Найти в Дзене
Вечное в мимолётном

Коммунизм глазами Петра I: Сделаем Россию сильной, всем миром!

Оглавление

Представьте, что Петр Первый на своей любимой яхте переносится в будущее, в эпоху СССР. Увидел бы он в коммунизме родную душу? С одной стороны, он бы одобрил многие цели. С другой - рассердился бы на методы.

Петр был не теоретиком, а практиком. Его «коммунизм» был бы не про мировую революцию, а про могущество России. Его главный лозунг: «А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.» Видите? Не «пролетарии всех стран», а «Россия прежде всего».

В отличие от личности первого президента США, идеи которого были прямо противоположным коммунизму. Петр I мог бы стать отличным вождем России. Пост про: Коммунизм глазами Дж. Вашингтона читайте - тут

Колхоз по-петровски: Когда все работают на государство

Главное, что сближает Петра с коммунистами - это идея, что человек принадлежит государству и должен служить ему и на благо всех.

Вот некоторые факты и мнение схожих методов:

Крепостное право. При Петре оно стало еще суровее. Крестьянин был прикреплен к земле, как винтик в машине. Он не мог уйти, его могли продать. Это похоже на колхозников при Сталине, которые тоже не могли покинуть колхоз без разрешения. Петр видел в этом не жестокость, а необходимость: так проще собирать налоги и содержать армию.

Государственные заводы. Петр строил первые в России крупные заводы - на Урале, в Туле, в Петербурге. Кто на них работал? Часто «приписные крестьяне». Их приписывали к заводу, и они должны были отработать там определенное время. Это очень похоже на плановую экономику, когда государство решает, что и где производить.

Петр бы сказал: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы.» Он верил в коллективный труд ради общей славы страны.

Партийная элита и «служилые люди»

-2

При коммунизме была партийная элита - номенклатура. У Петра тоже была своя «номенклатура» - дворянство, обязанное служить государству. Он ввел «Табель о рангах». Это значит, что чины и звания давались не только по знатности, но и по личным заслугам.

Простой человек мог дослужиться до высокого поста. Звучит почти по-коммунистически! Петр бы подписался под лозунгом «Кто был ничем, тот станет всем». Но с одной оговоркой: служить нужно было не партии, а лично государю и Отечеству.

Его знаменитая фраза: «Звание трубача, когда у него портки худы, лучше любого короля-барабанщика.» То есть дело не в звании, а в умении и пользе, которую ты приносишь.

Церковь на службе у государства

-3

Коммунисты упразднили патриаршество и поставили церковь под контроль. Петр сделал то же самое за 200 лет до них! Он упразднил пост патриарха и создал Святейший Синод - по сути, «министерство по церковным делам». Церковь стала частью государственного аппарата. Ее богатства шли на нужды армии и флота.

Для Петра вера была важна, но только если она укрепляла государство. Религия - не личное дело, а инструмент для управления и пользы общей.

Где Петр бы не согласился с коммунистами?

-4

Частная собственность. Петр не отбирал у дворян заводы и земли. Наоборот, он часто передавал им новые заводы в управление. Он поощрял предпринимательство, если оно работало на мощь страны. Полное уничтожение частной собственности, как в коммунизме, показалось бы ему безумием.

Международная торговля. Петр «прорубал окно в Европу» именно для торговли. Он приглашал иностранных купцов и специалистов. Коммунистическая идея автаркии (жизни в изоляции) ему бы не понравилась. Он знал: чтобы быть сильным, нужно учиться у других.

Царь - это навсегда. Петр верил в сильную единоличную власть - свою власть. Идею «диктатуры пролетариата» или коллективного руководства он бы не принял. Его принцип: «Иметь недоброхотов своих в милости, а доброхотов — в правде. Первых жаловать, а вторых награждать.» Всё решает один человек - монарх.

Вывод: Стройка века для империи, а не для человека

-5

Петр I и коммунисты были похожи в главном: они готовы были положить на алтарь великой цели всё - свободу, жизни, благополучие целых поколений.

Цель Петра - сильная европейская империя. Цель коммунистов - светлое коммунистическое будущее.

И те, и другие добивались этого железной волей, принудительным трудом и полным подчинением личности государству.

Разница в том, что Петр был прагматиком. Его «коммунизм» был бы без красивых лозунгов о свободе и равенстве. Только тяжелая работа, дисциплина и долг. Его лучшая цитата для такого строя: «Небываемое бывает.»

Он бы построил удивительно сильное и технологически развитое государство. Но вряд ли бы спросил, счастливы ли в нем простые люди.

Подпишитесь на канал, если вам интересен данный формат статей!

Статьи публикуются ежедневно.

Все статьи на эту тему - тык