Найти в Дзене
Восток - дело тонкое!

Основание Москвы в сказаниях и летописях

Какая информация берется за основу, при датировании основания города? Одно из важных, это упоминание города в древних писаниях, летописях (если речь идет о старом городе). Также археологические находки, указывающие, что в этом месте было когда-то поселение. Если город был поселением или деревушкой, и это место упоминается в древнем источнике, учитывается ли эта информация, для датирования основания города? Видимо, да. К примеру Париж (2200 лет), основан в 3 веке до нашей эры, был поселением кельтского племени, паризиев. Даже в 5 веке, когда Аттила подступил к Парижу (Лютеция), он был еще поселком. (Эрик Дешодт - Аттила). Кого правильно считать основателем города, тот кто основал поселение в том месте, где никто не жил, или того, кто решил из маленького поселения сделать город? К примеру до Ромула в Риме уже были поселения, до Юрия Долгорукого в Москве уже было поселение, до Петра Первого на территории Санкт-Петербурга была шведская крепость Ниеншанц, насчитывается около 40 поселений на

Какая информация берется за основу, при датировании основания города? Одно из важных, это упоминание города в древних писаниях, летописях (если речь идет о старом городе). Также археологические находки, указывающие, что в этом месте было когда-то поселение.

Если город был поселением или деревушкой, и это место упоминается в древнем источнике, учитывается ли эта информация, для датирования основания города? Видимо, да. К примеру Париж (2200 лет), основан в 3 веке до нашей эры, был поселением кельтского племени, паризиев. Даже в 5 веке, когда Аттила подступил к Парижу (Лютеция), он был еще поселком. (Эрик Дешодт - Аттила).

Кого правильно считать основателем города, тот кто основал поселение в том месте, где никто не жил, или того, кто решил из маленького поселения сделать город? К примеру до Ромула в Риме уже были поселения, до Юрия Долгорукого в Москве уже было поселение, до Петра Первого на территории Санкт-Петербурга была шведская крепость Ниеншанц, насчитывается около 40 поселений на территории современного СПБ, существовавших до 1703 года. Такая информация больше похожа на национализированние истории, это как дату основания города Стамбул считать 1453 годом, после того как турки захватили место на берегу Босфора, ранее никому не известное.

Ранее писал о малоизвестных фактах Руси взятые из книги Кира Булычева - Тайны Руси:

Девятая тайна, основатель Москвы был не Долгоруков, которого Булычев называет подлым и жестоким, узурпатором и убийцей. Булычев как на источник этой информации, ссылается на Татищева. Один из вассалов Долгорукого был Степан Кучка, у которого усадьба стояла на реку Смородины и звалось Москвой. Долгоруков положил глаз на его жену, приехал в 1147 году, умертвил Кучку, сыновей отправил в Суздаль, дочь Улиту насильно выдал замуж за своего сына Андрея Боголюбского. Через 30 лет Кучковичи во главе с Улитой отомстили сыну Долгорукова.

Обратимся к Татищеву, в его книге "История Российская", в главе Руссиа, в абзаце №29 описывается упоминание славян. Также говорится откуда возможно появилось название "Москва":

Польские писатели доказывают, по Берозусу и Иосифу, равным образом и другим древним писателям, что славяне произошли от Мосоха, внука Иафета, и от его имени были названы мосхи, модоки и амаксоби, и от Москвы это древнее название было снова обновлено.

Там же, в комментарии №239, Татищев пишет:

О построении города Москвы в Раскольничьем манускрипте написано слово в слово то же самое; в Голицынском и Никоновском, что Юрий был в Москве; в хронографе построение ее отнесено к 1151 году, когда был построен и Владимир. Другие же, напротив, возводят древность этого города дальше и производят его название от Мосоха, с чем и Стрыйковский, говоря о русских именах, до некоторой степени соглашается, однако без всякого доказательства. Страленберг производит это имя от прежде существовавшей деревни Мuстковы, чему, видимо, то причиной, что отдельно писали об убийстве Андрея Боголюбского Кучковичами и о построении города Москвы Даниилом Александровичем, не следуя истории. По моему мнению, это сарматское слово, однако мне неизвестно, что оно означает.

Там же в комментариях №284, Татищев пишет:

О убийстве князя Андрея в Степенной книге написано следующее: «Князь Юрий Владимирович строил в 1152 году города и среди других также Москву. В то же самое время он женил своего сына Андрея на дочери одного дворянина по имени Кучка, который служил у знатного дворянина и был казнен князем Георгием за преступление.

Там же в комментариях №287, Татищев пишет:

Хотя имя [Москва] написано в Голицынском и Никоновском списках, однако я не знаю, не подставлено ли оно позднее, так как москвичи * (В немецком тексте Moroscowen.) причисляли себя с их родом к Кучковым; а поскольку упоминается совершенно новая и со старыми вовсе не совпадающая история о построении Москвы, то приходит на мысль, не внесено ли это также не ко времени некоторыми льстицами. Однако, если и вправду говорится, что они происходили от Кучковых, эта честь не очень велика, так как последние из-за плутовства при третьем самодержавном правительстве были публично казнены.

