1. Как поступить в университет? | Григорий И. | Дзен
2. Как поступить в университет? | Григорий И. | Дзен
Владимир Кирьянов, выпускник географического факультета ЛГУ 1978 года
Здание нашего факультета находится на улице Смольного в доме № 3. Его построили в период между 1765 и 1775 годами, и авторство всего этого комплекса принадлежит Ю.М. Фельтену. Огромное здание, памятник раннего классицизма, входит в комплекс зданий Смольного монастыря.
До революции здесь был Александровский институт (институт для мещанских девушек). Коридоры и лестницы внутри четырехэтажного здания так запутаны, что первую неделю учебы мы по полчаса ищем нужную аудиторию и часто опаздываем на очередную лекцию. Планировка здания менялась в 1821 году и позднее, но на первом этаже сохранились старинные коридоры. На других этажах коридоры достаточно извилистые и очень узкие, и мы в перерывах между лекциями толпами блуждаем по ним. Вместе с нами в этом же здании находится факультет Прикладной математики и процессов управления (ПМПУ).
Фасад здания выходит на набережную Невы, мы же попадаем в него через площадь, напоминающую по своей конфигурации Дворцовую, на которую здание выходит большим дугообразным в плане корпусом (как здание Главного штаба на Дворцовой площади). Старые склонившиеся от времени деревья в центре площади, наверное, еще помнят мещанских девиц, обучавшихся здесь. Внутри здания есть несколько дворов, правда, входы в них заколочены.
Ближайшая станция метро — Чернышевская, ближайший пивбар — «Медведь», расположенный напротив кинотеатра «Ленинград». До Невы — менее двухсот метров. Место это довольно тихое и уединенное. Здание через двухэтажные монастырские корпуса примыкает к Смольному собору, который, взметнувшись ввысь голубой доминантой, украшает весь ансамбль. Даже вблизи он кажется легким и невесомым, словно парящим в воздухе.
Рядом находится площадь Пролетарской Диктатуры, которую в народе называют короткой аббревиатурой «ППД». В 1974 году на площади построили Дом Политического Просвещения. Это некрасивое массивное здание сокращенно так и называют: ДПП на ППД. Как раз около нашего факультета находится кольцо трех маршрутов автобусов, на каждом из которых можно за десять минут доехать до ближайшей станции метро или за пятнадцать — до Невского проспекта и Московского вокзала.
***
Наступает 7 ноября, и нас всех добровольно «загоняют» на праздничную демонстрацию. Вопроса – хочешь идти или нет? — не задают. Просто оповещают: всем быть в обязательном порядке.
Мы стоим тесной кучей на месте сбора, курим и травим анекдоты на тему Ленина и Брежнева. Иногда туда вклиниваются Чапаев с неизменными Петькой и Анкой. Наконец, колонна собрана, нам раздают портреты неулыбчивых членов Политбюро, которые нужно нести перед собой на длинной палке, как икону. Вожди на портретах все очень старые, обрюзгшие и нефотогеничные, хотя и тщательно подретушированные. Еще нам суют всякие лозунги с патриотическими призывами, типа «Да здравствует социалистическая революция!», «Делу Ленина верны!» и тому подобное. Нести это все, разумеется, никто не хочет, поскольку, когда демонстрация закончится, то вместо того, чтобы быстро разойтись по домам, еще предстоит сгружать все это в специальную машину-фургон.
На улице холодно. Шагать в колонне, не имея возможности погреть руки в карманах или покурить на ходу — занятие малоприятное. Тем не менее, членов Политбюро распределяют по зазевавшимся студентам, остальные разглядывают на портретах ордена и считают, у которого их больше. Больше всех, конечно, у Брежнева, но он почему-то никому не достается. Мы несем портреты Суслова, Громыко, Подгорного, Черненко, которые издалека все кажутся на одно лицо.
Нас долго выстраивают, и мы медленно двигаемся в сторону Дворцовой площади. Университет – это часть нашей колонны. Впереди нас и за нами идут сотрудники с различных предприятий и организаций, названия которых можно прочитать в начале каждой группы. Из репродукторов звучит бодрая патриотическая музыка. То там, то здесь мелькают милиционеры. Под ногами валяются ошметки лопнувших детских надувных шариков, окурки и прочий мусор. Наконец, мы доходим до Дворцовой, где установлена большая трибуна, на которой, поеживаясь от холода, стоят отцы города и почетные гости.
— Да здравствует Ленинградский университет! — кричит в микрофон кто-то с трибуны, и колонки усиливают его голос на всю площадь, отчего он кажется голосом с небес.
— Ура-а-а-а! — нестройными голосами кричим мы в ответ. На секунду появляется ощущение торжественности момента, но тут же пропадает. Собственно, за трибуной демонстрация и заканчивается. Все расходятся: кто домой, кто в общежитие, кто в ближайший пивбар или кафе. Праздничное мероприятие закончено.
***
Мы сдаем зачет по номенклатуре топографических карт. Другими словами, проверяют, знаем ли мы, что, где и как обозначено на физической карте мира, и умеем ли быстро это найти и показать. Преподаватель вызывает нас по одному к доске, на которой висит огромная физическая карта мира. Дает в руки указку и начинает произносить названия рек, озер, гор, островов и морей, а студент должен буквально за пару секунд найти это на карте и ткнуть туда указкой. Например: остров Врангеля, пролив Лаперуза, хребет Сихоте-Алинь, река Ориноко, озеро Мичиган, Желтое море, полуостров Ямал, водопад Виктория и так далее. Каждому достается по два десятка названий.
Мне очень понравился этот зачет. Во-первых, мы — географы, и, конечно же, должны все это знать и уметь быстро найти на карте. Во-вторых, дома с отцом мы часто устраивали подобные игры у карты мира, по принципу, кто быстрее найдет. Поэтому зачет сдаю без проблем, а некоторым приходится изрядно попотеть. Но все сдают с первого раза.
Много-много лет спустя, на лекции по географии в Камчатском педагогическом институте я вызвал одного будущего учителя географии к большой карте мира, и он пять минут искал на ней реку Амазонку. Пришлось всем студентам устроить подобный зачет по номенклатуре карты. И надо сказать, это помогло, к концу семестра все они уже прилично ориентировались в географических названиях.
***
Наступило время писать первую курсовую работу. Студенты-первокурсники готовят ее только по уже опубликованным данным, поскольку своих материалов у них еще нет. Для этого на нашей кафедре вывешиваются темы предлагаемых курсовых работ, и каждый выбирает на свое усмотрение. Я выбираю тему: «Типы морских берегов и условия их образования». Набираю в библиотеке кучу литературы по морским берегам, в основном
московских авторов. Работа получается неплохая, тем более, мне самому эта тема очень интересна. Из всех типов берегов меня больше всего удивили мангровые берега, которые встречаются в тропических широтах и образованы густыми непроходимыми кустами растений.
Защита курсовых работ проходит в один день на нашей кафедре. Все получают зачет. К моей работе есть единственная претензия, что я мало использовал данные ленинградских авторов, а цитировал в основном московских. Так я впервые узнаю, что существует достаточно болезненная научная конкуренция между ленинградцами и москвичами, точнее, между их научными школами.
Владимир Кирьянов, 1974 год
Не забудьте заглянуть и поддержать: