Евгений Евстигнеев сыграл главную роль в фильме Владимира Бортко «Собачье сердце», который на советские экраны вышел 1988 году. Картине было суждено стать культовой, но в те годы она была воспринята советскими критиками крайне негативно. Сама повесть с самого начала была истолкована как прямая насмешка над большевистским учением, идеей социального равенства и самими устоями новой советской власти.
Ирония в том, что даже Евгений Евстигнеев, который сыграл профессора Преображенского, изначально упорно отказывался от этой роли.
Гений характерных ролей
Путь Евгения Евстигнеева в кинематографе начался не с громких премьер, а с тихого появления в эпизоде. Дебют состоялся в 1957 году в фильме «Поединок», где молодой, но уже успевший зарекомендовать себя на театральных подмостках актер, появился в образе офицера. Роль была небольшой и почти незаметной. Но уже скоро ему доверили первую главную роль — директора завода Алексина в ленте «Никогда». На съёмочной площадке раскрылся необычный талант актёра: в одной из сцен он мастерски исполнил музыкальную партию на обычных столовых вилках.
Но подлинная, всенародная слава настигла его позже — благодаря роли начальника пионерлагеря в искрометной комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». По воспоминаниям режиссёра Элема Климова, съёмочная группа сомневалась в кандидатуре Евстигнеева — слишком мало у него было опыта больших киноролей. Но Климов проявил принципиальность и настоял на своём, даже пригрозил уйти с проекта, если не утвердят именно этого артиста. Его уверенность полностью оправдалась. После премьеры фильм был признан шедевром, а Евстигнеев навсегда вошёл в историю советского кино.
После оглушительного успеха комедии, Евгений Евстигнеев стал одним из самых востребованных актёров страны. Режиссёры буквально выстраивались в очередь, чтобы заполучить его в свои проекты. Но в отличие от многих коллег, он не гнался исключительно за главными ролями.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️
Тот же Эльдар Рязанов пригласил Евстигнеева в «Берегись автомобиля» на второстепенную роль — художественного руководителя самодеятельного театра. Его мастерство превратило эпизодического героя в одного из самых цитируемых персонажей советского кино.
Запретная повесть Булгакова
В 1925 году Михаил Булгаков написал свою знаменитую повесть «Собачье сердце». Но советская цензура быстро поставила на ней крест. Лев Каменев, ознакомившись с произведением, вынес вердикт: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Так повесть легла в стол. И только в 60-х годах она начала свое подпольное путешествие по стране — в виде потрепанных машинописных копий «самиздата». В 1968 году повесть, наконец, опубликовали — но не на родине, а во франкфуртском журнале «Грани». Советские граждане по-прежнему могли получить за её чтение серьёзные проблемы.
В СССР она была опубликована лишь в 1987 году в журнале «Знамя», спустя 62 года после написания. Повесть так впечатлила руководителя «Ленфильма» Сергея Микаэляна, что он практически сразу загорелся идеей экранизации. Микаэлян поручил снять картину режиссеру Владимиру Бортко. Сценарий для будущего шедевра Бортко написал в соавторстве со своей женой, Натальей. По словам самого Бортко, работа над созданием фильма была непростой: «Самое главное соображение, художественного плана: как передать сложную прозу Булгакова на экране, как это сделать с минимальными потерями. Я не верю, что можно передать на экране все, что пишет гениальный человек».
Создатели фильма во главе с Владимиром Бортко стремились к максимальной достоверности в изображении быта Москвы 1920-х годов. Но к моменту съёмок в конце 1980-х годов город сильно изменился. Ленинград же, с его сохранившейся исторической застройкой, идеально подходил для передачи атмосферы старой Москвы. Например, знаменитые первые пять минут фильма были сняты всего в 5 минутах ходьбы от Невского проспекта. Эти локации практически не требовали дополнительных декораций, чтобы перенести зрителя в эпоху Булгакова.
«Вкусно посидели, и меня уговорили»
Когда Бортко объявил о пробах на роль Преображенского, у его кабинета выстроилась очередь из самых именитых артистов СССР. Говорят, Леонид Броневой был так одержим мечтой сыграть гениального профессора, что готов был работать вообще без гонорара. Но режиссер уперся — нет, не то. Ему нужен был не просто артист, а человек породы, с внутреннем стержнем, который не сыграешь. И он уже видел этого человека — Евстигнеева. Правда возникла проблема - великий актёр наотрез отказывался от роли. Он не был знаком с повестью Булгакова и впервые услышал о ней от своей молодой жены, Ирины Цывиной.
Потребовалось всё влияние супруги и настойчивость Бортко, чтобы Евстигнеев согласился хотя бы прочитать произведение. Но артист все-равно был непреклонен, и у него были весомые причины отказаться от проекта. Во-первых – здоровье: Евгений Александрович только перенес инфаркт. Он даже попросил своего худрука Олега Ефремова не нагружать его новыми спектаклями в МХАТе. Фраза «Так иди на пенсию!» прозвучала как приговор и сильно ранила артиста. Вторая причина – любовь. Он только-только женился на молодой актрисе Ирине Цывиной. Ему было под 60, а ей — всего 20 с небольшим. Разница — 37 лет. Даже теща была младше его.
Евгений просто боготворил Ирину и никуда не хотел от неё уезжать, даже в Ленинград. Но Бортко был непреклонен, он просто уже не мог представить в роли Преображенского никого другого. Режиссёр не стал звонить или уговаривать через ассистентов — он лично приехал к Евстигнееву домой. Разговор был долгим и непростым. Уговорить удалось только в тандеме с Ириной Цывиной. «Мы собрались у меня дома, позволили себе организовать стол, вкусно посидели, и меня уговорили», - вспоминал актер. Бортко пошёл на уступки: съёмки только по выходным, чтобы Евгений Александрович не оставлял молодую жену надолго одну.
Скандальный фильм
Уговорить Евстигнеева сняться — было полдела. На съёмочной площадке Бортко столкнулся с новой проблемой: актёр иногда позволял себе лишнего. Все знали о его привычке «пропустить рюмочку» во время перерыва, но сначала закрывали на это глаза. Но однажды Евстигнеев после такого перерыва просто не вернулся на площадку.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇
Его нашли спящим в гримёрке — настолько пьяным, что продолжать съёмки было невозможно. После этого Бортко провёл с актёром жёсткий разговор с глазу на глаз. И это сработало — до конца работы над фильмом инциденты не повторялись.
Когда фильм вышел на экраны, на режиссера обрушился шквал негатива от критиков. Разносили в пух и прах, писали гневные статьи, некоторые даже требовали «отрубить Бортко не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Казалось, всё — провал. Но вышло с точностью до наоборот. Картину ждал оглушительный, просто бешеный успех у зрителей. И очень скоро стало абсолютно всё равно, что там писали какие-то критики в своих газетах. Потому что «Собачье сердце» стало народным, любимым фильмом миллионов.
Если бы не настойчивость Ирины Цывиной, мы могли бы никогда не увидеть Евстигнеева в роли профессора Преображенского. Вообще жизнь молодой супруги Евгения Александровича сложилась очень непросто, и даже после её смерти проблемы не закончились.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130925/65447/