БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ
Из лекций С.В.Стахорского
Благовещение (греч. Εὐαγγελισμός, лат. Annuntiatio) — в христианском предании начальное событие вочеловечивания Бога-Слова. Являя собой ипостась Святой Троицы, Бог-Слово (по-гречески Λόγος) участвует в сотворении мира как божественный промысел; через 5508 лет, согласно библейскому летоисчислению, творец посылает его в мир «яко Сына своего единородного» (1 Ин. 4: 9), и он рождается в человеческом облике от девы Марии.
Благую весть о непорочном зачатии Бога-Сына приносит Марии архангел Гавриил, чье имя переводится как «сила божья» или «человек божий». Себя он называет παρεστηκὼς ἐνώπιον τοῦ θεοῦ — стоящим близко пред богом, т.е. приближенным ангелом (Лук. I: 19). Ему доверяет бог самые важные поручения. В Ветхом Завете Гавриил вразумляет пророка Даниила и растолковывает ему загадочные видения (Дан. VIII: 16–26; IХ: 21– 27); в Евангелии предсказывает рождение предтечи — Иоанна Крестителя (Лук. I: 9–20). Иудейская традиция приписывает Гавриилу власть над огнем, благодаря которой он вызволил из пламени вавилонских отроков, по приказу царя Навуходоносора брошенных в горящую печь. В исламе именуемый Джибраилом, он передает пророку Мухаммеду суры Корана.
Благовещение описано в первой главе Евангелия от Луки (26–38). Гавриил отправляется в Назарет, город Галилеи, и там находит девушку по имени Мария. Ей он говорит: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус». Смущенная речью архангела Мария спрашивает, как она, хранящая девственность, сможет родить, на что Гавриил отвечает: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
«Да будет» (γένοιτό) — ключевое слово в ответе Марии. С.С.Аверинцев отмечал, что в тот миг, когда она произнесла свое согласие, и совершилось зачатие: как слово бога «да будет» приводит к сотворению мира, так сказанное ею «да будет» низводит бога в мир.
Рассказ Луки дополняет евангелист Матфей (I: 18–21). Мария обручена с ремесленником Иосифом: она сообщает ему, что беременна, и тот решает отменить бракосочетание. Тогда является ангел со словами: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого».
Благовещение — христианский праздник, известный с III–IV веков; в православии один из двунадесятых праздников, который отмечается 7 апреля (25 марта). В фольклорной традиции к нему приурочены обряды и обычаи, которые символизировали встречу весны. На Руси существовал обычай отпускать на волю птиц, пойманных осенью и перезимовавших вместе с людьми. К Благовещению пекли «жаворонков» — хлебные фигурки в виде птиц.
Живопись Благовещения зародилась в искусстве позднего эллинизма, о чем свидетельствуют рисунки римских катакомб Присциллы (II–III столетия); в средние века представлена иконами, фресками и мозаиками, а с периода Раннего Возрождения и картинами, выполненными маслом.
В средневековых иконах, фресках и мозаиках Мария стоит или сидит на троне, ее благословляет Гавриил. Смятение Марии выдает рука, поднятая вверх или прижатая к груди. Фон чаще всего золоченый; в иконе Андрея Рублева и Даниила Черного, в новгородской иконе из Духова монастыря и фреске Дуомо Орвието фон образуют башни и стены Назарета.
Шедевр древнерусской иконописи — «Устюжское Благовещение»: неизвестный мастер сумел передать сложную гамму чувств, которые испытывают Мария и Гавриил. На груди Богоматери видна фигурка младенца, т.е. зачатие уже совершилось. Радостная весть о рождении Спасителя омрачена пониманием ожидающих его крестных мук.
В живописи европейского средневековья установилась традиция отображать ход времени слева направо. Поэтому архангел, направляющийся к дому Марии или входящий в ее комнату, всегда расположен слева. (Отметим в скобках, что во всех иконах «Входа Господня в Иерусалим» Христос и его спутники движутся слева направо; в иконе «Преображение Господне», ок. 1403 года, Христос и апостолы слева поднимаются на Фаворскую гору, а справа спускаются с нее.)
