Найти в Дзене

Художник Алексей Саврасов и его ученики. Обзор выставки.

Алексей Кондратьевич Саврасов является одним из ярчайших художников в истории искусств XIX века. Его творчество относят к московской школе пейзажа, известной своим тонким чувством природы и способностью передавать её красоту простыми изобразительными средствами. Ранние работы живописца выделяются среди всех картин благодаря явному влиянию романтизма. Они наполнены глубокими эмоциями и жизненной убедительностью, которая проявляется в полноте чуткости наблюдения натуры художником. Как с любовью и внимательностью Саврасов прорабатывает детали в картине "Летний пейзаж с дубами". Тут и пронизанные солнечным светом камни на берегу, и блестящая поверхность водоема, и тонко прорезанная листва дубов. Всё это мастер объединил общим золотистым тоном, что так выгодно оттеняет и подчеркивает живой интерес и любовь к родным местам. Отметим еще одну значимую в творчестве Саврасова картину под названием "Лосиный остров в Сокольниках". С нее начинается новый этап в развитии мастерства. Тут уже присутст

Алексей Кондратьевич Саврасов является одним из ярчайших художников в истории искусств XIX века. Его творчество относят к московской школе пейзажа, известной своим тонким чувством природы и способностью передавать её красоту простыми изобразительными средствами.

Ранние работы живописца выделяются среди всех картин благодаря явному влиянию романтизма. Они наполнены глубокими эмоциями и жизненной убедительностью, которая проявляется в полноте чуткости наблюдения натуры художником. Как с любовью и внимательностью Саврасов прорабатывает детали в картине "Летний пейзаж с дубами". Тут и пронизанные солнечным светом камни на берегу, и блестящая поверхность водоема, и тонко прорезанная листва дубов. Всё это мастер объединил общим золотистым тоном, что так выгодно оттеняет и подчеркивает живой интерес и любовь к родным местам.

Саврасов А. К. "Летний пейзаж с дубами". Середина 1850-х гг.
Саврасов А. К. "Летний пейзаж с дубами". Середина 1850-х гг.
Саврасов А. К. "Волга". 1874 год.
Саврасов А. К. "Волга". 1874 год.

Отметим еще одну значимую в творчестве Саврасова картину под названием "Лосиный остров в Сокольниках". С нее начинается новый этап в развитии мастерства. Тут уже присутствует глубинный замысел и высочайший уровень исполнения. На выставке был представлен подготовительный эскиз к одноименной картине художника. И даже на нем видны игра охристых и зеленых оттенков, что приближает к максимальной реалистичности повседневного момента. Тут нет ярко выраженных гиперболизированных романтизированных чувств, которые были видны в ранних работах автора. Но именно эта простота дает такой мощный эффект на восприятие зрителя.

Саврасов А. К. "Лосиный остров в Сокольниках". 1869 год.
Саврасов А. К. "Лосиный остров в Сокольниках". 1869 год.
Саврасов А. К. "Лосиный остров в Сокольниках". 1869 год.
Саврасов А. К. "Лосиный остров в Сокольниках". 1869 год.

В определенный период Саврасов увлекается путешествиями по родным просторам. Так появляется целая серия картин, посвященная реке Волге. Два похожих по колориту пейзажа "Волга близ Городца" и "Волжский пейзаж" объединены общей сюжетной составляющей, где художник запечатлел раскинувшиеся водные просторы с золотисто-серыми песчаными отмелями и высоким небом с облаками.

Саврасов А. К. "Волга близ Городца". 1870 год.
Саврасов А. К. "Волга близ Городца". 1870 год.
Саврасов А. К. "Волга близ Городца". 1870 год.
Саврасов А. К. "Волга близ Городца". 1870 год.
Саврасов А. К. "Волжский пейзаж". 1870-е гг.
Саврасов А. К. "Волжский пейзаж". 1870-е гг.

Другая картина из Волжской серии это "Рыбаки на Волге". Здесь уже другой прием композиции использовал художник. Это полотно - своеобразный мостик к следующему этапу в творчестве. Перед зрителем разворачивается спокойный повествовательный образ. Величавая строгость реки уходит на второй план, акцент сделан на будничном мотиве.

Саврасов А. К. "Рыбаки на Волге". 1872 год.
Саврасов А. К. "Рыбаки на Волге". 1872 год.

Начиная с 80-х годов позапрошлого века в пейзажах Саврасова чувствуется нарастание эмоциональности и прослеживается определенная декоративность палитры. Картины "Зимний пейзаж" и " Лес в инее" имеют что-то общее в решении композиции. И там, и там избушка изображена на фоне сложных колористических замесах белого снежного покрова и насыщенного по градации неба.

Саврасов А. К. "Зимний пейзаж". 1880-е - 1890-е гг.
Саврасов А. К. "Зимний пейзаж". 1880-е - 1890-е гг.
Саврасов А. К. "Лес в инее". Конец 1880-х - 1890-е гг.
Саврасов А. К. "Лес в инее". Конец 1880-х - 1890-е гг.
Саврасов А. К. "Лес в инее". Конец 1880-х - 1890-е гг.
Саврасов А. К. "Лес в инее". Конец 1880-х - 1890-е гг.

