Найти в Дзене
НаукаPRO

Карлики, чернокожие слуги и пьяные немцы… Кто ещё был на тайной вечере Христа?

Картина стала настолько эпатажной и вызывающей, что на художника обратила внимание инквизиция. Когда мы слышим «Тайная вечеря», большинство сразу вспоминает знаменитую фреску Леонардо да Винчи в миланской церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Этот образ последней трапезы Христа с учениками стал одним из самых узнаваемых шедевров мирового искусства. Однако «Тайная вечеря» Леонардо — далеко не единственное произведение, посвящённое этой новозаветной сцене. Её изображали многие художники эпохи Возрождения и барокко и каждый предлагал своё видение. Одним из самых необычных и одиозных примеров стала картина итальянского художника эпохи Возрождения Паоло Веронезе. Сегодня она известна как «Пир в доме Левия», но её первоначальное название — «Тайная вечеря». Она также изображает ту самую сцену, что и фреска Леонардо, однако Веронезе видел это событие по-своему, оттого его полотно запечатлело не скромную последнюю трапезу Христа, а роскошное венецианское застолье, полное движения, света и деталей.
Оглавление

Картина стала настолько эпатажной и вызывающей, что на художника обратила внимание инквизиция.

Тайная вечеря

Когда мы слышим «Тайная вечеря», большинство сразу вспоминает знаменитую фреску Леонардо да Винчи в миланской церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Этот образ последней трапезы Христа с учениками стал одним из самых узнаваемых шедевров мирового искусства. Однако «Тайная вечеря» Леонардо — далеко не единственное произведение, посвящённое этой новозаветной сцене. Её изображали многие художники эпохи Возрождения и барокко и каждый предлагал своё видение.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Одним из самых необычных и одиозных примеров стала картина итальянского художника эпохи Возрождения Паоло Веронезе. Сегодня она известна как «Пир в доме Левия», но её первоначальное название — «Тайная вечеря».

Святые Пётр и Иоанн сидят по обе стороны от Христа, Иуда стоит в красном справа возле собаки
Святые Пётр и Иоанн сидят по обе стороны от Христа, Иуда стоит в красном справа возле собаки

Она также изображает ту самую сцену, что и фреска Леонардо, однако Веронезе видел это событие по-своему, оттого его полотно запечатлело не скромную последнюю трапезу Христа, а роскошное венецианское застолье, полное движения, света и деталей.

«Пир в доме Левия» Паоло Веронезе
«Пир в доме Левия» Паоло Веронезе

Это огромное полотно размерами 555×1280 см, написанное маслом на холсте, сегодня хранится в Галерее Академии в Венеции, но изначально она предназначалась для доминиканской церкви Санти-Джованни-э-Паоло.

Пьяные немецкие стражники с алебардами
Пьяные немецкие стражники с алебардами

История создания

Во время пожара в 1571 году в трапезной церкви сгорела картина Тициана «Тайная вечеря», и руководство церкви решило заказать новое полотно у Паоло Веронезе на тот же сюжет с тем же названием.

Слуги несут еду и выпивку апостолам
Слуги несут еду и выпивку апостолам

Как и многие художники своей эпохи, Веронезе не гнался за исторической точностью, а изображал сцену так, как она виделась на современный ему лад.

Гость с чернокожим слугой, карлик с попугаем, один из апостолов держит в зубах вилку
Гость с чернокожим слугой, карлик с попугаем, один из апостолов держит в зубах вилку

Заказчики ожидали увидеть в его работе традиционное религиозное изображение последнего ужина Христа с апостолами. Но Веронезе, верный своему стилю, наполнил композицию пышностью, роскошью и множеством персонажей, не имеющих отношения к сюжету: шутами, карликами, маврами, аристократами, стражниками, чернокожими слугами и экзотическими животными.

Гость с чернокожим слугой
Гость с чернокожим слугой

Такой вольный подход вызвал недовольство церкви и привлёк внимание инквизиции. Веронезе был вызван на допрос и обвинён в непочтительном изображении священной сцены.

Апостолы в окружении слуг
Апостолы в окружении слуг

Чтобы избежать конфликта с церковью и не переписывать огромное полотно за свой счёт, художник пошёл на хитрость и просто изменил название картины, добавив надпись на балке балюстрады — FECIT D COVI MAGNV. LEVI. (Левий дал пир для Господа).

Название картины у основания колонны возле балютрады
Название картины у основания колонны возле балютрады

Вместо «Тайной вечери» оно стало называться «Пир в доме Левия». Художник сослался на евангельский эпизод, в котором Иисус ужинает с мытарями (сборщиками налогов) и грешниками.

Мавры
Мавры

Это решение позволило сохранить произведение без изменений, в котором строгая религиозная тема превратилась в настоящий праздник жизни, отражающий дух Венеции 16 века.

Портрет Паоло Веронезе
Портрет Паоло Веронезе

Картина пострадала из-за пожара в 17 веке: для того, чтобы вынести полотно из горящего здания, его разрезали на три части и замочили в воде. Когда Наполеон Бонапарт захватил Венецию в 1797 году, картину вывезли в Париж в Лувр. Но в 1815 году, после падения Наполеона, картина была возвращена обратно.

Читайте также: