Найти в Дзене

Летописи: фейк-ньюс Средневековья или надёжный источник?

Хотите заглянуть в прошлое глазами современников? Для историка нет ничего ценнее летописей — своеобразных «дайджестов» жизни Древней Руси, где фиксировались войны и мир, судьбы князей и простых людей. Но что это были за тексты, кто их писал и зачем? История — это попытка восстановить картину прошлого. Для этого учёным нужны свидетели минувших веков — археологические находки и письменные источники, «говорящие» свидетели событий. Среди них особое место занимают летописи — главные хроники Древней Руси. Именно они позволяют услышать голоса людей, живших сотни лет назад. Но что такое летопись? Почему она так ценна — и почему историки не верят ей «на слово»? Летописи не родились на Руси сами собой. Их традиция пришла вместе с византийской книжной культурой. Древнерусские тексты по форме подражали византийским хроникам, а те, в свою очередь, уходили корнями в античные римские анналы — «годовые записи» и подражали более поздним позднеантичным (IV–V вв.) христианским и языческим хроникам. В сре
Оглавление

Хотите заглянуть в прошлое глазами современников? Для историка нет ничего ценнее летописей — своеобразных «дайджестов» жизни Древней Руси, где фиксировались войны и мир, судьбы князей и простых людей. Но что это были за тексты, кто их писал и зачем?

История — это попытка восстановить картину прошлого. Для этого учёным нужны свидетели минувших веков — археологические находки и письменные источники, «говорящие» свидетели событий. Среди них особое место занимают летописи — главные хроники Древней Руси. Именно они позволяют услышать голоса людей, живших сотни лет назад. Но что такое летопись? Почему она так ценна — и почему историки не верят ей «на слово»?

Откуда пришли летописи?

Лаврентьевская летопись (XIV в.). Первые листы рукописи
Лаврентьевская летопись (XIV в.). Первые листы рукописи

Летописи не родились на Руси сами собой. Их традиция пришла вместе с византийской книжной культурой. Древнерусские тексты по форме подражали византийским хроникам, а те, в свою очередь, уходили корнями в античные римские анналы — «годовые записи» и подражали более поздним позднеантичным (IV–V вв.) христианским и языческим хроникам.

В средневековой Западной Европе в это же время подобные сочинения писали на латинском языке, их тоже называли хрониками. Поэтому иногда термин «хроника» используют как общий для обозначения погодных изложений значимых событий — и для Византии, и для Европы, и для Руси, и даже для арабского Востока.

На Руси летописание возникло не сразу после крещения, а примерно через столетие — в конце XI века, по мере утверждения книжной культуры. Древнейшей русской летописью считается «Повесть временных лет», считается что она написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Она ведёт рассказ с IX века (852 г.), поэтому, хотя письменность на Руси появилась в конце Х в., а летописание возникло только в XI–XII вв., летописный период древнерусской истории отсчитывается с середины IX века.

Возникнув в Киеве, постепенно летописи распространились по удельным землям и отдельным городам. Нам известны киевские, черниговские, владимирские, ростовские, суздальские, новгородские, псковские, смоленские, галицко-волынские, московские летописи. Эта традиция сохранялась вплоть до XVII века – до начала петровского времени, – а прежние, уже созданные летописи, продолжали переписываться и в XVIII веке.

Летописи или копии? Немного о списках

Миниатюра Радзивилловской летописи. Рогволд, Владимир и Рогнеда
Миниатюра Радзивилловской летописи. Рогволд, Владимир и Рогнеда

Оригиналы древнерусских летописей XI–XIII вв. до нас не дошли. Летописи гибли в огне пожаров (в том числе, во время монголо-татарского нашествия) или просто разрушались от времени. Древнейшие летописи известны нам в так называемых списках. Список - от слова «списывать» в значении «переписывать». Это переписанные копии более ранних текстов, созданные в XIV–XVIII вв. Полное собрание русских летописей содержит около 5000 списков.

Названия списков зависят от того, где их нашли или кто ими владел:

  • Ипатьевский — был обнаружен в библиотеке Ипатьевского монастыря;
  • Хлебниковский — хранился в книжном собрании купца Хлебникова;
  • Радзивилловский — принадлежал знатному польско-литовскому роду Радзивиллов;
  • Лаврентьевский — назван по имени автора рукописи, он создан монахом Лаврентием.

Самым древним из дошедших до нас считается Синодальный список, хранившийся в библиотеке Святейшего Синода.

Важно помнить: список — это не точная копия утерянного оригинала. Переписчик дословно переписывал интересующую его часть древнего текста, потом добавлял часть другого текста, так же дословно переписанную. В итоге каждая рукопись превращалась в своеобразный сборник текстов, составленный из оригинальных фрагментов, но созданных в разное время и в разных местах.

Летописцы не были историками в современном смысле. Задачей летописцев не было создание собственного оригинального текста на основе разных источников. Они скорее выступали как ученые-компиляторы, собирая сведения в удобной форме. И делали они это чаще всего ради практических целей: обосновать права князя на престол, подтвердить вольности Новгорода или Пскова, зафиксировать условия старых договоров и т.д.

