Найти в Дзене
Инженерные заметки

ТОРФ-2025: главный фестиваль вездеходной столицы России

На днях я впервые побывал на "Торфе" - Вологодском вездеходном фестивале - и спешу поделиться впечатлениями. Начну с главного: "Торф" - это буквально глоток свежего воздуха в нашем царстве рамок, заборов и пропусков. Хочешь посмотреть на вездеходы – идёшь и смотришь. Никаких билетов, никакой регистрации, никаких обысков при входе, как будто вернулся лет на 15 назад, когда трава была зеленее, а свобода лучше, чем несвобода. Для участников всё тоже максимально демократично: платишь за участие 10000 рублей, а дальше можешь или просто красиво постоять, или побороться за победу в пяти дисциплинах: Дисциплины можно преодолевать в любой последовательности, причём количество попыток не ограничено. Делается всё максимально просто: подъезжаете к препятствию, судья записывает ваш номер и засекает время. В зачёт идёт лучший результат. Победитель определяется отдельно в каждой дисциплине, поэтому преодолевать все препятствия не обязательно. Если же вы проедете все пять трасс, то сможете побороться
Оглавление

На днях я впервые побывал на "Торфе" - Вологодском вездеходном фестивале - и спешу поделиться впечатлениями.

Праздник свободы на вологодских болотах

Начну с главного: "Торф" - это буквально глоток свежего воздуха в нашем царстве рамок, заборов и пропусков. Хочешь посмотреть на вездеходы – идёшь и смотришь. Никаких билетов, никакой регистрации, никаких обысков при входе, как будто вернулся лет на 15 назад, когда трава была зеленее, а свобода лучше, чем несвобода.

-2

Для участников всё тоже максимально демократично: платишь за участие 10000 рублей, а дальше можешь или просто красиво постоять, или побороться за победу в пяти дисциплинах:

  • Торфяная чаша
  • Лава вулкана
  • Лесной завал
  • Скоростная трасса
  • Водная канава

Дисциплины можно преодолевать в любой последовательности, причём количество попыток не ограничено. Делается всё максимально просто: подъезжаете к препятствию, судья записывает ваш номер и засекает время. В зачёт идёт лучший результат. Победитель определяется отдельно в каждой дисциплине, поэтому преодолевать все препятствия не обязательно. Если же вы проедете все пять трасс, то сможете побороться за звание Чемпиона фестиваля и прилагающийся к нему переходящий кубок. И тоже никаких регламентов, классов и прочего спортивного официоза. В общем, у меня сложилось стойкое впечатление, что соревнования на "Торфе" чем-то напоминают весёлые старты, где победить, конечно, приятно, но главное – хорошо провести время.

-3

Мне кажется, что это очень по-вологодски: отказаться от напряжённой борьбы в пользу душевности и праздника, в котором нет непримиримых соперников, зато есть друзья и единомышленники со всей страны. Все праздничные атрибуты тоже на месте: музыка, еда, катания на вездеходах под гармонь и другие развлечения для всей семьи. Вишенка на этом праздничном торте – традиция начинать фестиваль с того, что один из организаторов прибывает на... парашюте! Приземляется прямо на площадку и идёт на сцену открывать фестиваль. В общем, всё неформально и по-свойски.

Да и могло ли быть иначе, если всё вологодское вездеходостроение устроено как своеобразный клуб по интересам, участники которого хоть и конкурируют между собой, но в то же время обмениваются опытом и подталкивают друг друга делать лучше и качественнее.

Немного о "Торфе"

Если у вас вдруг сложилось впечатление, что "Торф" это какой-то местечковый капустник, то спешу вас переубедить: это крупное мероприятие с большим количеством участников, достойное закрепившегося за Вологдой статуса вездеходной столицы России. Фестиваль этого года – третий по счёту. Он проходил с 12 по 14 сентября и, пишут, собрал около семидесяти участников из Вологды, Череповца, Ярославля, Рыбинска, Архангельска, Северодвинска, Пскова, Кирова, Нижнего Новгорода, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы и даже Витебска, благодаря чему получил почётное право называться международным. Площадка фестиваля – территория бывшего аэропорта, который находится хоть и на окраине, но всё-таки в городской черте, благодаря чему добраться туда может любой желающий (мы с другом, например, приехали на велосипедах).