Картины "Ранняя Весна" и "Весна" отличаются своим прозрачным колоритом, что придает им ощущение свежести. Блики на воде, как гладкое зеркало, только усиливают это мажорное по звучанию приближение весны.

Саврасов А. К. "Весна". 1880-е - 1890-е гг.
Саврасов А. К. "Весна". 1880-е - 1890-е гг.
Саврасов А. К. "Весна". 1880-е - 1890-е гг.
Саврасов А. К. "Весна". 1880-е - 1890-е гг.
Саврасов А. К. "Ранняя весна". 1888 год.
Саврасов А. К. "Ранняя весна". 1888 год.
Саврасов А. К. "Ранняя весна". 1888 год
Саврасов А. К. "Ранняя весна". 1888 год
Саврасов А. К. "Вечер". Конец 1860-х - начало 1870-х гг.
Саврасов А. К. "Вечер". Конец 1860-х - начало 1870-х гг.
Саврасов А. К. "Стадо у берега". Вторая половина XIX века.
Саврасов А. К. "Стадо у берега". Вторая половина XIX века.
Саврасов А. К. "Осень. Деревушка у ручья". 1870-е гг.
Саврасов А. К. "Осень. Деревушка у ручья". 1870-е гг.

За время своей педагогической деятельности Саврасов воспитал немало преемников. За пять лет, что он руководил пейзажным классом, немало хороших пейзажистов училось у него. Среди них были: Исаак Левитан, Пётр Иванович Коровин, братья Константин Алексеевич и Сергей Алексеевич Коровины, Михаил Нестеров, Лев Львович Каменев, Сергей Иванович Светославский, Василий Николаевич Башкеев, Николай Эллерт, а также сын Саврасова - Алексей Алексеевич Моргунов.

Нестеров М. В. " Соперницы". 1932 год.
Нестеров М. В. " Соперницы". 1932 год.
Коровин К. А. "Этод девушки". Конец XIX века.
Коровин К. А. "Этод девушки". Конец XIX века.
Эллерт Н. Л. "Пейзаж". Конец XIX - начало XX в.
Эллерт Н. Л. "Пейзаж". Конец XIX - начало XX в.
Эллерт Н. Л. "Пейзаж". Конец XIX - начало XX в.
Эллерт Н. Л. "Пейзаж". Конец XIX - начало XX в.
Левитан И. И. "Весной в лесу". 1882 год.
Левитан И. И. "Весной в лесу". 1882 год.
Левитан И. И. "Весной в лесу". 1882 год.
Левитан И. И. "Весной в лесу". 1882 год.
Коровин К. А. "Севастополь вечером". 1903 год.
Коровин К. А. "Севастополь вечером". 1903 год.
Светославский С. И. "Зимний пейзаж". Конец XIX в.
Светославский С. И. "Зимний пейзаж". Конец XIX в.
Бакшеев В. Н. "Осенний пейзаж". 1908 год.
Бакшеев В. Н. "Осенний пейзаж". 1908 год.
Бакшеев В. Н. "Осенний пейзаж". 1908 год.
Бакшеев В. Н. "Осенний пейзаж". 1908 год.
Коровин К. А. "Облачное небо". 1910 год.
Коровин К. А. "Облачное небо". 1910 год.
Светославский С. И. "Пейзаж с прудом". Конец XIX - начало XX в.
Светославский С. И. "Пейзаж с прудом". Конец XIX - начало XX в.
Светославский С. И. "Зимний городской пейзаж". 1909 год.
Светославский С. И. "Зимний городской пейзаж". 1909 год.
Светославский С. И. "Зимний городской пейзаж". 1909 год.
Светославский С. И. "Зимний городской пейзаж". 1909 год.
Коровин П. И. "На базар". 1886 год.
Коровин П. И. "На базар". 1886 год.
Коровин С. А. "На маневрах. У избы". 1883 год.
Коровин С. А. "На маневрах. У избы". 1883 год.
Каменев Л. Л. "Весна". 1866 год.
Каменев Л. Л. "Весна". 1866 год.
Вверху: Коровин К. А. "Этюд горной речки". Внизу: Башкеев В. Н. "Перед грозой".
Вверху: Коровин К. А. "Этюд горной речки". Внизу: Башкеев В. Н. "Перед грозой".
Коровин К. А. "Этюд горной речки". Конец XIX - начало XX в.
Коровин К. А. "Этюд горной речки". Конец XIX - начало XX в.
Эллерт Н.Л. "Перед грозой". 1880-е гг.
Эллерт Н.Л. "Перед грозой". 1880-е гг.
Каменев А. А. "Лунная ночь на реке".
Каменев А. А. "Лунная ночь на реке".
Каменев А. А. "Лунная ночь на реке".
Каменев А. А. "Лунная ночь на реке".