Последние пару недель перед премьерой в театральном воздухе Калуги повисла настоящая интрига.
Среди театралов прошел слух о том, что главный режиссер театра, постановщик спектакля «Ревизор» Роберт Манукян делает свою трактовку шедевра Николая Гоголя.
В пятницу, 12 сентября калужский драматический театр открыл 249 театральный сезон премьерой спектакля «Ревизор».
Интрига действительно витала в течение всего действа, разрешившись лишь в финале.
Опять Сталин?
Этот вопрос чаще всего фигурировал в разговорах калужских театралов. Странную любовь нынешнего главного режиссера к генералиссимусу калужане заметили по дилогии об Остапе Бендере. Упокоим сразу: Сталин в «Ревизоре» так и не появился в финале, не взял за шкирку проворовавшихся чиновников. Впрочем, им и так досталось от режиссера на орехи.
С самого начала действие Роберт Манукян перевел в баню. Это популярное в советские и постсоветские времена место решения «вопросиков» между чиновниками и деловыми людьми. В простынях, стыдливо прикрывая тазиками срам, все эти Земляники, Ляпкины-Тяпкины и прочие обитатели гоголевского городка и узнают главную новость истории.
Отсыл к современности явственно виден и в церемонии передачи взяток, то есть денег взаймы от чиновников Хлестакову. Давать взятку непосредственно рука в руку никто сейчас не рискует. В спектакле это происходит посредством волшебного аппарата, очень напоминающего современные банковские терминалы, удобно встроенные в стены жилища городничего.
Как известно на сцене ничего не бывает просто так. Любой предмет несет на себе четко определенную режиссером и художником (Борис Шлямин) задачу. В связи с этим любопытно порассуждать о необходимости вывешивать аж три пары рогов на сцене. По пьесе, в общем-то рога пытается наставить лишь жена городничего, Анна Андреевна, да то как-то неловко и стыдливо. Кому предназначались остальные две пары символов мужского позора осталось непонятным.
Кто вы, товарищ ревизор?
А вот периодическое желание накормить персонажей виноградом можно отнести к знаменитому кинофильму Джорджа Миллера «Иствикские ведьмы».
Помните, как гениальный Джек Николсон в роли дьявола искусителя с улыбкой предлагает девушкам: «Не волнуйся, съешь еще вишенку»? И чем в кино это закончилось, тоже, вероятно помните.
В спектакле, вороватые, набивающие карманы чиновники не исторгли из себя все полученные взятки, но их наказание стало более показательным и горьким.
И здесь мы подходим к главной интриге калужского «Ревизора». Так кто же в итоге этот самый ревизор?
Сомнения, о том, что здесь что-то не так возникают уже в первые полчаса спектакля. Особенно, когда слуга Осип (Кирилл Бессонов) вдруг переодевается и предстает этаким заштатным джигитом с акцентом. У Манукяна слуга не уставший от своего непутевого хозяина раздраженный и бедный человечек. Слуга в калужском «Ревизоре» играет чуть ли не основную роль во всей показанной истории.
Осип даже с Хлестаковым разговаривает не как покорный, но раздраженный подчиненный, а как практически равноправный с ним по должности (а может по званию?) персонаж.
В этой связи знаменитая сцена про «Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа» смотрится странно. Неужели Осип и есть тот самый чиновник «инкогнито из Петербурга»?
Интрига держится до самого финала. Не будем ее раскрывать, сходите, посмотрите сами премьеру «Ревизора». Отметим лишь то, что на наш взгляд, все -таки ревизором в данном случае являются не персонажи спектакля. Ревизоры – это все зрители. Именно они увидели и оценили вытащенные свет божий пером Николая Гоголя и воображением Роберта Манукяна всю эту свору чиновничьего непотребства.
И, действительно, с 1835 года, когда Николай Васильевич написал свою бессмертную пьесу, по 2025 год, когда Роберт Азганасович решил поставить «Ревизора» на сцене калужского театра, в общем-то мало что изменилось. «Воруют-с».
Плюс или наигрыш?
В антракте одна из актрис театра, не занятая в постановке бросила мимоходом: переигрывают. Быть может, отчасти она и права. Действительно эмоции порой гиперболизированы. Но, мы бы все же применили немного другое определение: чуть плюсуют.
Игра немного на котурнах здесь, на наш взгляд, абсолютно оправдана. Заявленная как комедия-гротеск, постановка и должна быть в духе этакого слегка петрушечного площадного действа.
Между тем, обращает внимание удивительная слаженность всех актеров. Именно от этого небольшое плюсование смотрится органично.
Конечно, в столь сбитом ансамбле немного сложно рассмотреть характеры отдельных персонажей. К примеру, чиновники. Хотя, быть может, так и было задумано. Действительно, в контексте получения взяток и страха перед разоблачением, эмоции чиновников схожи.
И тем не менее, очень колоритны и Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов (Михаил Кузнецов), и попечитель богоугодных заведений Земляника (Игорь Постнов).
Дуэт мамы с дочкой – Анны Андреевны (Людмила Фесенко) и Марии Антоновны (Елена Короткова) достоин отдельных аплодисментов. Здесь характеры проявляются во всей красе.
Отдельно стоит упомянуть Хлестакова (Дмитрий Трифонов). Его пластика, легкость, беззаботность и навела на мысль о том, что главным в истории не он, а его слуга Осип. И лишь маленький нюанс, от которого никоим образом нельзя уйти – письмо Хлестакова своему другу – ломает выстроенность режиссерской версии.
Впрочем, «Ревизоров» по стране поставлено тысячи спектаклей. Найти что-то свое, особенное крайне сложно. И здесь вспоминается еще один легендарный персонаж Джека Николсона – Рендла Макмёрфи в кинокартине Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Когда он не смог оторвать от пола массивный умывальник, то сказал эпохальную фразу: «Но я хотя бы попробовал».