Я уже говорил, что стереотипы, зачастую, гораздо сильнее реальности. Например, бытует мнение, что Африка - это место где рожают, как ни в себя. И, отчасти, это правда.
Но правда и то, что Африка - огромный и очень разный континент
Если взять северную часть Африки с преимущественно арабским населением, то окажется, что рождаемость там только в двух странах выше уровня воспроизводства. А вот в Марокко, Западной Сахаре, Тунисе, Алжире уже ниже уровня воспроизводства населения и через не такое уж большое время начнет сокращаться. В Мавритании с рождаемостью все в порядке, но это и не совсем арабская страна, гораздо больше там негров и черных берберов смешанного происхождения.
Примерно такая же картина в Южной Африке. В ЮАР суммарный коэффициент рождаемости (СКР) уже ниже 2 детей на женщину, в Лесото, Эсватини, Ботсване и Намибии он еще выше уровня воспроизводства, но ежегодно сокращается.
Но вот Черная Африка, или как ее еще называют Тропической - она еще держится
Особенно в самых глухих районах, максимально отдаленных от побережья и цивилизации.
В Конго, ЦАР, Нигере и так далее - там суммарный коэффициент рождаемости (СКР) выше пяти, поэтому именно эти страны - это своеобразная матка человечества. Качество человеческого материала, конечно, не самое лучшее, но, по большому счету, и рожают столько именно потому, что очень силен патриархальный уклад, а образование на очень низком уровне. Ведь образование, полученное женщиной, - это самое мощное средство контрацепции, как и повышение качества жизни.
Так в Анголе до совсем недавнего времени СКР был выше 5, иметь 5-6 детей это норма. Но стоит только черной женщине получить образование на уровне средней школы - и СКР у нее уже 2,3 ребенка на женщину!!! Люди везде одинаковы и негры - ни разу не исключение. Анголе "повезло", что многочисленные конфликты и массовая бедность сдерживают всеобуч, иначе бы рождаемость была бы ниже текущих 4,62 ребенка на женщину, и это при этом том, что всего лишь в 2022 он был 5,1!!! Как только начнут учить всех - тогда то и конец высокой рождаемости в Анголе.
Но есть страны, которые можно назвать исключениями
Как пример - Кения. Это довольно большое государство в Восточной Африке, расположенное на побережье Индийского океана.
Кения - бывшая английская колония, получившая независимость в 1963 году. Несмотря на то, что новые власти хотели провести насильную африканизацию, то есть отобрать землю у белых и отдать неграм, у властей хватило ума не идти на такой шаг, и они просто выкупили у европейских поселенцев 480 тыс. га земли и расселили на этой земле более 1 млн африканцев. На части земель созданы первые государственные фермы и кооперативы. Белые уехали и страна оказалась полностью заселена черными. Преимущественно это были представители племен банту: кикуйю, лухья, меру и так далее. Но также есть и другие племена, преимущественно нилоты. Поэтому были неоднократные межэтнические конфликты, а также столкновение с этническими сомалийцами, которые хотели отторгнуть северо-восток страны.
При всем этом страна в политическом плане оставалась и остается одной из самых стабильных не только в регионе, но и на целом континенте. То есть то, что в Европе воспринимается как катастрофа, в Африке досадная мелочь, которая не стоит внимания. Впрочем давно ли в Европе такое? Вопрос риторический. В целом в Кении не было кровавого геноцида по типу руандийского, не было кровопролитных войн типа Конголезской, самые серьезные потери были от пяти до шести тысяч человек во время войны с повстанцами «Шифта», что по африканским меркам вообще ничто, черные бабы еще нарожают
А нарожают ли?
После получения независимости население Кении было всего лишь 8,526 миллионов человек, рождаемость была феноменальной - 7,86 ребенка на женщину. Но и смертность была соответствующей - 103,1 ребенка просто не доживали до года!
Но у властей Кении хватило ума не рвать все связи с бывшими белыми хозяевами, поэтому британские врачи и прочие гуманитарные организации продолжали работу в этой стране. Они начали массовую вакцинацию, организовали врачебную помощь для беременных и рожениц, поэтому смертность стала быстро снижаться, но рождаемость продолжала быть очень высокой. Все это относится ко второй фазе демографического перехода. Так спустя десять лет СКР стал еще выше -7,94, но детская смертность уже снизилась до 85 детей в возрасте до одного года. Такая картина продолжалась до 1984 года, СКР стабильно был выше 7, иногда и 8 детей на женщину, а смертность продолжала снижаться, достигнув показателя 63,7 ребенка. Население росло стахановскими темпами, достигнув показателя 18,408 миллиона, за 21 год независимости увеличившись на 214%!
Власти Кении при содействии ООН и прочих неомальтузианских организаций, озабоченных ростом населения планеты, стали проводить политику ограничения рождаемости, стыдливо называя ее программой планирования семьи. В ход шли все средства - раздача контрацептивов, образовательные программы и даже привлечение религиозных деятелей для пропаганды снижения рождаемости, правда, далеко не все согласились на это.
И вот с 1984 года СКР стал заметно ежегодно снижаться. Если падение СКР до 6+ шло целый 21 год, то падение с 6+ до 5+ продолжалось всего 7 лет. И это гораздо быстрее, чем происходило в свое время в Европе. Так в Италии падение СКР с 5 живорождений до 4 продолжалось 55 лет, в Испании 75 лет, то в Кении аналогичные показатели снизились всего за всего 10 лет, с 2003 по 2013 год, то есть в разы быстрее, чем в Европе.
