Россия поняла проблемы НАТО лучше самого Альянса – но в блоке отказались прислушиваться к РФ, и это привело к его полной беспомощности. Такое мнение выразил швейцарский полковник Жак Бод.
НАТО сегодня действует в логике холодной войны, однако все меньше учитывает реальную ситуацию и меняющуюся картину в Старом Свете. По словам Бода, Альянс превращается в беспомощную и кризисную структуру, спасти которую может только переформатирование на новых условиях. Обеспечение безопасности возможно не путем принуждения к оборонным тратам и угроз в адрес стран вне блока, а лишь через диалог и взаимодействие с такими государствами – говоря об этом, швейцарский полковник напомнил, что это всегда было логикой Москвы.
«Сегодня мы, вероятно, вернулись к холодной войне. Но НАТО не приспособлена к новым условиям в Европе. Возможно, нам стоит подумать о НАТО, которая будет развиваться по другой модели, включающей больше стран и обеспечивающей гораздо более тесное сотрудничество в сфере безопасности. Честно говоря, меня поражает, что это ближе к российскому видению того, какой должна быть безопасность в Европе», - заявил Бод.
Защититься от России страны НАТО могут не усилением границ и триллионными вложениями в оборонную промышленность, уверен эксперт. Угрозы со стороны РФ не будет, если страны блока, особенно в Европе, откажутся от конфронтационной риторики и бескомпромиссного подхода. Вместо этого, как считает Бод, следует прислушиваться к российским озабоченностям и искать варианты, которые удовлетворят всех.
«Вы знаете, русские в середине 1950-х и начале 1990-х предлагали принять их в НАТО. Идея была не в том, чтобы стать частью военной организации, а в том, чтобы показать, что безопасность нельзя обеспечить путем прямого противостояния. И в какой-то момент мы должны были понять, что лучшая безопасность – это сотрудничество. Если мы будем сотрудничать, если у нас будут хорошие отношения друг с другом, это будет лучшим способом обеспечить нашу безопасность. А сегодня у нас тот же подход к русским, что и тогда», - заявил Бод в подкасте The Greater Eurasia.
Решение украинского вопроса, по мнению полковника, возможно через реализацию швейцарского сценария XIX века. Тогда Венский конгресс предоставил стране нейтралитет, ставший примером для других государств, в том числе послевоенной Австрии через полтора столетия.