Данный композиционный прием, как правило, соблюдают живописцы нового времени. Однако в картинах Филиппо Липпи (вариант 1445–1450 годов), Эль Греко, Рубенса (полотно 1609 года), Сурбарана, Пуссена, Шредера, Нестерова справа изображен архангел, а Мария слева.
В верхней части нескольких икон (византийская XIV века, владимирская из Успенского собора, новгородская из Духова монастыря) мы видим перекинутое между колоннами или башнями алое полотнище. Это распространенный в иконописи образ, который символизирует преемственную связь Ветхого и Нового Заветов.
Традиционные символы Духа Святого — огонь и голубь. В новгородской иконе из церкви Бориса и Глеба в Плотниках Святой Дух изображен в виде вылетающей из черного облака огненной кометы и голубя, объятого пламенем. Голубь спускается с небес в мозаике римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.
С начала ХIV века в фресках «Благовещения» постепенно проступают ренессансные черты. Джотто ди Бондоне и Симоне Мартини — современники, однако если Джотто придерживается средневекового канона, то Мартини позволяет себе некоторые новации. Как отмечал М.В.Алпатов, «в сравнении с простодушием людей Джотто и цельностью их характеров внутренний мир людей Симоне Мартини и богаче и сложнее. Фигура Марии вырисовывается плоскостным узором. Темный плащ Марии образует пятно причудливой формы, как бы надломленной посередине, золотая кайма извивается змейкой». Мартини, по-видимому, первым применил образ читающей Марии.
Полотна на тему Благовещения писали прославленные художники Ренессанса: Фра Анджелико, Робер Кампен, братья Ван Эйки, Филиппо Липпи, Ван дер Вейден, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Перуджино, Джованни Беллини, Тициан, Тинторетто, Эль Греко, Караваджо, Гольциус и др. Некоторые из них обращались к данной теме по нескольку раз: пять картин Филиппо Липпи, две его сына Филиппино, два полотна Ван дер Вейдена, три Эль Греко.
Тема Благовещения занимала живописцев барокко и классицизма, в их числе Рубенса, Сурбарана, Мурильо и Пуссена; изредка обращались к ней художники ХIХ–ХХ веков.
Место действия большинства картин — комната в доме Иосифа. У Фра Анджелико и Филиппо Липпи это дворцовый зал с коринфскими колоннами и богатым убранством; у Ван Эйка (Гентский алтарь), Робера Кампена, Ван дер Вейдена — довольно тесная комната, заставленная мебелью и заполненная тщательно выписанной бытовой утварью. Тициан, Караваджо, Рубенс, Пуссен применяют затемненный фон, на котором выделяются ярко освещенные фигуры Марии и Гавриила.
Леонардо разворачивает действие на открытой террасе: за ней видны силуэты деревьев и просматривается окутанный дымкой пейзаж с рекой и горами, у подножия которых раскинулся портовый город. В саду перед домом беседуют Мария и Гавриил в картинах Уотерхауса и Михаила Нестерова.
Почти во всех полотнах Гавриил застает Марию за молитвой или чтением Священного писания (перед ней лежит раскрытая книга). В двух версиях «Благовещения», написанных Робером Кампеном и/или его учениками, Мария настолько погружена в чтение, что даже не замечает приход архангела.
Гавриил держит в руке белую лилию — символ девственной чистоты Богоматери; чистоту обозначают также сосуд с водой и рукомойник.
