«Блаженны те, которых Ты избрал и приблизил к Себе»(Пс. 64:5).
Бог, как совершенный и всеблагой Творец, создал человека для вечного духовного блаженства – участия в Его собственной жизни, любви и славе. Это состояние превосходит любые земные аналогии, оно не является «наслаждением» в чувственном понимании (удовольствием от пищи, комфорта или эмоций), но есть полнота бытия в единстве с Источником жизни. Святые отцы называют это «обожением», когда человек, сохраняя свою тварную природу, становится причастником нетварной благодати Божией.
Бог не сотворил человека «запрограммированным на блаженство». Он даровал ему свободу выбора – способность добровольно принять или отвергнуть путь к Нему. Без этой свободы человек был бы подобен животному, действующему по инстинкту, а не по любви. Именно свобода делает его образом Божиим (Быт. 1:26), ибо Бог абсолютно свободен, и человек призван к свободному со-творчеству с Ним.
Древо познания добра и зла в раю стало символом этой свободы. Заповедь «не вкушай» (Быт. 2:17) была не ограничением, а призывом к доверию и любви: «Поверь Мне, даже если не понимаешь». Грехопадение было не просто нарушением правила, но злоупотреблением свободой – выбором самодостаточности вместо единства с Богом.
Если блаженство – это жизнь с Богом, то муки есть следствие добровольного отвержения этого дара. Бог не «наказывает» человека произвольно – муки есть естественное состояние твари, выбравшей путь без Бога. Как свет существует реально, а тьма – лишь отсутствие света, так и рай – это присутствие Бога, а ад – Его отсутствие.
Вечность мук вытекает из необратимости выбора вне времени. Земная жизнь – время испытания и выбора, но после смерти свободная воля человека фиксируется в её устремлённости к Богу или от Него. Бог не насилует волю даже в вечности. Если человек при жизни сознательно отвергал Бога, то этот выбор становится вечным.
Современный мир часто сводит понятие «счастья» к наслаждению – мимолётному, чувственному, эгоцентричному. Но это профанация замысла Божия. Наслаждение направлено на удовлетворение собственных желаний. Блаженство направлено на любовь к Богу и ближнему.
Христос в Нагорной проповеди (Мф. 5:3–12) говорит: «Блаженны нищие духом, кроткие, чистые сердцем». Здесь акцент не на внешних условиях, а на внутреннем преображении человека, который через смирение и любовь становится сосудом благодати.
Но как вернуться к замыслу Божию? Человек не может собственными силами достичь блаженства, но Бог даёт средства. Это Таинства Церкви и особенно Евхаристия, где человек через Плоть и Кровь Иисуса Христа соединяемся с Ним. Это молитва и покаяние, через которые человек обращает своё сердца к Богу. Это доброделание – любовь к ближним, как путь единения с Богом.
Бог создал человека для вечного блаженства в единстве с Собой, но уважает человеческую свободу даже ценой вечной трагедии. Задача человека – распознать подмену блаженства наслаждением и сделать выбор в пользу того, что вечно и поэтому Христос говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33).