При этом скорость сокращения рождаемости только увеличилась. Так на 2024 год согласно прогнозам ООН СКР должен был достигнуть 3,17-3,12 ребенка на женщину. Но реальность оказалась куда более суровой: СКР в 2023 году был 3,21, а в 2024 резко упал до 2,93, а 2025 согласно предварительным прогнозам стал уже 2,65 ребенка на женщину (данные согласно внутреннего учета The Kenya National Bureau of Statistics)!
При этом никто не знает точного значения, так как точные значения известны только по данным переписей населения. Они проводятся в Кении раз в десять лет, последняя перепись была в 2019 году и ее показатель был 3,43 ребенка на женщину. В остальное время показатели рассчитываются согласно оценочным моделям ООН. И, как правило, гораздо выше реальных данных. Так в Бразилии при переписи 2022 года недосчитались целых 11 миллионов человек, которые должны были быть, если бы оценки ООН соответствовали реальности. В Аргентине не досчитались миллиона человек при переписи того же 2022 года, и если еще в 2010 году власти страны рассчитывали к концу века иметь 70 миллионов аргентинцев, то падение рождаемости стало настолько обвальным, что власти урезали осетра до 30 миллионов, то есть на 16 миллионов меньше, чем в 2022 году.
Проблема в том, что модели ООН не предназначены для предсказания резких, обвальных изменений. По сути, это экстраполяция данных прошлых лет. Кроме того, эти модели, скорее всего, построены на основе европейского демографического опыта.
В реальности же практически всегда оценки ООН завышены, это было абсолютно во всех странах кроме тех, где не ведется полноценный демографический учет. Так, согласно моделям ООН, бодро население растет в той же Туркмении и Афганистане, а на деле в Туркмении последняя перепись была в 1993 году, а в Афганистане вообще в лохматом 1979 году. В реальности же, вероятнее всего, там все значительно хуже.
В любом раскладе по африканским меркам рождаемость в Кении мала. Особенно если учесть, что в Кении, как и в Черной Африке в целом бушует эпидемия ВИЧ. Показания заболевания снизились, но до сих пор порядка 3,3 процента населения больны ВИЧ. А есть еще куча других тропических болезней, которые косят людей. Даже сейчас коэффициент детской смертности составляет 29,7 ребенка на тысячу рожденных, это в восемь раз выше, чем у нас, а в России этот показатель один из самых низких в мире.
Следовательно, общепринятый показатель СКР в 2,1 ребенка на женщину вряд-ли применим в слаборазвитых странах, таких как Кения. Младенческая и детская смертность высока, поэтому женщины должны рожать больше, чем в развитых странах, думаю, порядка 2,3 ребенка на женщину.
Этот показатель в Кении согласно прогнозам ООН от 2019 года должен быть достигнут в 2052 году, а показатель 2,1 - в 2065.
Сейчас Кения проходит третий этап демографического перехода. Учитывая темпы снижения рождаемости, показатель в 2,3 и даже в 2,1 состоится совсем в скорое время, максимум десять-пятнадцать лет, то есть гораздо ближе, чем это считали раньше. Потому что падение там в виде обрушающегося тренда, а не плавного снижения, как это было зафиксировано в европейских странах в прошлом веке.
Это вовсе не значит, что население страны начнет автоматически сокращаться. Демографические процессы имеют большую инерцию. После сокращения СКР ниже уровня воспроизводства населения должно пройти примерно одно поколение, чтобы смертность начала превышать рождаемость, то есть порядка 25 лет. При этом в фазу деторождения вступят малочисленные поколения, родившиеся после падения СКР ниже 2,1, а старшие многочисленные поколения начнут вымирать. И тогда-то наступит пресловутый кенийский крест.
А то, что он наступит - нет никаких сомнений. Ведь власти страны до сих пор продолжают политику ограничения рождаемости. Повторяя тем самым ошибки Китая, Южной Кореи, Ирана и прочих стран, которые активно содействовали снижению рождаемости, а сейчас тратят гораздо большие средства на ее стимулирование и при этом абсолютно безуспешно.
Ведь Кения - одна из самых образованных стран региона, число грамотных в ней превышает 90%, для Африки это один из рекордных показателей. А это автоматически означает, что рождаемость будет невысокой, особенно на фоне стабильности в этой стране и пусть не самого большого, но постоянного роста уровня жизни.
Многим покажется смешным, но через не такой уж большой промежуток времени кенийские власти озаботятся тем, что рождаемость в стране низкая, и сначала отменят программу планирования семьи, после чего начнут ее стимулировать. То есть страна со скоростью курьерского поезда перейдет к четвертой стадии демографического перехода, повторяя тем самым печальный путь Европы, Японии, Китая и других развитых стран, правда без экономического чуда. Если это перейдет, в чем я лично не сомневаюсь, - то вся Черная Африка повторит этот путь, и человечество начнет активно вымирать, потому что только этот регион является единственным источником роста мирового народонаселения. Плохо это или хорошо - мне сказать трудно. Но по моему глубокому убеждении. мы стоим на пороге грандиозной трансформации человеческого общества, и что будет - не знает никто.