На днях я впервые побывал на "Торфе" - Вологодском вездеходном фестивале - и спешу поделиться впечатлениями.
Праздник свободы на вологодских болотах
Начну с главного: "Торф" - это буквально глоток свежего воздуха в нашем царстве рамок, заборов и пропусков. Хочешь посмотреть на вездеходы – идёшь и смотришь. Никаких билетов, никакой регистрации, никаких обысков при входе, как будто вернулся лет на 15 назад, когда трава была зеленее, а свобода лучше, чем несвобода.
Для участников всё тоже максимально демократично: платишь за участие 10000 рублей, а дальше можешь или просто красиво постоять, или побороться за победу в пяти дисциплинах:
- Торфяная чаша
- Лава вулкана
- Лесной завал
- Скоростная трасса
- Водная канава
Дисциплины можно преодолевать в любой последовательности, причём количество попыток не ограничено. Делается всё максимально просто: подъезжаете к препятствию, судья записывает ваш номер и засекает время. В зачёт идёт лучший результат. Победитель определяется отдельно в каждой дисциплине, поэтому преодолевать все препятствия не обязательно. Если же вы проедете все пять трасс, то сможете побороться за звание Чемпиона фестиваля и прилагающийся к нему переходящий кубок. И тоже никаких регламентов, классов и прочего спортивного официоза. В общем, у меня сложилось стойкое впечатление, что соревнования на "Торфе" чем-то напоминают весёлые старты, где победить, конечно, приятно, но главное – хорошо провести время.
Мне кажется, что это очень по-вологодски: отказаться от напряжённой борьбы в пользу душевности и праздника, в котором нет непримиримых соперников, зато есть друзья и единомышленники со всей страны. Все праздничные атрибуты тоже на месте: музыка, еда, катания на вездеходах под гармонь и другие развлечения для всей семьи. Вишенка на этом праздничном торте – традиция начинать фестиваль с того, что один из организаторов прибывает на... парашюте! Приземляется прямо на площадку и идёт на сцену открывать фестиваль. В общем, всё неформально и по-свойски.
Да и могло ли быть иначе, если всё вологодское вездеходостроение устроено как своеобразный клуб по интересам, участники которого хоть и конкурируют между собой, но в то же время обмениваются опытом и подталкивают друг друга делать лучше и качественнее.
Немного о "Торфе"
Если у вас вдруг сложилось впечатление, что "Торф" это какой-то местечковый капустник, то спешу вас переубедить: это крупное мероприятие с большим количеством участников, достойное закрепившегося за Вологдой статуса вездеходной столицы России. Фестиваль этого года – третий по счёту. Он проходил с 12 по 14 сентября и, пишут, собрал около семидесяти участников из Вологды, Череповца, Ярославля, Рыбинска, Архангельска, Северодвинска, Пскова, Кирова, Нижнего Новгорода, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы и даже Витебска, благодаря чему получил почётное право называться международным. Площадка фестиваля – территория бывшего аэропорта, который находится хоть и на окраине, но всё-таки в городской черте, благодаря чему добраться туда может любой желающий (мы с другом, например, приехали на велосипедах).
Сейчас это место называется "парком вездеходов", хотя ещё три года назад здесь был был заросший пустырь с разбитой взлётно-посадочной полосой посередине. Всё изменилось благодаря энтузиазму организаторов: сообщества «Столица вездеходов» и мотоклуба «Дикий Ветер МС». Если же говорить о личностях, то основателями фестиваля можно назвать Андрея Иванова и Кирилла Синякова – создателей вездеходов "Лесник" и "Медведь Pro" соответственно. Совместными усилиями они расчистили лес, выкопали канавы, насыпали холмы, привезли тонны торфа с окрестных болот и построили разнообразные препятствия, на которых можно испытать и продемонстрировать все возможные грани проходимости.
Лава вулкана
За экзотическим названием скрывается кольцевая траншея вокруг насыпного холма ("вулкана"), вершину которого украшает вездеход – своеобразный символ фестиваля. Траншея заполнена смесью глины, торфа и воды в соотношении, не вызывающем у вездеходов особых проблем. В середине траншею пересекает хребет, через который участники должны перебраться, но и он не является серьёзным препятствием. С "лавой вулкана" справляются практически все, вопрос только в том, насколько быстро.
Лесной завал
Эта трасса представляет собой длинную полосу из хаотично наваленных друг на друга стволов, веток и подобного им мусора. Вроде бы ничего сложного для вездехода, но и расслабляться нельзя. Например, один из участников немного не угадал с траекторией, и колёса правого борта поползли вниз по бурелому, а вездеход застрял в неустойчивом положении на грани переворота. Пришлось цеплять его лебёдкой и вытаскивать обратно на трассу. Другой участник потерял гусеницу и тоже был вынужден звать на помощь товарищей.
Водная канава
Здесь участники соревнуются в скорости на воде. Если вездеход плавающий (а такие, кажется, все), то гарантированно справится с этим испытанием. Сама канава представляет из себя канал длиной около 100 м при ширине 4 м и глубине около 2 м. Старт и финиш находятся на воде, поэтому время входа и выхода на сушу не учитывается.
Скоростная трасса
На этом спецучастке вездеходам нужно преодолеть последовательность профильных препятствий: холм, качели и ухабистую дорогу. Все они выполнены на твёрдом грунте, поэтому застревание участникам не грозит, но именно скоростная трасса является самой опасной. Всё дело в развороте: из-за высокого центра тяжести вездеходы могут перевернуться при повороте на большой скорости, что и произошло с одним из участников. К счастью, он смог самостоятельно подняться и уйти, но в заездах больше не участвовал.
