Слова в таблицах, выделенные красным цветом, необходимо запомнить!
Термины / Определение
Объекты окружающего мира - предметы или объекты (от лат. objectum - предмет), окружающие человека везде и всюду, включая воду, воздух, горные породы, растения, животных, автомобили, книги, постройки и многое другое.
Объекты природы - объекты, существующие и существующие в природе независимо от хозяйственной деятельности человека.
Объекты неживой природы - воздух, облака, горы и камни (отнесены к этой группе на основе сравнения с живыми объектами).
Объекты живой природы - деревья, кустарники, травы, грибы, насекомые, рыбы, птицы, звери и человек (отнесены к этой группе на основе сравнения с неживыми объектами).
Клетка - основная структурная единица живого организма, которой присущи все признаки живого.
Вирусы - опасные возбудители многих заболеваний растений, животных и человека;
не имеют клеточного строения, и их жизнедеятельность проявляется только тогда, когда они проникают в клетки живого организма.
Жизненные свойства - совокупность свойств, отсутствующая у объектов неживой природы, включая клеточное строение, движение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражение и др.
Обмен веществ - самое важное проявление жизнедеятельности, присущее всем объектам живой природы;
обеспечивает возможность осуществлять остальные процессы жизнедеятельности;
включает взаимосвязанные процессы (питание, дыхание и выделение), обеспечивающие непрерывный поток вещества и энергии.
Рост - количественные изменения в структуре любого природного тела.
Развитие - качественные изменения в структуре любого природного тела;
для объектов живой природы — упорядоченное, постепенное и последовательное развитие, связанное с реализацией наследственной информации, заложенной в их клетках.
Размножение - процесс, при котором организмы передают свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.
Биосфера - особая оболочка Земли (от греч. bios - жизнь и sphaira - шар), включающая нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы;
область распространения жизни и результат деятельности живых организмов на планете.
1. Объекты живой и неживой природы
Время: современность
Люди: человек
Место: улица, дом, школа
Действия: окружается объектами природы:
- водой
- воздухом
- горными породами
- растениями
- животными
- автомобилями
- книгами
- постройками
Время: современность
Люди: человек
Место: в природе
Действия / события: классифицирует объекты:
- на живые (растения, животные)
- неживые (воздух, горы, камни)
- независимо от хозяйственной деятельности
2. Понятие о жизни
Время: современность
Люди: маленький ребёнок,
Место: вокруг нас
Действия / события: определяет живое по движению, росту (например, камень неживой, собака живая).
Время: современность
Люди: учёные
Место: вокруг нас
Действия / события: анализируют свойства:
- рост у неживых (кристаллы, сосульки),
- дыхание и обмен у живых и неживых (горение свечи);
- устанавливают условную грань между ними.
Биография
Тест "Объекты живой и неживой природы"
1. Что такое объекты природы?
а) Предметы, изготовленные только человеком.
б) Объекты, существующие в природе независимо от хозяйственной деятельности человека.
в) Только растения и животные.
г) Исключительно неживые предметы, как камни и вода.
2. На основании чего мы разделяем объекты на живую и неживую природу?
а) По их цвету и форме.
б) По наличию клеточного строения и жизненных свойств, таких как обмен веществ и размножение.
в) По способности двигаться быстро.
г) По количеству химических элементов.
3. Что общего между объектами живой и неживой природы?
а) Они состоят из одних и тех же химических элементов, но в разном соотношении.
б) Они все имеют клеточное строение.
в) Они все могут размножаться.
г) Они все дышат кислородом.
4. Какой основной признак отличает объекты живой природы?
а) Способность гореть.
б) Клеточное строение и совокупность жизненных свойств, таких как обмен веществ, рост, развитие, размножение.
в) Наличие только углерода и кислорода.
г) Отсутствие обмена веществ.
5. Что такое обмен веществ в живых организмах?
а) Процесс, при котором организмы только поглощают кислород.
б) Совокупность процессов (питание, дыхание, выделение), обеспечивающих поток вещества и энергии.
в) Только рост кристаллов.
г) Превращение энергии в тепло без участия веществ.
6. Чем отличается развитие у объектов живой природы от неживой?
а) Оно происходит только у растений.
б) Оно упорядоченное, последовательное и связано с наследственной информацией в клетках.
в) Оно происходит быстрее у камней.
г) Оно не связано с ростом.
7. Что такое биосфера?
а) Только атмосфера Земли.
б) Оболочка Земли, включающая нижние слои атмосферы, гидросферу, почву и верхний слой литосферы, где распространена жизнь.
в) Исключительно океаны.
г) Область, где нет живых организмов.
8. Какую роль сыграли живые организмы в формировании биосферы?
а) Они только поглощают ресурсы.
б) Они являются главнейшей преобразующей силой планеты, результатом их деятельности.
в) Они появились позже неживой природы.
г) Они не влияют на химический состав Земли.
9. Кто впервые отметил роль живых организмов как преобразующей силы планеты?
а) Альберт Эйнштейн.
б) Владимир Иванович Вернадский.
в) Чарльз Дарвин.
г) Александр Флеминг.
10. Почему живая и неживая природа — единое целое?
а) Они не связаны между собой.
б) Они имеют единый химический состав и взаимозависимы; уничтожение неживой природы ведет к гибели живого.
в) Живые организмы существуют только в воздухе.
г) Неживая природа не влияет на человека.
Любой донат - даже самая маленькая сумма, очень важна и приятно поддержит наш проект!