михаил Васильевич Нестеров, архитектор Анатолий Александрович Остроградский, пианист Владимир Юрьевич Вульф и скрипач Борис Осипович Сибор.

А также регулярно гостили и посещали Щербатовский салон Иван Алексеевич Бунин, Александр Николаевич Бенуа, Валентин Александрович Серов… список этот можно продолжать и продолжать.

Валентин Серов писал здесь портрет супруги Щербатова – княгини Полины Ивановны, но работа осталась неоконченной из-за скоропостижной кончины художника. Позднее этот рисунок на большом холсте был передан в Третьяковскую галерею.

Эскиз к портрету Полины Ивановны Щербатовой, Валентин Серов. Изображение из открытых источников
Эскиз к портрету Полины Ивановны Щербатовой, Валентин Серов. Изображение из открытых источников

К слову сказать, история семьи Щербатовых кое в чем напоминает историю графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Жемчуговой. Его жена Полина (Пелагея) Ивановна Розанова была простой крестьянкой из Нары Верейского уезда, медсестрой сельской больницы.

Интересно то, что с самого начала Сергей Александрович задумывал возвести дом в своеобразной эклектике – но не использовать традиционное смешение архитектурных стилей, а устроить некий...

...Симбиоз классического дворянского гнезда и доходного дома

Как раз со стилистикой будущего дома заказчик определился с самого начала, поэтому искал зодчего, чьи вкусы не успели отяготиться западноевропейской модой. Хотелось «русских мотивов» с легким итальянским веянием.

(9 фото)

Для исполнения задуманного он пригласил молодого Александра Ованесовича Таманяна, будущего главного архитектора Армянской ССР и лауреата Сталинской премии (правда, уже посмертно). Тот выстроил трехчастный дом в форме буквы «Н», в пять этажей.

Фасады украсили ионические пилястры и коринфские колонны, барельефы с античными картинами и другая лепнина. Имелись еще и скульптуры, в том числе два изваяния львов, но они, по-видимому, были утрачены. Или просто я их не нашел?

(12 фото)

Портики с элегантными нишами в верхней части боковых флигелей-крыльев особенно хороши!

(5 фото)

Позади расположились хозяйственный двор, гараж и конюшня.

«Дорогой Александр Иванович! Как я счастлив, что Ваш труд получил большую оценку Москвы! Независимо от какого-либо чувства собственности нахожу Ваш дом самым красивым зданием новой Москвы»
С. Щербатов
(Из письма князя Щербатова Александру Таманяну, 1914 год)

Автором скульптурного декора выступил Василий Васильевич Кузнецов, барельефы для фасадов создал художник Евгений Евгеньевич Лансере, а интерьеры расписал живописец Игнатий Игнатьевич Нивинский.

(7 фото)

В 1918 году Щербатовы были вынуждены покинуть Россию. В их доме разместилось общежитие сотрудников Трехгорной мануфактуры и амбулатория Реввоенсовета, которая затем была преобразована во 2-ю Центральную поликлинику Министерства обороны и просуществовала здесь до 1991 года.

В 2015 году бывший доходный дом Сергея Александровича Щербатова признали Объектом культурного наследия федерального значения. Сегодня дом частично жилой, в другой части помещений располагаются офисы, в том числе один из двух московских офисов цифровой платформы «ГосТех».

-10
Доходный дом С.А. Щербатова

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.

-11

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!