Найти в Дзене
Муравленко 24

Владимир Гатаулин: «Хотел быть рядом с сыном»

История трех поколений, вставших на защиту Родины Среди муравленковцев немало тех, чьи деды гнали фашистов с родной земли в 1941-1945 годах, и кто продолжил борьбу с нацизмом спустя 80 лет. Один из таких героев – участник спецоперации, ветеран боевых действий Владимир Гатаулин. Его дед защищал Сталинград от фашистов в Великую Отечественную. Сам он вслед за сыном Ильей отправился в зону проведения специальной военной операции. Когда Родина позвала, все трое без раздумий встали в ряды ее защитников. Деда Владимира, Михаила Пиминова, призвали на фронт в октябре 1942 года. Великая Отечественная застала 30-летнего Михаила в Омской области. Туда семью некогда зажиточных, а позже раскулаченных крестьян Пиминовых сослали из родной Челябинской области еще в 30-е годы. Ранен под Сталинградом – Дедушка сразу попал под Сталинград. Ему довелось участвовать в этой великой битве. В одном из ноябрьских боев дед был тяжело ранен в плечо, – рассказывает внук. – Сколько пролежал без сознания на поле боя
Оглавление

История трех поколений, вставших на защиту Родины

Среди муравленковцев немало тех, чьи деды гнали фашистов с родной земли в 1941-1945 годах, и кто продолжил борьбу с нацизмом спустя 80 лет. Один из таких героев – участник спецоперации, ветеран боевых действий Владимир Гатаулин. Его дед защищал Сталинград от фашистов в Великую Отечественную. Сам он вслед за сыном Ильей отправился в зону проведения специальной военной операции. Когда Родина позвала, все трое без раздумий встали в ряды ее защитников.

Деда Владимира, Михаила Пиминова, призвали на фронт в октябре 1942 года. Великая Отечественная застала 30-летнего Михаила в Омской области. Туда семью некогда зажиточных, а позже раскулаченных крестьян Пиминовых сослали из родной Челябинской области еще в 30-е годы.

Ранен под Сталинградом

– Дедушка сразу попал под Сталинград. Ему довелось участвовать в этой великой битве. В одном из ноябрьских боев дед был тяжело ранен в плечо, – рассказывает внук. – Сколько пролежал без сознания на поле боя, никому не известно. Когда стали грузить погибших, он пришел в сознание и застонал так громко, насколько смог. Его услышали и вместе с другими ранеными отправили в госпиталь.
-2

В феврале 1943 года Михаила выписали из госпиталя и комиссовали как негодного к дальнейшей службе. Односельчане встречали фронтовика всей деревней как родного, радовались каждому выжившему на войне. Мужских рук в тылу катастрофически не хватало, и Михаил Николаевич принял на себя непростые обязанности председателя колхоза. Весь урожай, который выращивали, колхозники отправляли на фронт, а сами зачастую голодали.

– Нашему деду не только посчастливилось вернуться живым после войны, но и обрести большую семью. У дедушки с бабушкой родилось 11 детей. В 1965 году из Омской области они вернулись на малую родину. Но в 1957 году под Челябинском на химическом комбинате «Маяк» произошла первая в СССР ядерная катастрофа. И родную деревню Пиминовых, среди прочих подвергшуюся загрязнению после сброса радиоактивных отходов в реку Теча, полным составом эвакуировали. Так дед со своей семьей приехал на север области в село Пашнино, где уже жил его старший брат, тоже бывший фронтовик, – рассказывает Владимир. – Деда Михаила все уважали. Он был жизнерадостным, веселым, всегда приходил на помощь нуждающимся людям. Не стало его в декабре 1998 года, когда нашему Илюше шел девятый год.

«Хотел быть рядом с сыном»

Владимиру Гатаулину было больше пятидесяти, когда он, офицер полиции на пенсии, подписал контракт и отправился на передовую вслед за мобилизованным в сентябре 2022-го сыном. Хотел быть рядом, но не случилось. Илья находился на луганском направлении, а он на херсонском. В январе 2024 года гвардии лейтенант Илья Гатаулин с позывным «Лев» погиб в ходе выполнения боевой задачи. Похоронили его только в июле, а в октябре Владимира Зайдуловича вывезли с передовой и отправили домой в Муравленко. К жене и дочери.