Получается у Кира Булычева взято от Татищева немного, где Татищев даже не уверен, что Кучковы жили в Москве до 1151 года. Любовный треугольник Кучка, его жены и Юрия Долгорукова в книге отсутствует, про месть детей Кучки сыну Долгорукову описаны поверхностно, имя Улита (дочь Степана Кучка, жена Андрея Боголюбского) к примеру не упоминается вообще.

Обратимся теперь к другому источнику "Повесть о зачале Москвы" (16-17 век):

И в лето 6666-го (1158) сему великому князю, Юрию Владимировичу, грядущу из Киева во Владимир к сыну своему, князю Андрею Юрьевичу, и прииде на место, идеже ныне царствующий град Москва, оба полы (оба берега) Москвы-реки. Сими же селы владеущу тогда боярину некоему, богату сущу, зовому Кучку Иванову. Той же Кучко возгордевся зело и не почти великого князя подобающею честию, якоже довлеет (подобает) великим князем, но и поносив ему к тому (кроме того). Князь же великий Юрий, не стерпя хулы его, и повелевает боярина оного ухватити и смерти предати. Сыны же его, видев млады суща и лепы (красивые) зело, и дщерь едину, такову же лепу сущу, отсла во Владимир к сыну своему князю Андрею Юрьевичу. Сам же князь великий Юрий Владимирович восходит на гору, и обозрев с нея очима своима семо и овамо(туда-сюда) по обе страны Москвы-реки и за Неглинною, и возлюби села оны, и повелевает на месте том вскоре соделати мал деревян град. И прозва и званием Москва-град по имени реки, текущия под ним.

Также про Москву и Кучковых сказано в "Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы" (17 век). События про Степана Кучка и его сыновей описываются на 100 лет позже чем в других Сказаниях, и Москву уже строит и основывает сын Александра Невского, Андрей Александрович. А Улита, пока ее имя мы видим только у Булычева, как дочь Степана Кучка, здесь она становится женой князя Данилы Суздальского:

Были тут по Москве-реке села красные (красивые), хоромы боярина Кучка Стефана Ивановича. И бысть у Кучка боярина два сына красны, и не было столь хороших во всей Русской земле. Изведав про них князь Данило Суздальский и спроси у боярина Кучка Ивановича двух сынов к собе во двор с великим прением. И глагола «Аще не дашь сынов своих ко мне во двор, и аз де на тебя с войною приду, и тебя мечем погублю, и села твои красные огнем пожгу». И боярин Кучко Стефан Иванович убояся грозы князя Даниила Суздальского и отдав сынов обоих своих князю Даниилу Суздальскому. И князю же Даниилу Суздальскому полюбилися оба сынови Кучковы, почал их любити и пожалова их – одного в стольники и другого в чашники.
И приглянусь оне Данилове княгине Улите Юрьевне, и уязви дьявол ея блудною похотью, возлюби красоту лица их; и дьявольским возжелением сжилися любезно.

Что же мы имеем, Москва, судя по летописям, старше даты 1147 года. Почти все источники заявляют что в Москве жил боярин Кучка, было у него 2 сыновей и 1 дочка. Дочку отдали замуж за Андрея Боголюбского, которого она с братьями и слугами умертвили в 1175 году в Суздале. Одно но, у Андрея в конце жизни была уже вторая жена. Значит к этому времени Улита должна была уже умереть или же быть пострижена в монастырь. В 2015 году в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском была обнаружена надпись 12 века:

перечисляются около двадцати убийц, и некоторые из них упоминаются в летописях: Петр, Кучков зять, Амбал и Яким (Кучкович). Потом текст становится нечитаем, а в конце приведены три имени, которых в летописной повес­ти (Ипатьевская) нет: Ивка, Петрко и Стырята.
Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы, овому вечная память, а сим — вечная мука
Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы, овому вечная память, а сим — вечная мука
-3

Дополнение от 10.10.2025 г.

Мы знаем по несомнительным историческим свидетельствам, в 1147 году Москва уже существовала: ибо в сем году, марта 28, князь суздальский, Юрий или Георгий Долгорукий, роскошно угощал в ней друга и союзника своего, князя Святослава Ольговича Северского
Н. М. Карамзин - Записки о Московских достопамятностях

В книге Московский летописец, антология в которую входят исторические материалы о Москве, есть раздел "Забытые и возрожденные книги", где есть фрагменты из книги "Старая Москва"(1924 г.) написанная Никольским В. А. :

История Москвы начинается и в течение нескольких столетий почти исчерпывается историей Кремля, потому что первое славянское поселение на территории современного города, несомненно, возникли в глухом бору на Боровицком Холме Кремля. Это произошло предположительно во второй половине XI века, а первое историческое упоминание о Москве как резиденция князя Юрия Долгорукого относится к 1147 году.
-4