-5

Сейчас это место называется "парком вездеходов", хотя ещё три года назад здесь был был заросший пустырь с разбитой взлётно-посадочной полосой посередине. Всё изменилось благодаря энтузиазму организаторов: сообщества «Столица вездеходов» и мотоклуба «Дикий Ветер МС». Если же говорить о личностях, то основателями фестиваля можно назвать Андрея Иванова и Кирилла Синякова – создателей вездеходов "Лесник" и "Медведь Pro" соответственно. Совместными усилиями они расчистили лес, выкопали канавы, насыпали холмы, привезли тонны торфа с окрестных болот и построили разнообразные препятствия, на которых можно испытать и продемонстрировать все возможные грани проходимости.

Лава вулкана

За экзотическим названием скрывается кольцевая траншея вокруг насыпного холма ("вулкана"), вершину которого украшает вездеход – своеобразный символ фестиваля. Траншея заполнена смесью глины, торфа и воды в соотношении, не вызывающем у вездеходов особых проблем. В середине траншею пересекает хребет, через который участники должны перебраться, но и он не является серьёзным препятствием. С "лавой вулкана" справляются практически все, вопрос только в том, насколько быстро.

Лесной завал

Эта трасса представляет собой длинную полосу из хаотично наваленных друг на друга стволов, веток и подобного им мусора. Вроде бы ничего сложного для вездехода, но и расслабляться нельзя. Например, один из участников немного не угадал с траекторией, и колёса правого борта поползли вниз по бурелому, а вездеход застрял в неустойчивом положении на грани переворота. Пришлось цеплять его лебёдкой и вытаскивать обратно на трассу. Другой участник потерял гусеницу и тоже был вынужден звать на помощь товарищей.

Водная канава

Здесь участники соревнуются в скорости на воде. Если вездеход плавающий (а такие, кажется, все), то гарантированно справится с этим испытанием. Сама канава представляет из себя канал длиной около 100 м при ширине 4 м и глубине около 2 м. Старт и финиш находятся на воде, поэтому время входа и выхода на сушу не учитывается.

Скоростная трасса

На этом спецучастке вездеходам нужно преодолеть последовательность профильных препятствий: холм, качели и ухабистую дорогу. Все они выполнены на твёрдом грунте, поэтому застревание участникам не грозит, но именно скоростная трасса является самой опасной. Всё дело в развороте: из-за высокого центра тяжести вездеходы могут перевернуться при повороте на большой скорости, что и произошло с одним из участников. К счастью, он смог самостоятельно подняться и уйти, но в заездах больше не участвовал.

Торфяная чаша

По задумке организаторов это препятствие должно было стать настоящим испытанием для вездеходов и главной изюминкой фестиваля. И эти ожидания появились не на пустом месте. Разжиженная торфяная масса – это ни что иное как главный ингредиент болотных топей – непроходимых трясин, которые засасывают на дно всё живое. В своём обзоре бездорожья я не поставил их на первое место только потому, что в здравом уме в трясину никто не полезет. Но здесь случай особый: нужно найти предел проходимости самых проходимых вездеходов, поэтому выбора не остаётся. Прошлогодний фестиваль прекрасно показал, что далеко не каждый может выкарабкаться из вязкой торфяной массы, а беспомощно барахтающиеся вездеходы приковали к себе всеобщее внимание зрителей. В этом году организаторы попытались повторить успех, но что-то пошло не так: торфяная смесь получилась чересчур жидкой, и, кажется, все участники с ней справились. Впрочем, это говорит лишь о том, что засадить вездеход – не такая уж простая задача, даже если ты делаешь это намеренно.

Вездеходы

Как я уже писал, "Торф" – это не столько соревнования, сколько праздник, и я бы даже сказал – ярмарка, где можно и на других посмотреть, и себя показать. Последнее для производителей вездеходов особенно важно, ведь это реальный шанс найти покупателей для своей техники. Кто-то привлекает клиентов результатами на испытательных трассах, кто-то стильным дизайном и оснащением, кто-то низкой ценой и простотой обслуживания, а кто-то добрым словом и возможностью прокатиться.