-3

В полицию Владимир Гатаулин пришел работать в далеком 1989 году. Через год в молодой семье Владимира и Светланы Гатаулиных родился первенец Илья. Позже семья переехала в Муравленко, уже там родилась дочка Алёна. Глава семьи продолжил службу в полиции как участковый уполномоченный, пользовался уважением среди коллег и населения, с которым работал. После выхода на пенсию по выслуге лет Владимир Зайдулович устроился в ООО «Нефтесервис» специалистом службы безопасности. Когда в сентябре 2022 года Илья оказался в числе мобилизованных, решил не отставать и отец.

– Когда сына мобилизовали, я порывался уйти вслед за ним, вспоминает Владимир Гатаулин. – Но жена болела, и я был на распутье. В конце концов все же отправился в зону спецоперации, чтобы быть ближе к Илье. В октябре 2023-го заключил контракт и попал в спецназ ВДВ. И все же воевали мы с сыном на разных фронтах, нас разделяли около 400 километров, поэтому ни разу так и не встретились.

Две медали «За отвагу»

Сегодня мундир Владимира Гатаулина украшают сияющие ряды орденов и медалей. Среди них – две медали «За отвагу». За каждой наградой скрывается своя история о самопожертвовании и потрясающем мужестве самого обычного человека – отца, мужа и деда – волею судьбы оказавшегося в суровых условиях войны.

– Моя служба стрелком-штурмовиком в звании младшего сержанта гвардии началась на территории Луганской народной республики, – рассказывает ветеран СВО. – Вскоре роту перебросили на херсонское направление. В ноябре 2023 у населенного пункта Крынки мы получили боевое задание, в ходе которого зашли в бетонный гараж на берегу Днепра. В этом время по нам с ребятами прямой наводкой выстрелили из танка. Всех завалило бетонными плитами. Помню, как вылез из-под обломков контуженный. Потом вынес заместителя командира роты, у которого были множественные ранения. Сразу после этого получил приказ оборонять конкретную точку. Там уже находился один боец.

Две недели мы вдвоем держали оборону. У нас не было питьевой воды и еды. Воду, которую удавалось собрать, пили из касок. За это время мы неоднократно отбивали наступление украинских военных. А моей жене успели сообщить, что я погиб. Оборону мы выдержали. Когда вышли с точки, командир роты, увидев меня, заплакал и сказал: «Вова, мы уже сообщили, что ты погиб». Тогда я получил свою первую медаль «За отвагу».

– К тому времени я уже был замполитом роты. Шли кровопролитные бои. Из всей роты в количестве 157 человек нас оставалось 29, когда был получен приказ вывести троих ребят из окружения. Как я узнал, один из бойцов, попавших в окружение, потерял сына на СВО. Я понял, что просто обязан его вытащить, – вспоминает Владимир Гатаулин об обстоятельствах, при которых получил вторую медаль «За отвагу». – Разведка доложила, что украинские военные в поселок впускают всех, из него никого не выпускают. С одной стороны сидит пулеметчик, с другой снайпер.

Весь день лил дождь. Ночью ударили заморозки, и все наше оружие покрылось коркой льда. Бронежилеты стояли колом как распашонки. Подойдя к поселку, мы выстроились в ряд и начали поливать огнем. Тем временем двое наших парней отправились туда с радиостанцией. Позже они передали, что ребята, за которыми мы пришли, живы-здоровы, но один (как раз тот самый отец погибшего бойца) тяжело ранен. В конце концов его благополучно вывели, и мы начали отходить.

Уже достигли леса, когда командир присел на корточки. Я встал рядом с ним, чтобы найти по карте в телефоне направление для отступления. В этот момент сзади меня разорвался снаряд… Все произошло в считанные секунды. Мой бронежилет загорелся и выгнулся в обратную сторону. Каска отлетела, а в правую руку попали осколки снаряда. Я успел сбросить пылающий бронежилет и телом накрыл командира. Благодаря этому осколки попали ему только в конечности, в обе руки и ноги. Раненого командира мы тогда вытащили. Ну а я попал в госпиталь. За это и был представлен ко второй медали «За отвагу».

