Алексей Кондратьевич Саврасов является одним из ярчайших художников в истории искусств XIX века. Его творчество относят к московской школе пейзажа, известной своим тонким чувством природы и способностью передавать её красоту простыми изобразительными средствами.
Ранние работы живописца выделяются среди всех картин благодаря явному влиянию романтизма. Они наполнены глубокими эмоциями и жизненной убедительностью, которая проявляется в полноте чуткости наблюдения натуры художником. Как с любовью и внимательностью Саврасов прорабатывает детали в картине "Летний пейзаж с дубами". Тут и пронизанные солнечным светом камни на берегу, и блестящая поверхность водоема, и тонко прорезанная листва дубов. Всё это мастер объединил общим золотистым тоном, что так выгодно оттеняет и подчеркивает живой интерес и любовь к родным местам.
Отметим еще одну значимую в творчестве Саврасова картину под названием "Лосиный остров в Сокольниках". С нее начинается новый этап в развитии мастерства. Тут уже присутствует глубинный замысел и высочайший уровень исполнения. На выставке был представлен подготовительный эскиз к одноименной картине художника. И даже на нем видны игра охристых и зеленых оттенков, что приближает к максимальной реалистичности повседневного момента. Тут нет ярко выраженных гиперболизированных романтизированных чувств, которые были видны в ранних работах автора. Но именно эта простота дает такой мощный эффект на восприятие зрителя.
В определенный период Саврасов увлекается путешествиями по родным просторам. Так появляется целая серия картин, посвященная реке Волге. Два похожих по колориту пейзажа "Волга близ Городца" и "Волжский пейзаж" объединены общей сюжетной составляющей, где художник запечатлел раскинувшиеся водные просторы с золотисто-серыми песчаными отмелями и высоким небом с облаками.
Другая картина из Волжской серии это "Рыбаки на Волге". Здесь уже другой прием композиции использовал художник. Это полотно - своеобразный мостик к следующему этапу в творчестве. Перед зрителем разворачивается спокойный повествовательный образ. Величавая строгость реки уходит на второй план, акцент сделан на будничном мотиве.
Начиная с 80-х годов позапрошлого века в пейзажах Саврасова чувствуется нарастание эмоциональности и прослеживается определенная декоративность палитры. Картины "Зимний пейзаж" и " Лес в инее" имеют что-то общее в решении композиции. И там, и там избушка изображена на фоне сложных колористических замесах белого снежного покрова и насыщенного по градации неба.
Картины "Ранняя Весна" и "Весна" отличаются своим прозрачным колоритом, что придает им ощущение свежести. Блики на воде, как гладкое зеркало, только усиливают это мажорное по звучанию приближение весны.
За время своей педагогической деятельности Саврасов воспитал немало преемников. За пять лет, что он руководил пейзажным классом, немало хороших пейзажистов училось у него. Среди них были: Исаак Левитан, Пётр Иванович Коровин, братья Константин Алексеевич и Сергей Алексеевич Коровины, Михаил Нестеров, Лев Львович Каменев, Сергей Иванович Светославский, Василий Николаевич Башкеев, Николай Эллерт, а также сын Саврасова - Алексей Алексеевич Моргунов.