Найти в Дзене
Логос

ИС-6: электромеханический тупик или шаг к будущему?

Эта машина задумывалась как ответ на усложнявшиеся задачи фронта: превзойти существующие советские и немецкие образцы и задать направление для будущего развития тяжёлых танков. Под обозначением «ИС-6» скрывались сразу два варианта: Объект 252 с традиционной механической трансмиссией и Объект 253 с электромеханической, которая и сделала проект уникальным. Тяжёлый танк ИС-6, известный также как Объект 253 — амбициозный проект, разработанный в 1944 году в конструкторском бюро Челябинского опытного завода № 100 под руководством Жозефа Котина. В основе силовой установки танка лежал дизель В-12У мощностью 750 л. с. Он приводил во вращение главный генератор постоянного тока ДК-305А (385 кВт, 500 В), питавший два тяговых электродвигателя ДК-306А суммарной мощностью около 370 кВт. Рабочий ток в цепи достигал 960 А. Такая схема в теории позволяла плавно регулировать скорость и крутящий момент, обеспечивая для того времени редкую плавность хода и удобство в управлении. Схожие решения тогда испыты

Эта машина задумывалась как ответ на усложнявшиеся задачи фронта: превзойти существующие советские и немецкие образцы и задать направление для будущего развития тяжёлых танков. Под обозначением «ИС-6» скрывались сразу два варианта: Объект 252 с традиционной механической трансмиссией и Объект 253 с электромеханической, которая и сделала проект уникальным.

ИС-6 (war-book.ru)
ИС-6 (war-book.ru)

Тяжёлый танк ИС-6, известный также как Объект 253 — амбициозный проект, разработанный в 1944 году в конструкторском бюро Челябинского опытного завода № 100 под руководством Жозефа Котина. В основе силовой установки танка лежал дизель В-12У мощностью 750 л. с. Он приводил во вращение главный генератор постоянного тока ДК-305А (385 кВт, 500 В), питавший два тяговых электродвигателя ДК-306А суммарной мощностью около 370 кВт. Рабочий ток в цепи достигал 960 А. Такая схема в теории позволяла плавно регулировать скорость и крутящий момент, обеспечивая для того времени редкую плавность хода и удобство в управлении. Схожие решения тогда испытывались и в Германии: тяжёлый истребитель танков «Фердинанд» и сверхтяжёлый «Маус» Порше также использовали электромеханику. Советские инженеры работали в общемировом тренде, пытаясь довести концепцию до практической пригодности.

-2

По защите и огневой мощи ИС-6 выглядел внушительно. Бронирование корпуса выполнялось с рациональными углами: лоб — до 100–120 мм под углом 60°, борта — 60 мм под углом 45°. Башня имела до 150–160 мм во лбу. Это делало машину ощутимо более защищённой, чем серийный ИС-2, хотя и не давало решающего преимущества перед будущими тяжёлыми танками вроде ИС-4. Вооружение составляла проверенная 122-мм пушка Д-25Т, применявшаяся и на ИС-2. Экипаж — 4 человека. Расчётная скорость достигала 40 км/ч при запасе хода до 150 км, но на испытаниях фактически удавалось разогнаться лишь до 30 км/ч.

ИС-6 (war-book.ru)
ИС-6 (war-book.ru)

Слабым местом стала именно электромеханическая трансмиссия. Комплекс электрических агрегатов оказался на несколько тонн тяжелее обычной трансмиссии, что снижало удельную мощность. Система перегревалась, давала сбои и могла выходить из строя при манёврах. При всех теоретических преимуществах в плавности движения и точности управления она оказалась капризной и слишком сложной для боевых условий.

Испытания осенью 1944 года на НИБТПолигоне в Кубинке показали всю уязвимость схемы. В это время армии требовались массовые и дешёвые танки, а не рискованные эксперименты. Более традиционный Объект 252 оказался надёжнее и проще, а ставка была сделана на ещё более перспективный ИС-3. Даже сам Котин понимал, что ИС-6 не имеет шансов: война требовала проверенной техники, а не инженерных экспериментов.

ИС-6 (war-book.ru)
ИС-6 (war-book.ru)

Сравнивая ИС-6 с зарубежными аналогами, наиболее корректно поставить его рядом не с серийными «Тиграми» или «Пантерами», а именно с немецким «Тигром Порше». Оба проекта были близки по массе — 54–57 тонн, сопоставимы по габаритам и уровню брони, и самое главное — оба опирались на схему электромеханической трансмиссии. Сравнение с «Маусом» или «Фердинандом» менее уместно: первый был гигантом массой под 200 тонн, второй — истребителем танков. А вот «Тигр Порше» и ИС-6 были танками одного класса, созданными в схожее время и решавшими одинаковую задачу — внедрить принципиально новую силовую установку. Итог оказался идентичным: и советский, и немецкий прототипы показали на испытаниях расчётные скорости в районе 35–40 км/ч, но на деле еле дотягивали до 20–30 км/ч, страдая от перегрева и поломок электроагрегатов. Обе машины проиграли более прагматичным конкурентам: «Тигр Порше» уступил хеншеловскому варианту, а ИС-6 — серийному ИС-3.

Опыт ИС-6 не пропал даром. Многие наработки — от рациональных углов бронирования до проработки электромеханической передачи — нашли отражение в проектировании послевоенного ИС-7. Важно и то, что советские эксперименты шли параллельно с немецкими: разработки Порше позволили сравнить разные подходы и увидеть пределы технологий того времени. Выявленные трудности — перегрузка конструкции, сложность производства, высокая аварийность систем — стали уроком, который помог конструкторам избежать повторения ошибок в дальнейшем. А сама идея электромеханической трансмиссии вернулась уже в XXI веке, в виде гибридных и электрических установок для бронетехники, доказав, что инженерные поиски 1940-х оказались востребованными через десятилетия.