– Восстановившись, вернулся в строй, к своим. Иначе не мог, – признается герой. – В июле 2024 года в мою часть пришла телеграмма, из которой я узнал, что мой сын, гвардии лейтенант Гатаулин Илья Владимирович в ходе выполнения боевого задания погиб и приказом Президента Российской Федерации посмертно награжден орденом Мужества.

В октябре 2024 года начальник штаба, гвардии младший сержант роты специального назначения 328-го полка 104-й дивизии Воздушно-десантных войск Владимир Гатаулин приказом Минобороны был уволен из Вооруженных сил РФ и отправлен домой в связи с гибелью сына.

Владимир Гатаулин награжден двумя медалями «За отвагу» и тремя ведомственными наградами. Является членом ВООВ «Боевое братство» и ямальской Ассоциации ветеранов СВО.
Владимир Гатаулин награжден двумя медалями «За отвагу» и тремя ведомственными наградами. Является членом ВООВ «Боевое братство» и ямальской Ассоциации ветеранов СВО.

«Спасибо, что ты у нас был...»

В январе 2024 года в зоне специальной военной операции при исполнении воинского долга погиб боец с позывным «Лев» Илья Гатаулин. Ему было 33 года. На фронт северянин отправился по мобилизации, в зоне спецоперации командовал мотострелковым взводом. За храбрость и героизм, проявленные при защите Родины посмертно награжден орденом Мужества.

-6
– В детстве Илья был дружелюбным, даже ласковым мальчиком. Иногда мы с женой шутили, что ему надо было родиться девочкой, а не мальчиком. Такой был мягкий характер у сына. При этом он очень любил хоккей и футбол. А когда подрос, страстно увлекся автомобилями. В 13 лет даже пытался угнать машину деда из гаража, но тот поймал его на месте «преступления», – с улыбкой вспоминает сегодня отец героя, участник СВО и ветеран боевых действий Владимир Гатаулин.

Родился Илья в Челябинске, а в 90-х семья перебралась на Крайний Север. В городе Муравленко Илья окончил пятую школу и многопрофильный колледж. Затем получил высшее юридическое образование, отслужил в армии.

– Тогда сын попал в отдельную дивизию оперативного назначения имени Дзержинского. В ее задачи входила охрана общественного порядка в Москве. Служил он в должности командира отделения и всегда очень переживал за своих парней, – рассказывает Владимир. – В то время Илья получил неплохую подготовку, которая пригодилась в будущем. После возвращения домой на Север, он пробовал себя в разных профессиях: работал в полиции, в службе судебных приставов, в службе безопасности нефтяной компании.

Когда в сентябре 2022 года в стране была объявлена частичная мобилизация, среди призывников Муравленко оказался и Илья Гатаулин. Пока ребята базировались в Тюмени, Илью назначили командиром взвода в батальоне «Кедр». А 4 января 2024 года перевели в 15-ю отдельную гвардейскую мотострелковую бригаду «Черные гусары» на должность командира штурмового взвода. Через четыре дня его группа попала под обстрел, в результате которого Илья погиб. Тот январь стал роковым для многих муравленковских семей…

Воевали на разных фронтах

– Когда сына мобилизовали, я порывался уйти вслед за ним, но жена болела, и я не решался оставить ее. В октябре 2023-го все же заключил контракт, попал в спецназ ВДВ. Но так случилось, что воевали мы с сыном на разных фронтах. Нас разделяли около 400 километров, поэтому мы так ни разу и не встретились.
Те несколько месяцев после мобилизации, что я оставался дома, мы с сыном созванивались каждый день. Он очень нуждался в моих советах по командованию взводом. Конечно, как отец я безумно переживал за него. Понимал, что там, за ленточкой может случиться всякое. И все равно не ожидал, что он погибнет. Верил, что наш мальчик вернется домой живым и здоровым, – горестно вздыхает Владимир. – Сын был честным и смелым парнем. Меня всегда восхищала его черта отстаивать свою позицию, его чувство справедливости. Сегодня всем родителям хочется сказать: надо ценить, что твой ребенок жив и здоров. Не надо стесняться говорить, как любишь, уважаешь и гордишься им. Если бы я мог повернуть время вспять, последними словами сыну были бы слова: «Спасибо, что ты у нас был».
Владимир Гатаулин: «Утрату ребёнка пережить невозможно. Можно притупить боль потери, но успокоиться и забыть нельзя. За год, который провел на фронте, я потерял много друзей, боевых товарищей, с которыми делили последнее. Даже не друзей – братьев. Но утрату ребенка с этим не сравнить».

