Найти в Дзене

23 миллиона рублей серебром... Исаакиевский собор - 4-ый вариант проекта, вошедший в историю...

Итак, сегодня мы любуемся Исаакиевским собором. Мне кажется, что с этим собором в той или иной мере знаком каждый житель России - точно что-то слышали или даже читали об истории его создания, надеюсь, вы его обязательно видели и зрительно отличите и не спутаете с иными соборами, и весьма вероятно вы даже были внутри и для себя отметили то, что понравилось именно вам. Сегодня я покажу вам детали Исаакиевского собора, которые привлекли мое внимание, дополнив фотографии фактами из истории собора. Начнем внешний осмотр...

Для начала надо сказать, что финальный облик собора сложился далеко не сразу. Да и собором он изначально не был - церковь во имя преподобного Исаакия Далматского, святого почитаемого Петром I. Возвели в дереве, в один этаж, к 1710 году, в 1712 году в ней состоялось венчание Петра и Екатерины Алексеевны. Город развивался, его население стремительно росло, поэтому достаточно быстро стало понятно, что церковь мала... Так завершил своё существование проект №1.

-2

Храм по проекту №2 заложили в 1717, возводили и отделывали на протяжении более 10 лет и внешне строение напоминало Петропавловский собор - была и колокольня в 27 метров высотой, и резной золочёный иконостас, подобный тому, что в Петропавловском соборе, кстати, выполненный в московской мастерской Ивана Зарудного.

-3

Всё бы ничего, но место, на котором располагалось строение, постоянно подтоплялось водами Невы, фундамент регулярно укрепляли, но приложенные действия истинного положения дел не изменяли. В 1763 году было принято решение храм разобрать, а под новый проект выбрать место более отдаленное от Невы.

-4

Вариант (проект) №3 начали возводить в 1768 году, во времена правления Екатерины II, за авторством Антонио Ринальди. Проект был грандиозным - строение в пять сложных по рисунку куполов и высокой стройной колокольней, а все станы из мрамора. Строили более 30-ти лет, но завершить при жизни Екатерины II не успели. Ринальди Россию покинул и проект поручили завершить архитектору Винченцо Бренне.

-5

Вроде планировали придерживаться изначального проекта Ринальди, но материалов катастрофически не хватало (уже выделенный для собора мрамор снимали и переиспользовали при возведении Михайловского замка (любимого детища Павла I), финансирования также не было - начинали и останавливали... Как следствие, проект претерпел существенные изменения, мрамор заменили на ... кирпич, от пяти куполов остался только один, высота колокольни стала меньше на ярус... пропорции "поплыли"... Если вы думаете, что завершили при Павле - нет... при Александре I, в 1802 году. Собор вышел настолько некрасивым, что сразу же по окончанию его строительства, возникла идея переделать...

-6

Не возвести новый, а исправить существующий. Требования Александра I звучали так:

Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность

Проект выбирали в течение практически 10-ти лет (с 1809 по 1818гг).

-7

А выбранный проект Огюста Монферрана еще и реализовывали более чем в течение 40 лет...при трех императорах: Александре I - Николае I - Александре II. Было ли это дорогим удовольствием?! Безусловно... 23,26 млн рублей серебром. А как иначе?

-8

Фундамент, создание, транспортировка и установка гранитных колонн (48 штук), возведение стен и их отделка мрамором, портики, оснащение инженерными системами (знали ли вы, что Исаакиевский собор стал первым, помещения которого стали !!! отапливаемыми ?!)...

-9

...уникальный скульптурный декор фасада - горельефы на фронтонах и скульптурные композиции по углам собора, возведение куполов и их золочение, статуи ангелов (24 штуки) на балюстраде купола...

-10

... а каковы потрясающей красоты и невероятной сложности по своим элементам наружные двери...

-11

Четыре двери и все разные! Да тут можно несколько часов просто рассматривать, раскладывать на смыслы библейского повествования и, конечно же, любоваться эстетическим мастерством художников и скульпторов. А если вспомнить, что всё это создавалось при технологиях практически 200-летней давности... Начинаешь радоваться, что это осталось с нами, и невольно сожалеть, что сегодня так уже не делают...

-12

Более 20 лет ушло на оформление интерьера, на внешнем убранстве собора можно постигать школу лучших живописцев и скульпторов того времени - Карл Брюллов, Иоганн Конрад (Кондрат) Дорнер, Иван Бурухин, Василий Шебуев, Франц Рисс, Иван Витали, Пётр Клодт, Николай Пименов и иные.

-13

Но об этом в иной раз!..

*) Все фото, приведенные в статье, выполнены ее автором, август 2025 года