1. Танкист рассказал: "Служил в непосредственной близости к границе ГДР – ФРГ в ОТБ. Батальон повышенной боевой готовности, с полным боевым комплектом. Боевая задача - прикрытие государственной границы ГДР до развертывания основных частей.
Наш батальон был рассчитан на два часа боя. Это по расчетам. А в реальном бою - до двадцати минут. Это точно. Одним словом - "Панфиловцы!". Мы стояли с разведбатом в одном гарнизоне и точно знали, кто стоит перед нами.
Постоянно изучали вооружение условного противника, его тактику боя и все что в этом плане. Разведка работала хорошо, как с нашей, так и с той стороны. Знали друг друга наизусть. Как говорил один офицер разведчик - даже знали поименно всех командиров.
Перед нами стояли погранцы ННА (Национальная Немецкая Армия), хотя мы их никогда и не видели. А по ту сторону охрану границы осуществляла НАТО, точнее америкосы. Когда выезжали на свои огневые позиции на границу нам строго наказывали: « Никаких провоцирующих действий в сторону границы!»
Запрещалось мочиться в сторону условного противника, даже плевать, показывать непристойные жесты и т.д. Как инструктировали нас офицеры: « Одного непристойного жеста хватит для провокации Третьей Мировой…»
Служба строго по Уставу. Подъём, спортгородок, завтрак, парк. Заводишь танк в боксе, до обеда вытираешь пыль, хотя и так всё идеально блестит. Периодически снимали с танков аккумуляторы отвозили в аккумуляторную на подзарядку.
Ленкомната, политзанятия, обед, опять парк или снова Ленкомната, ужин, вечерняя поверка, отбой. Телевизора нет, фоткаться нельзя, губы нет, дедовщины тоже нет. В караул ходили каждый пятый день, но мы, механики-водители, были освобождены от нарядов.
Наша задача – быть всегда готовым быстро вывести свой танк на огневые позиции. Зато наша служба была богата на частые учебные тревоги и ученья. Пару раз за службу выезжали по боевой тревоге.
Бывало личный состав привлекали на работу "Дружба- Фрондшафт" к немцам. К сожалению, мех.водам было нельзя отлучаться далеко от своих танков. И, конечно же - учения, полигоны и танкодромы для нас это был праздник после ежедневной, монотонной службы за колючей проволокой.
Даже надоедливый мелкий дождик, под которым постоянно мокли, был нам нипочем. Воинскому обучению уделялось много времени. Гоняли нас днем и ночью только так. И это давало результаты.
После дембеля постоянно снились сны, как будто бы я завожу свой танк и с ужасом вспоминаю, что забыл подзарядить аккумуляторы. Да я и сейчас, после сорока лет, за минуты выгоню свой танк…
Самое интересное началось в 1981 году, после того как СССР якобы решил в одностороннем порядке вывести тысячу штук танков из ГДР. Большая шумиха была в прессе! Танки, конечно, вывели в Союз.
Часть танков Т-64 даже оказались в Монголии. Но, взамен выведенных, появились новые танки Т-64Б и Т-80Б. Баш на баш! Танки доставляли только ночью и были тщательно замаскированы на платформах. Целый день доски срывали...
На этих новых танках серии Б (Т-64Б, Т-80Б) боекомплект как был так и остался - осколочно-фугасный, бронебойный, кумулятивный. Но, появился дополнительно ракетно-пушечный снаряд "Кобра"…
Конвейер танка можно было загрузить в любом варианте - хоть все ракетно-пушечные, хоть всех понемногу в любом ассортименте. Вот тебе и «Миру –мир!"
2. АЮ добавил: «ГСВГ, в.ч. п.п. 86747, 101 танковый полк. 1988 лето-осень. 9-я рота, 3-й взвод. Командир взвода ст. л-т Рунцевич, замок мл. с-т Чалый. Королева, ТОГ, полигон. Фамилию командира роты не помню…
Кондратенко вроде, зато точно помню его утверждение: «Из такого танка, даже обезьяна стрелять научиться, а Вы .....!"
А ведь он прав был! Зампотех - мужик был хороший. И старшина роты, старший прапорщик как отец родной. Справедливый мужик. Столовая была на ремонте, несколько недель ели из котелков в полевой кухне.
У нас на третьем этаже в казарме, справа от взлётки, школа прапорщиков квартировалась. Гоняли будущих прапоров – мама не горюй! Почти как нас. Ржали мы всегда над ними…
В караул меня ставили постоянно на 3-й пост. Склад боеприпасов. Комбат в наш период поменялся. Удивило, что проезжая мимо нас на полигоне вылез из УАЗика, отъимел сержантов за то, что стоят, не работают и сам взялся плиты ворочать. Типа командир своим примером должен показать солдату! Свой авторитет у солдат сразу поднял.
Помню, как деревья лопатами рубили, брикет разгружали руками. Самое тяжёлое для меня было тащить на плече ствол от НСВТ (крупнокалиберный пулемёт) на и с полигона. Ключицы потом сильно болели.
Выезжал в Дрезден на слёт комсомольцев армии. Нас тогда в зоопарк сводили и по городу пешеходную прогулку устроили. После Кракау это было как в космос слетать. Пацанам из 13-й роты привет!!! Они в Дрездене располагались.
За столовой была полоса препятствий, нравилось мне её преодолевать. Получалось у меня. Однажды бежал в ОЗК с пацаном из 10-й спортроты. Я первым пришёл. Счастья тогда было полные штаны. А сапоги пота.
Работали три дня в немецком кооперативе. Уходили на работу рано, до подъёма. Брали сухпай в столовке, а завтракали в кооперативе. В обед тётка кричит "Эссен, эссэн!".
Слаще слова нет для Советского солдата. Сардельки с картофаном, бутеры с ветчиной и зеленью, компот и пачка сигарет каждый день. Даже по моему сигареты "Кабинет". Ежевику собирали в лесу..."
С Днём Танкиста! Ура!