Найти в Дзене
Республика

Значение крестьянской войны для Германии в истории республиканизма

Серия исторических статей «Истоки республиканских идей», статья 3. Часть 1/2 Ростки республиканских идей всегда появляются там, где идет наступление на самоорганизацию. Сейчас мы это разберем на примере Германии во времена когда слово "республиканизм" не было в ходу. Начало XVI века в Германии было тяжким для всех слоёв общества. Само государство тогда называлось не Германия, а "Священная Римская Империя". Она была разделена на несколько сотен княжеств(курфюршеств), аббатств и вольных городов. Постоянно эти административные единицы имели друг к другу претензии и решали их с помощью боевых действий. Объединялтсь они только против внешних врагов, порой с большим трудом и нежеланием. Тем не менее Священная империя была одной из самых могущественных стран Европы. Ее император(Кайзер) на тот момент владел Венгрией и Чехей.  Германия также была католической страной. В средневековье религия вообще играла в жизни людей куда большую роль чем сегодня. Власть католической церкви была всемерна

Серия исторических статей «Истоки республиканских идей», статья 3.

Часть 1/2

Ростки республиканских идей всегда появляются там, где идет наступление на самоорганизацию. Сейчас мы это разберем на примере Германии во времена когда слово "республиканизм" не было в ходу.

Начало XVI века в Германии было тяжким для всех слоёв общества. Само государство тогда называлось не Германия, а "Священная Римская Империя". Она была разделена на несколько сотен княжеств(курфюршеств), аббатств и вольных городов. Постоянно эти административные единицы имели друг к другу претензии и решали их с помощью боевых действий. Объединялтсь они только против внешних врагов, порой с большим трудом и нежеланием. Тем не менее Священная империя была одной из самых могущественных стран Европы. Ее император(Кайзер) на тот момент владел Венгрией и Чехей. 

Германия также была католической страной. В средневековье религия вообще играла в жизни людей куда большую роль чем сегодня. Власть католической церкви была всемерна. Она активно вмешивалась в политику императора и князей. Крестьяне каждую декаду один день работали на церковь. Духовенство было юридически неприкосновенно и активно пользовалось своим положением, в частности торговала отпущением грехов во время исповеди. Со временем духовенство богатело, его потребности росли и от того оно пыталось заработать ещё больше денежных средств. К началу XVI века эти тенденции начали вызывать жгучее недовольство почти всех сословий Германии. 

Отдельно стоит остановиться на положении крестьян. Крепостной крестьянин - максимально бесправное существо. Его хозяин по своему усмотрению может заставить крестьянина работать, продать его, избить, убить и потребовать "права первой ночи" с крестьянской дочерью. Крестьянин же должен часть производимых своим хозяйством продуктов отдавать своему хозяину, чуть меньшую часть церкви. В определённые дни он должен помогать при хозяйстве своего феодала. Крестьянин обложен кучей налогов. За каждое юридическое действие крестьянин платит феодалу. Крестьянин - низшее звено феодальной пищевой цепочки, за чей счет кормятся всевсе остальные сословия. 

В столь нелегкой крестьянской жизни помогало существование общины, которая в сущности была многовековой формой самоорганизации на селе. Все крестьяне той или иной деревни или группы деревень находились в общине. Община - это сход крестьян на котором определялись порядки в деревне и часто вершились местные суды. На судах часто требовалось присутствие представителей от феодала. 

Как правило, для удобства раз в год в общине выбиралось постоянное правление из 4-х человек. Решения правления были обязательны для всех членов общины, т. к. предполагалось, что они направлены на общую пользу. Решения могли касаться вопросов поддержания деревенской инфраструктуры, сбора долгов феодалу и вопросам обучения(например ремесленным традициям для новых членов общины). Четверка правления была обязана на сходах отчитываться о всех общинных делах, доходах, расходах и долгах. Одним из важнейших прав общины считалась установка правил пользования пастбищами и пашнями. 

Как известно, феодализм держался на принципе передачи феодалом своему вассалу земли во владение, взамен обязательства к военной службе. Земля раздавалась быстро и скоро свободные территории начали заканчиваться. Однако долгое время сущестововала Альменда - ничейные земли на правах общего пользования крестьянской общины и местного феодала. Из альменды крестьяне черпали строительный материал и брали пастбища для прокормки скота. К XVI веку феодалы начали активно забирать альменду в собственное пользование. Начались и наступления на другие общинные права.