Художники средневековья не фокусировали внимание на одеждах персонажей: на Марии обычно темное платье, ангел одет в светлый хитон. Ван Эйк первым нарядил Гавриила в богатые одежды: на нем алый плащ, расшитый золотом, на голове корона, сверкающая драгоценностями, а за спиной крылья с радужным оперением. Переливаются цветами радуги крылья архангела в картине Гольциуса. Роскошный плащ у архангела Ван дер Вейдена и Кривелли. Платье Марии чаще всего алое или бордовое, ее плечи покрывает синий плащ (Филиппо и Филиппино Липпи, Леонардо, Джованни Санти, Кривелли, Перуджино, Боттичелли, Тициан, Эль Греко, Янсенс, Гольциус, Сурбаран, Мурильо). Ренессансные и барочные живописцы широко используют декоративные эффекты платья, развевающегося от порыва ветра, произведенного полетом ангела.
Куртуазный архангел картин Фра Анджелико, Филиппо Липпи и его сына Филиппино, Леонардо, Боттичелли, Перуджино, Гольциуса, Мурильо почтительно склонился перед Марией, и она слушает его, не выказывая беспокойства. Гавриил Ван Эйка (из вашингтонского музея) и Гольциуса улыбается Марии.
Улыбающиеся ангелы встречаются в изобразительном искусстве крайне редко. Помимо названных выше картин мне известны еще два произведения: статуя ангела в портале Реймсского собора и скульптурная группа Бернини «Экстаз Святой Терезы» в церкви Санта Мария делла Витториа (Рим).
Скорее удивление, чем тревогу, испытывает Мария, взирая на парящего в воздухе архангела полотен Беккафуми, Эль Греко, Караваджо, Рубенса (вариант 1628 года), Маттеиса; у остальных художников Гавриил стоит на земле.
Иначе воспринимает появление архангела тициановская Мария: она явно напугана представшим перед ней крылатым громилой.
Ужас Марии Тинторетто вызывает стая ангелов, которые, проломив крышу, влетают в ее комнату.
В полуобморочном состоянии находится Мария Грюневальда. Вся сжалась от страха Мария Россетти: взгляд ее широко раскрытых испуганных глаз прикован к рукам архангела, будто держит он не лилию, а змею.
В картинах, как и в иконах, символ Святого Духа — голубь. У Кривелли на небе висит диск, похожий на летающую тарелку: от нее протянут золотой луч, по которому спускается голубь. В «Благовещении» из алтаря Мероде вместо голубя изображен летящий в потоке света младенец Христос с крестом на правом плече.
В полотнах Джованни Санти, Перуджино, Грюневальда, Франсиско Гойи за происходящим наблюдает сверху седовласый старец — бог-отец. Филиппо Липпи в варианте 1443 года тоже изображает бога-отца, а в двух других вариантах (1445–1450 годы) видны только руки, выпускающие голубя.
Во всех иконах и в некоторых картинах головы Марии, Гавриила и ангелов покрыты золотым нимбом. В полотнах Ван дер Вейдена, братьев Ван Эйков, Перуджино, Грюневальда, Беллини, Тициана, Эль Греко, Янсенса, Караваджо, Сурбарана, Мурильо нимб отсутствует.
Один из молитвенных титулов Богоматери — новая, или вторая Ева: сын ее призван искупить первородный грех Евы первой. Поэтому в «Благовещении» Фра Анджелико слева от Марии и Гавриила изображены Адам и Ева, которых архангел Михаил изгоняет из Эдема. Яблоко как плод грехопадения лежит перед домом Марии в картине Кривелли.
Некоторые живописцы вводят дополнительных персонажей, присутствующих при встрече Марии и архангела. В ранней картине Филиппо Липпи, датируемой 1440-ми годами, мы видим двоих коленопреклоненных донаторов.
В «Благовещении» Кривелли архангел подходит к дому Марии в сопровождении Святого Эмидия: тот держит поднос, на котором стоит макет города с церквями, башнями и крепостными стенами. Это Асколи-Пичено — город в регионе Марке, где хранятся мощи Эмидия и где прошла бо́льшая часть жизни Кривелли.
Расширенный вариант статьи опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.