Без вести пропавший

В последний раз созваниваясь с родными, Илья сообщил: «Нас незамедлительно отправляют на передовую. Всех люблю и обнимаю». 5 января 2024 года вместе с боевыми товарищами он отправился на защиту поселка Красногоровка на Авдеевском направлении, и пропал... Искали долго. От сослуживцев, выходивших на связь, семья узнавала последние новости. Воинская часть предоставила сухую информацию о том, что 5 января 2024 года их сын и брат «в ходе выдвижения на боевые позиции без вести пропал».

– Когда сын погиб, я только что вернулся с боевого задания и лежал в госпитале с ранением. Мне позвонила дочка и сообщила, что Илья пропал без вести. А я буквально накануне с ним разговаривал. Он звонил, чтобы попросить совета: «Пап, меня перевели в «Черные гусары». Сейчас направляюсь с парнями на первое боевое задание. Что лучше взять с собой?». К тому времени я уже полгода отвоевал в штурмовой роте спецназа ВДВ и мог поделиться с ним полезным опытом. Ответил, что обычно беру с собой побольше патронов и гранат, ну и воды немного. Еду брать не обязательно, можно и перетерпеть. Позже стало понятно, что этот наш последний разговор состоялся за 2-3 часа до его гибели, – с горечью возвращается в своих воспоминаниях к тому страшному дню Владимир Гатаулин.
– Позже нам удалось выяснить, что 8 января Илья и его ребята попали под обстрел дронов «Баба Яга». Все мальчики героически погибли, – с болью в голосе рассказывает сестра Ильи Алёна Алиева. – Я была в положении и лежала в перинатальном центре, когда узнала о гибели брата. В тот момент мы с мамой оставались одни, потому что папа тоже был на передовой. После этих трагических известий наша жизнь буквально остановилась.

Отдушина для всех

– Брат был добрым и чутким человеком. Даже домашние животные это понимали. Если меня наши коты всегда царапали, то брата обожали. Он был разным: честным и справедливым, ранимым и боевым. Если нужно было прийти на помощь, он всегда стоял в первых рядах, – тепло вспоминает брата Алёна Алиева. – Мы очень дружили. Конечно, как у всех братьев и сестер бывало разное – и ругались, и ссорились. Но всегда делились друг с другом самым сокровенным. Если родители могли чего-то не знать, то от меня Илюша ничего не скрывал.

Последние воспоминания о брате связаны у Алены с ее беременностью, ставшей для всей семьи долгожданной. Родившийся через 6 месяцев после гибели Ильи Димир — первый внук Гатаулиных.

– Когда я узнала, что в положении, сразу позвонила брату. Мы с ним постоянно были на связи. Он так обрадовался новости, что даже прослезился. Я сходила на первый скрининг и первым делом прислала фото ему: «Илюш, тебе племяш привет передаёт!». Мы созвонились по видеосвязи, и Илья сказал со слезами на глазах: «Как хорошо!». Он очень ждал появления племянника на свет, но, к сожалению, так и не дождался…
-10

Сегодня с горечью утраты всем членам семьи помогает справиться именно маленький Димир.

– Если бы не внук, было бы тяжелее, без него мы никуда. Этот мальчик – наша отдушина и утешение. Порой смотрим на Димира и видим своего сына. Тот же взгляд, походка и волосы. Так много сходства, что невольно начинаешь верить в реинкарнацию, – делится дедушка.
-11
– Если бы не мой сын, я не знаю, что было бы прежде всего с родителями, со мной. Эта утрата дается нам безумно тяжело. Илья был горячо любимым сыном и братом, – признается Алена. – И все же мы стараемся не замыкаться в своей боли. Поддерживаем память о нем, участвуя в разных городских мероприятиях, посвященных участникам СВО. Спасибо нашему городу Муравленко, который сохраняет память о наших мальчиках. Похоронили мы его в Челябинске, поэтому и туда отправляем фотографии и портреты, которые рисуют наши муравленковские художники. Все это нужно для того, чтобы память о нашем герое сохранилась, чтобы люди не забывали погибших за Родину мальчишек.
-12

Автор: Юлия Сидарюк

Фото из архива семьи Гатаулиных