Торфяная чаша
По задумке организаторов это препятствие должно было стать настоящим испытанием для вездеходов и главной изюминкой фестиваля. И эти ожидания появились не на пустом месте. Разжиженная торфяная масса – это ни что иное как главный ингредиент болотных топей – непроходимых трясин, которые засасывают на дно всё живое. В своём обзоре бездорожья я не поставил их на первое место только потому, что в здравом уме в трясину никто не полезет. Но здесь случай особый: нужно найти предел проходимости самых проходимых вездеходов, поэтому выбора не остаётся. Прошлогодний фестиваль прекрасно показал, что далеко не каждый может выкарабкаться из вязкой торфяной массы, а беспомощно барахтающиеся вездеходы приковали к себе всеобщее внимание зрителей. В этом году организаторы попытались повторить успех, но что-то пошло не так: торфяная смесь получилась чересчур жидкой, и, кажется, все участники с ней справились. Впрочем, это говорит лишь о том, что засадить вездеход – не такая уж простая задача, даже если ты делаешь это намеренно.
Вездеходы
Как я уже писал, "Торф" – это не столько соревнования, сколько праздник, и я бы даже сказал – ярмарка, где можно и на других посмотреть, и себя показать. Последнее для производителей вездеходов особенно важно, ведь это реальный шанс найти покупателей для своей техники. Кто-то привлекает клиентов результатами на испытательных трассах, кто-то стильным дизайном и оснащением, кто-то низкой ценой и простотой обслуживания, а кто-то добрым словом и возможностью прокатиться.
Классы машин представлены самые разные, причём различаются они и типом движителя, и размером, и числом колёс, и способом поворота, и общей компоновкой. Так что можно подыскать вездеход на любой вкус и кошелёк. Я не ставил цель сфотографировать их всех, поэтому ниже приведу только некоторые примеры машин разных типов.
Самый, пожалуй, многочисленный класс – классические каракаты-переломки с открытым верхом "громовского" типа. Такие машины были представлены фирмами "ЛитЛ", "Медведь", "ЗИС-СПБ", "NN 152", "Охотник", "Ураган", "Ирбис 43", "Асгард" и другими.
Развитием этой схемы можно назвать переломки с полуоткрытым или закрытым верхом: "Медведь", "Тингер", "Ромб", "Mause", "Ломолес", "Тактик" и другие. Как правило, они отличаются большими размерами, лучшей оснащённостью и, как следствие, более высокой ценой.
Самый крупный из вездеходов с ломающейся рамой – "Лесник Геркулес". Больше всего меня удивило, что разработкой даже такой большой машины занимался всего один конструктор, и это при том, что на ней установлены ведущие мосты собственной разработки.
Ещё одной вариацией на тему переломок является вездеход от фирмы "Русоход" с мотоциклетной посадкой. Или, как его называют авторы, квадроцикл с шарнирно-переломной рамой.
Другая вариация на тему квадроциклов – квадровездеходы на шинах низкого давления от фирмы "Дозер", которые поворачивают по-автомобильному.
Были представлены и вездеходы чисто автомобильной компоновки. Среди них "Ксюша", "Клён", "Перехватчик" и "Трим".
Некоторые из этих машин издалека можно перепутать с бортоповоротными вездеходами, которые поворачивают за счёт изменения скорости (обычно торможения) колёс одного из бортов подобно гусеничным тракторам. К этому типу, например, относятся вездеходы "BigBo", "Триумф" и "Север".
Среди бортоповоротных машин можно отдельно выделить один 6-колёсный вездеход "АГ-23", компоновочно напоминающий канадский Джигер или наш вездеход Корчагина.
От такой компоновки остаётся всего один шаг до гусеничных машин, которые на "Торфе" были представлены фирмой "Хома".
Если же ни один из вездеходов вас не устраивает, можно попробовать сделать свой собственный, ведь на фестивале предлагают не только готовые машины, но и разные принадлежности для них, а также производственные услуги. Особое внимание, конечно, шинам. На вездеходах начального уровня ещё встречаются ободрыши, изготовленные из отслуживших грузовых покрышек, но большинство вездеходчиков уже перешло на специализированные шины низкого давления, а кто-то даже разрабатывает их самостоятельно и продаёт под собственным брендом (например, Шограш и Форестер).
Победители
Теперь, когда мы познакомились как с вездеходами, так и с испытаниями, самое время назвать тех, кто справился лучше всех в каждой из номинаций.
- Приз зрительских симпатий: Владимир Сидоров, вездеход "Муравей" (Вологда)
- Скоростная трасса: Михаил Гаврилов, вездеход "Перехватчик" (Санкт-Петербург)
- Водная канава: Михаил Балбошин, вездеход "Север" (Северодвинск)
- Торфяная чаша: Михаил Балбошин, вездеход "Север" (Северодвинск)
- Чемпион фестиваля: Михаил Балбошин, вездеход "Север" (Северодвинск)
А вот и фото победителей с церемонии награждения:
Подведём итог
Вологодский вездеходный фестиваль "Торф" - это круто! Это не просто место, где можно присмотреть себе вездеход, обменяться опытом или понаблюдать, как разные машины справляются с бездорожьем. Это настоящая Россия в её лучшем проявлении: страна свободных, творческих, открытых и предприимчивых людей, которые не боятся трудностей, ценят дружбу и уважают традиции; которые без указки сверху и без внешнего влияния построили в гаражах целую отрасль и создали самобытную субкультуру.
И это очень вдохновляет!
На этом всё и спасибо за внимание! А интересующихся историей народного вездеходостроения приглашаю в подборку "Путь караката".