Классы машин представлены самые разные, причём различаются они и типом движителя, и размером, и числом колёс, и способом поворота, и общей компоновкой. Так что можно подыскать вездеход на любой вкус и кошелёк. Я не ставил цель сфотографировать их всех, поэтому ниже приведу только некоторые примеры машин разных типов.

Самый, пожалуй, многочисленный класс – классические каракаты-переломки с открытым верхом "громовского" типа. Такие машины были представлены фирмами "ЛитЛ", "Медведь", "ЗИС-СПБ", "NN 152", "Охотник", "Ураган", "Ирбис 43", "Асгард" и другими.

Развитием этой схемы можно назвать переломки с полуоткрытым или закрытым верхом: "Медведь", "Тингер", "Ромб", "Mause", "Ломолес", "Тактик" и другие. Как правило, они отличаются большими размерами, лучшей оснащённостью и, как следствие, более высокой ценой.

Самый крупный из вездеходов с ломающейся рамой – "Лесник Геркулес". Больше всего меня удивило, что разработкой даже такой большой машины занимался всего один конструктор, и это при том, что на ней установлены ведущие мосты собственной разработки.

-13

Ещё одной вариацией на тему переломок является вездеход от фирмы "Русоход" с мотоциклетной посадкой. Или, как его называют авторы, квадроцикл с шарнирно-переломной рамой.

-14

Другая вариация на тему квадроциклов – квадровездеходы на шинах низкого давления от фирмы "Дозер", которые поворачивают по-автомобильному.

Были представлены и вездеходы чисто автомобильной компоновки. Среди них "Ксюша", "Клён", "Перехватчик" и "Трим".

Некоторые из этих машин издалека можно перепутать с бортоповоротными вездеходами, которые поворачивают за счёт изменения скорости (обычно торможения) колёс одного из бортов подобно гусеничным тракторам. К этому типу, например, относятся вездеходы "BigBo", "Триумф" и "Север".

Среди бортоповоротных машин можно отдельно выделить один 6-колёсный вездеход "АГ-23", компоновочно напоминающий канадский Джигер или наш вездеход Корчагина.

-18

От такой компоновки остаётся всего один шаг до гусеничных машин, которые на "Торфе" были представлены фирмой "Хома".

-19

Если же ни один из вездеходов вас не устраивает, можно попробовать сделать свой собственный, ведь на фестивале предлагают не только готовые машины, но и разные принадлежности для них, а также производственные услуги. Особое внимание, конечно, шинам. На вездеходах начального уровня ещё встречаются ободрыши, изготовленные из отслуживших грузовых покрышек, но большинство вездеходчиков уже перешло на специализированные шины низкого давления, а кто-то даже разрабатывает их самостоятельно и продаёт под собственным брендом (например, Шограш и Форестер).

Победители

Теперь, когда мы познакомились как с вездеходами, так и с испытаниями, самое время назвать тех, кто справился лучше всех в каждой из номинаций.

  • Приз зрительских симпатий: Владимир Сидоров, вездеход "Муравей" (Вологда)
-21
  • Лесной завал: Сергей Перепёлкин, вездеход "Русоход" (Рыбинск)
-22
  • Скоростная трасса: Михаил Гаврилов, вездеход "Перехватчик" (Санкт-Петербург)
-23
  • Лава вулкана: Михаил Балбошин, вездеход "Север" (Северодвинск)
  • Водная канава: Михаил Балбошин, вездеход "Север" (Северодвинск)
  • Торфяная чаша: Михаил Балбошин, вездеход "Север" (Северодвинск)
  • Чемпион фестиваля: Михаил Балбошин, вездеход "Север" (Северодвинск)
-24

А вот и фото победителей с церемонии награждения:

-25

Подведём итог

Вологодский вездеходный фестиваль "Торф" - это круто! Это не просто место, где можно присмотреть себе вездеход, обменяться опытом или понаблюдать, как разные машины справляются с бездорожьем. Это настоящая Россия в её лучшем проявлении: страна свободных, творческих, открытых и предприимчивых людей, которые не боятся трудностей, ценят дружбу и уважают традиции; которые без указки сверху и без внешнего влияния построили в гаражах целую отрасль и создали самобытную субкультуру.

И это очень вдохновляет!

-26

На этом всё и спасибо за внимание! А интересующихся историей народного вездеходостроения приглашаю в подборку "Путь караката".