Как реакция на наступление против общины происходили разрозненные (территориально) крестьянские бунты. Радикально ситуацию изменила реформация. В 1517 году Мартин Лютер предъявил Германии религиозное учение предполагающее изменение церковных порядков - Протестантизм. В его рамках предполагалось, что человек должен ориентироваться непосредственно на Библию, а не на слова священников, которые в погоне за личной выгодой могут ее искажать. Начались переводы Библии с латыни на национальные языки.

В новом учении человека могла спасти только вера, а не сомнительные и дорогостоящие обряды. Самым важным фактором в популяризации учения являлась постановка под сомнение авторитета католической церкви. Это значило, что можно не платить налоги церкви и игнорировать её привелегии. Поэтому Протестантизм быстро вызвал интерес феодалов. Сам Лютер также делал на феодалов большую ставку в продвижении своих идей. Поэтому Лютер не покушался на основы феодального устройства. Тем не менее вне зависимости от воли Лютера трактовавшийся в упрощённом виде протестантизм быстро набирал сторонников и среди низших сословий в том числе и крестьян, ранее скованных религиозными установками католицизма. Теперь же они были уверены, что нынешнее их бедственное положение не связано с замыслом бога. 

Результатом всех этих событий стало начало Великой Крестьянской войны в Германии 1524-1525 гг. 

карта войны
карта войны

По началу крестьяне просто начали отказываться от ряда повинностей и выплат "нечестных" налогов. А с марта 1524 года сельские общины начали массово принимать решения о сопротивлении. К крестьянам присоединялись солдаты, в ряде городов к восстаниям примкнули цеховые рабочие.

В начале восстания подавляющая часть крестьян выступала за сохранение феодальных устоев, но отказывалась от черезмерных налогов и чрезмерной работы на дворян. С другой стороны платить хотхотя бы горшь католической церкви уже считалось чем-то неприличным.

В таких условиях дворяне католического лагеря вели "переговоры для договоренности о дальнейших переговорах" для разрешения конфликта с крестьянами, но на деле им нужно было время для сбора своих карательных отрядов. Пока шло затягивание обсуждений уступок крестьянам, успели собраться войска "Швабского союза" князей (союз создан для поддержания мира и порядка между князьями в 1488 г.). Стоит отметить, что не все крестьяне были настроены умеренно, но в апреле 1524 года, когда Швабский союз начал открытую войну против любой формы протеста, крестьянство резко радикализировалось. Теперь сожжение феодальных поместий, усадеб и католических монастырей стало мейнстримом.

Одними погромами войну не выиграть, теперь крестьян ждали серьёзные испытания, особенно в противостоянии современным и обученным княжеским отрядам. Однако, оказалось, что если не платить налоги феодалам и церкви, то появляются деньги на оружие, инструкторов и даже некоторое количество наёмников. Более того оказалось, что есть и обедневшие дворяне, которые также сочувствуют крестьянскому делу. Дворяне, всю жизнь отдавшие войне во имя императора или церкви и не получившие ничего взамен. Множество обедневших дворян теперь не видело серьёзной разницы между крестьянином и собой.

Одной из самых успешных боевых единиц восстания руководил Флориан Гейер. Он был младшим сыном дворянской семьи, не получившим в отличии от своих братьев в наследство ни гроша. Зато он получил хорошее образование и был отлучён от церкви из-за своих взглядов. Теперь Гайер пропагандировал введение юридического равенства и уничтожение власти князей и епископов. Он верил, что евангельские ценности могут быть реализованы только в обществе равных людей. Флориан Гайер создал "Черный отряд" - самое дисциплинированное подразделение Германии в тот период, набранное как из потомственных военных, так и из наиболее решительных крестьян. Близким Гайеру по духу был Яков Рорбах, выходец уже из крестьянской среды, но так же проявивший себя умелым военным руководителем.

У восстания было несколько главных центров, где вырабатывались политические программы: во Франконии, Саксонии и Тюрингии. Тебования отличались друг от друга, но во всех декларировалось изъятие светских владений у Церкви и разные возможности для освобождения крестьян из крепостного статуса. Гейльброннская программа выработанная во франконии дворянином Вензелем Гиммлером была самой умеренной, т. к. предполагала сохранение сословий, и самовыкуп крестьян из крепостного статуса.

Вторая часть этой большой статьи выйдет 21.09.2025

Подписывайтесь на наш канал чтобы не пропустить!