Сегодня, 14 сентября, страна отмечает День танкиста. В честь этого мы собрали пять знаковых отечественных картин о людях, для которых броня стала второй кожей. Это не просто фильмы о войне, а настоящие человеческие драмы, разыгранные в тесных интерьерах боевых машин на фоне великих сражений.
На войне как на войне
(1968)
Младшего лейтенанта Малешкина (Михаил Кононов), необстрелянного выпускника училища, назначают командиром «самоходки» СУ-100. Его экипаж — бывалые вояки, не воспринимающие юнца всерьез. Малешкину предстоит не только повести машину в бой, но и завоевать авторитет у своих подчиненных.
Картина Виктора Трегубовича — эталон «лейтенантской прозы» в кино, предельно честный и дегероизированный взгляд на войну. Здесь нет пафосных речей и бравурных атак. Вместо этого — въедливый, почти документальный показ фронтового быта, где страх, усталость и черный юмор смешаны в густой коктейль. Фильм снят с невероятным вниманием к деталям, а работа оператора Евгения Мезенцева погружает в клаустрофобическое пространство САУ. Это кино для тех, кто ищет в военных драмах не грохот канонады, а правду о человеке, брошенном в жернова истории.
Жаворонок
(1964)
Группа советских военнопленных-танкистов получает от немецкого командования задание — стать живой мишенью на полигоне для испытания новых противотанковых орудий. Получив в распоряжение Т-34, экипаж под командованием Ивана (Вячеслав Гуренков) решает использовать свой единственный шанс на побег.
Лента Никиты Курихина и Леонида Менакера — почти библейская притча о несгибаемости духа, облеченная в форму военной баллады. Картина поражает аскетичным визуальным рядом и мощнейшей метафорой: танк, вырвавшийся на свободу и сеющий панику в тыловом немецком городке, становится символом неминуемого возмездия. Фильм практически лишен диалогов, делая ставку на экспрессивную актерскую игру и гениальную музыку Якова Вайсбурда. Редкий пример экзистенциальной драмы в советском военном кино, которая будет интересна ценителям авторского, метафорического кинематографа.
Т-34
(2018)
Младший лейтенант Ивушкин (Александр Петров) попадает в плен после неравного танкового боя. В концлагере он вынужден возглавить экипаж трофейного Т-34, чтобы стать учебной целью для немецких кадетов. Ивушкин использует это как шанс для дерзкого и спланированного побега, превратив учения в настоящее сражение.
Фильм Алексея Сидорова — это современный, высокотехнологичный взгляд на жанр, настоящий танковый блокбастер. Ставка сделана не на психологизм, а на безупречно поставленный экшен, где каждый выстрел и маневр сняты с использованием slow-motion и компьютерной графики, позволяющей заглянуть внутрь летящего снаряда. Это почти танковый балет, зрелищный и динамичный. Картина для тех, кто хочет получить от военного кино адреналиновый заряд и оценить, как классический сюжет можно пересказать на языке голливудских спецэффектов, не потеряв при этом национальной идентичности.
Экипаж машины боевой
(1983)
Лето 1943 года. Танковый ас, старшина Саня Меньшов (Владимир Вихров), теряет в бою свой экипаж. Одержимый жаждой мести, он формирует новый экипаж из необстрелянных новичков и вступает в смертельную дуэль с немецким танковым асом, виновным в гибели его товарищей.
Лента Виталия Василевского — крепко сбитая военная драма, которая сегодня смотрится почти как советский вестерн. Здесь есть все каноны жанра: герой-одиночка, мотив мести, смертельный враг и финальная дуэль, где все решает мастерство и выдержка. Фильм подкупает своей искренностью и отсутствием ложного пафоса. Танковые бои сняты для своего времени весьма изобретательно и напряженно. Это кино для тех, кто ценит простые и сильные истории о мужестве, боевом братстве и о том, что даже на войне личные счеты порой становятся главным двигателем.
Белый тигр
(2012)
На полях сражений появляется неуязвимый немецкий танк-призрак «Белый тигр». Для борьбы с ним советское командование создает особый танк Т-34-85 и находит уникального танкиста — чудом выжившего после страшных ожогов бойца Найдёнова (Алексей Вертков), который мистическим образом «слышит» танки.
Карен Шахназаров снял не просто военный фильм, а настоящую мистическую притчу о вечной борьбе добра со злом. «Белый тигр» — это не танк, а воплощенная метафора самой войны, безжалостной и неистребимой. Найдёнов же — не просто солдат, а своего рода ангел-хранитель, избранный для битвы с абсолютным злом. Картина наполнена символизмом и философскими диалогами, а финальная сцена с монологом Гитлера и вовсе выводит повествование на метафизический уровень. Это кино для вдумчивого зрителя, готового к сложному, многослойному разговору о природе войны.