Найти в Дзене
Саморазвитие

Как развить творческие способности?

Уже два столетия в Европе только ленивый не говорит о важности творчества. Идея о творческом гении, зародившаяся в эпоху романтизма и прочно укоренившаяся в обществе, убедила всех в пользе креативности. Сегодня люди во всем мире ищут способы повысить свою творческую эффективность и стремятся понять саму природу творчества. Творчество в широком смысле – это создание чего-то нового: идеи, объекта, решения, которые человек раньше не создавал, не видел и даже не мог представить. Существуют разные виды творчества: интеллектуальное, художественное, театральное и другие. Все они подразумевают создание чего-то оригинального, масштаб которого может варьироваться: от новизны для самого человека до открытия, значимого для всего человечества. Когда говорят о "творческих людях", каждый понимает это по-своему. Многие представляют себе представителей творческих профессий: актеров, художников, ученых. Однако, в определенной степени, творческим может быть каждый. Используя свои способности, мы все може

Психология творчества: как находить креативные решения и использовать эвристические стратегии (мнение психолога Владимира Спиридонова)

Уже два столетия в Европе только ленивый не говорит о важности творчества. Идея о творческом гении, зародившаяся в эпоху романтизма и прочно укоренившаяся в обществе, убедила всех в пользе креативности. Сегодня люди во всем мире ищут способы повысить свою творческую эффективность и стремятся понять саму природу творчества.

Творчество в широком смысле – это создание чего-то нового: идеи, объекта, решения, которые человек раньше не создавал, не видел и даже не мог представить. Существуют разные виды творчества: интеллектуальное, художественное, театральное и другие. Все они подразумевают создание чего-то оригинального, масштаб которого может варьироваться: от новизны для самого человека до открытия, значимого для всего человечества.

Когда говорят о "творческих людях", каждый понимает это по-своему. Многие представляют себе представителей творческих профессий: актеров, художников, ученых. Однако, в определенной степени, творческим может быть каждый. Используя свои способности, мы все можем создавать что-то новое, по крайней мере, в рамках собственной жизни.

Распространено мнение, что дети более творческие, чем взрослые, и с возрастом эта способность угасает. Это не совсем так. Дети действительно меньше связаны социальными нормами и ограничениями, но в целом, утверждение о большей креативности детей не соответствует действительности. Дети, как и взрослые, различаются по своим задаткам и способностям.

Трудности с принятием смелых творческих решений во взрослом возрасте – это, скорее, обратная сторона взросления, которое является базовым феноменом нашей культуры. Взрослый человек учитывает множество условностей и ограничений, от которых сложно отказаться. Таким образом, интеграция в культуру и социум, с одной стороны, открывает возможности, а с другой – накладывает ограничения.

В последние десятилетия, благодаря техническому прогрессу, поиск информации часто подменяет творческую деятельность. Вместо того, чтобы "приложить голову", искать новые идеи и пробовать разные варианты решения, люди обращаются к Google и социальным сетям. Процесс придумывания и выработки креативных решений заменяется поиском готового ответа. Помимо того, что чужие решения могут быть непригодны для конкретного случая, это лишает нас невероятного источника мотивации и удовольствия от борьбы с неопределенностью и победы над ней.

Тем не менее, даже в условиях социальных ограничений можно развить творческие способности. Для этого необходимо придумывать "хитрости", которые помогут временно сбросить или обойти ограничения. В этом и заключается практическая ценность психологии творчества: она не только описывает существующее положение вещей, но и предлагает рецепты, помогающие людям использовать свой творческий потенциал. Поэтому психология творчества стремится быть и является практико-ориентированной наукой.

Развитие творческих способностей – это длительный процесс, в отличие от решения локальной задачи, с которой можно справиться за короткое время. Возрастных ограничений для развития творческих способностей не обнаружено, однако начинать заниматься этим продуктивнее...