Победа в Семилетней войне досталась подданным Георга III дорогой ценой: государственный долг возрос почти в 2 раза, что сказалось и на положении заокеанских владений. Избавившись в Северной Америке от реальных соперников и опираясь на расположенный в регионе воинский контингент, численность которого за время конфликта возросла, английская корона получила возможность усилить контроль над своими колониями. Переселение британских колонистов за пограничную линию, шедшую по гребню Аппалачей, было запрещено. Обосноваться к западу от этой линии получили возможность лишь выходцы из Квебека — колонии, доставшейся англичанам от французов. Тогда же были усилены таможенный контроль в американских портах и борьба королевского военно-морского флота с контрабандой. Подобные меры позволили Англии пополнить оскудевшую за годы войны казну, но вызвали недовольство в её заокеанских владениях.
В последующие годы английское правительство усиливало нажим на колонии, ежегодно расширяя перечень товаров, облагаемых пошлинами, причём размеры сборов увеличивались. Выпуск бумажных денег был запрещён. Торговля пушниной оказалась под контролем королевских чиновников.
Гербовый сбор
В 1765 г. британский парламент одобрил Закон о гербовом сборе — этим налогом облагались все печатные издания и юридические документы. Чтобы население Северной Америки не уклонялось от его уплаты, контроль за соблюдением закона возлагался не на местные суды присяжных, а на британские военные трибуналы. Известие о введении налога вызвало в заокеанских владениях бурю негодования, переросшую в массовые выступления протеста. Колонисты вынуждали сборщиков налога слагать с себя полномочия, сжигали гербовую бумагу или отправляли её в Англию. Появились первые массовые организации — «Сыны свободы» и «Дочери свободы». Начался бойкот английских товаров. Собравшиеся на конгресс представители колоний поддержали лозунг: «Никаких налогов без представительства». В конце концов, парламент и король отменили Закон о гербовом сборе, но приняли Акт о верховенстве, подтвердивший господствующее положение метрополии по отношению к колониям.
В 1767 г. по предложению английского министра финансов Ч. Тауншенда парламент одобрил ряд законов, вводивших для пополнения казны косвенное налогообложение. Средства предполагалось расходовать на содержание британских войск в колониях и на выплаты губернаторам и другим колониальным чиновникам. Пошлинами облагались краски, бумага, стекло и чай. Одновременно усиливался таможенный надзор. В Нью-Йорке распускалось законодательное собрание, отказавшееся принимать в колонии британские войска. Попытка реализации законов Тауншенда вызвала в колониях резкую оппозицию. Для совместного отпора давлению со стороны Британии создавались «комитеты связи», или корреспондентские комитеты. Американцы на митингах и собраниях осуждали политику метрополии.
Бостонская бойня
В 1770 г. в Бостоне мальчишки, разделявшие общие настроения, забросали английских солдат снежками. «Омары», как за красные мундиры прозвали британских солдат, открыли огонь. Пять человек погибло. Их похороны превратились в антибританскую манифестацию.
Бостонское чаепитие
Все законы Тауншенда были отменены, кроме налога на чай. И тогда в декабре 1773 г. жители Бостона, переодевшись индейцами, пробрались на корабли Ост-Индской компании и выбросили груз чая в море. В ответ на «бостонское чаепитие» Англия закрыла бостонский порт, а Массачусетс лишился права самоуправления.
I Континентальный конгресс
Суровые меры против Бостона вызвали бурную реакцию в Северной Америке. Жители Массачусетса обратились за поддержкой к другим колониям и нашли у них полное понимание. Было решено обсудить действия британской администрации сообща и выработать единую линию поведения.
В сентябре 1774 г. в Филадельфию на I Континентальный конгресс прибыли 56 представителей из 12 колоний (Джорджия и Канада делегатов не прислали). Участники встречи получили полномочия не от колониальных ассамблей, подчинённых британскому контролю, а от самочинно созванных конвентов и тому подобных организаций, отражавших интересы и устремления широких слоёв населения региона. Делегаты утвердили два важных документа: «Декларацию прав и нужд колоний» и «Ассоциацию». В «Декларации» было заявлено, что американцы обладают теми же правами и привилегиями, что и англичане, что им «принадлежит право на жизнь, свободу и собственность», что никакая власть не может распоряжаться колонистами без их на то согласия. Обитатели заокеанских владений потребовали отмены «нестерпимых законов», но решили действовать мирными средствами — «не ввозить и не потреблять английских товаров и не вывозить своих товаров в Англию». Способы проведения в жизнь данной экономической политики были закреплены в «Ассоциации».
Континентальный конгресс фактически принял на себя роль правительства. Его поддержали возникавшие на местах комитеты по контролю за соблюдением бойкота, информировавшие колонистов о положении в других колониях, корреспондентские комитеты, организации «Сынов свободы» и «Дочерей свободы» и иные объединения. Решимость американцев бороться с угнетением проявилась в создании ополчения — отрядов минитменов. На одном из собраний прозвучали слова: «Война фактически уже началась. Следующий порыв ветра с севера донесет до нашего слуха звон скрестившихся мечей!». Последняя фраза оказалась пророческой.
Спасибо за внимание!