Историки и летописи: доверять или проверять?

К летописям историки относятся осторожно, им нельзя доверять априорно, без дополнительного анализа.

Во-первых, происхождение списков, которые до нас дошли, часто туманно. Некоторые даже признаны фальшивками. Так, знаменитая Иоакимовская летопись, на которую ссылался историк Василий Татищев, до сих пор вызывает споры: рукописи её никто никогда не видел.

Во-вторых, летописи противоречат друг другу. В разных списках можно найти разные даты и разные версии одних и тех же событий. Переписчики тоже ошибались: где-то по невнимательности или небрежности, а где-то и сознательно.

Поэтому историк не может «просто поверить» летописи: сначала необходимо выяснить ее происхождение и, по возможности, установить происхождение содержащихся в ней сообщений – т.е. найти «источники источника». Именно поэтому существует целая наука — классификация летописей, которая помогает увидеть связи между ними и отделить надёжные факты от поздних вставок.

Разряды и извод: как классифицировали летописи

-3

Летописи делятся на разряды — по месту создания или по территории, которую они описывали. Существуют первоначальные киевские, новгородские, псковские и другие летописи.

Списки одного разряда различаются между собой в выражениях и подборе сведений, поэтому их делят ещё и на изводы (редакции).

В итоге профессиональная характеристика летописи может выглядеть примерно так: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные). Или - Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные).

Собственно содержание летописных памятников, определенный набор фактов, передаваемый от одного летописца к другому, носит название летописный свод. Древнейшие своды основаны на устных преданиях, погодных записях, переводных текстах. Древнейшие (Старшие) своды служили источником для летописцев следующего поколения. Именно поэтому летописные сказания так устойчиво передавались из века в век, сохраняя наиболее важные факты.

Как создавались летописи: язык, пергамент и миниатюры

Миниатюра. Лицевой летописный свод. XVI в.
Миниатюра. Лицевой летописный свод. XVI в.

Летописи писались на древнерусском языке с местными диалектными особенностями. Авторы списков с XIV в. продолжали воспроизводить эти особенности диалекта. Например, новгородские списки отличаются характерным «цоканьем». Это помогает историкам установить происхождение текста (этим занимается специальная историческая дисциплина – палеография).

До XIV века на Руси, как и в Западной Европе, в качестве писчего материала использовали пергамент (выделанную телячью кожу, её называли и «хартией», и даже «телятиной»). Пергамент долго сохраняется даже в плохих условиях, чернила на нем не выцветают, что и позволяет нам сегодня держать в руках рукописи XIV–XV вв.

Более поздние списки созданы на так называемой тряпичной бумаге, значительно менее прочной. Исписанные листы пергамента или бумаги сшивались вместе в кодекс, совсем как современные книги.

Некоторые рукописи богато украшены миниатюрами – очевидно, по требованию заказчика. Миниатюры изображали описанное событие. Так Радзивилловский список XV века содержит 617 цветных изображений. Радзивилловский список основан на летописи XIII века и включает в себя «Повесть временных лет» и описание событий до 1206 г.

В 60-х – 70-х гг. XVI в. в Москве по заказу Ивана Грозного для обучения царских детей был создан Лицевой летописный свод. В него вошли события от «сотворения мира» до 1567 г. Это 10 томов на, примерно, 10 тыс. листов. Лицевой свод украшен более чем 16 тысяч миниатюр. Лицевым он называется благодаря тому, что показывает историю «в лицах».

От Ломоносова до Карамзина: как изучение летописей стало наукой

В эпоху Петра I архаичная традиция летописания угасает. Однако в монастырях еще в течение столетия продолжали переписываться летописные списки: как дань традиции и как форма монашеского послушания.

В XVIII веке внимание к летописям проявили учёные Петербургской Академии наук. Европейски образованные историки обратили внимание на летописи, увидев в них ценный источник по истории России. Находившийся на русской службе немецкий историк Август Шлёцер первым ввел летописи в оборот европейской науки, его труды стали началом научного критического изучения летописей.

Однако против Шлёцера и других немцев, пытавшихся заниматься русской историей, активно выступил М.В. Ломоносов, обвинивший их в посягательстве на «национальную гордость русских» и «воровстве» летописей (т.е. в их «незаконной» публикации). Стараниями Ломоносова летописи оказались еще на полвека запертыми в сундуках монастырских книгохранилищ.

Только в начале XIX века, во многом благодаря Николаю Карамзину, летописи стали активно исследовать и публиковать. Они стали доступны как российским, так и зарубежным историкам. В 1830-е годы началось грандиозное издание «Полного собрания русских летописей», которое далеко до завершения и по сей день.

Признайтесь: многие из вас и не представляли, что за скупой строчкой «по данным летописи» стоит колоссальный труд специалистов-историков? Каждый факт — это не только строчка в рукописи, но и отдельная история его поиска и изучения.

Хочешь узнать больше об истории за рамками школьной программы? Ставь лайк и подписывайся на Наш канал, история - это не только про ЕГЭ!

Больше интересных фактов - в нашей подборке Исторические заметки.