Буквально несколько лет назад ситуация была обратной нынешней. Естественно, продажи бензина и дизельного топлива подчиняются правилам рынка, поэтому мало кого удивляют сильно подросшие ценники на дизель.
Даже в далекие постсоветские времена солярку, если продавали, то чуть ли не по цене газированной воды, примерно в 3-4 раза дешевле. Дизельных легковых автомобилей в стране было немного, спрос очень небольшой, да и те единичные автозаправки, которые решались торговать дизелем, быстро закрывали эту тему из-за низкого спроса.
А кроме того, вся тяжелая техника работала на дизельном топливе - любой счастливый обладатель легкового автомобиля с дизелем мог купить хоть тонну солярки в ближайшем депо или автопарке спецтехники.
А что сейчас? В данное время ситуация с топливом на внутреннем рынке России настолько запутана, что комментировать ее не решаются даже самые активные блогеры.
Экспортные поставки как приоритет
Сейчас основная прибыль у поставщиков бензина и дизеля формируется за счет экспорта. Как ни странно, но в первую очередь в Европу и Китай. Понятно, через третьи страны. Экспорт бензина временно ограничили, поэтому все компании, занимающиеся торговлей нефтепродуктами, резко стали терять прибыли.
Естественно, часть бензина перебросили на внутренний рынок, но продают небольшими партиями и по скромной цене, гораздо дешевле, чем на экспорт. А вот с дизельным топливом пока что ситуация на внешнем рынке не изменилась.
Более того, по мере того как Европа и Китай все больше погружаются в вопросы экологии, количество машин с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания заметно снижается, пока что в пользу дизельных автомобилей. Естественно, объемы поставок солярки на экспорт с каждым годом увеличиваются. А в этом году особенно много, чтобы компенсировать финансовые потери от падения бензиновых продаж.
Ну а как к этой ситуации относятся продажи внутри страны? Все просто - большую часть дизельного топлива выкупают Министерство обороны, строительные и сельскохозяйственные компании. Отдельно формируются партии топлива для продаж на экспорт - кстати, у большинства нефтепереработчиков приоритет сделан на внешнеэкономические поставки.
Различия в качестве дизельного топлива
А теперь нужно сделать небольшое отступление технологического плана. Для начала нужно вспомнить, что реальное дизельное топливо может быть низкого и высокого качества. Это упрощенно. Качественную солярку делают на импортном оборудовании, и стоит она дороже отечественного А-95.
Остальную солярку производят на еще советском оборудовании - обходится такое топливо очень дешево, но качество по цетановому числу, содержанию смол, серы, зольности и воды достаточно низкое. На таком топливе еще как-то ездит специальная техника, старые китайские и отечественные дизели, а также некоторые российские двигатели производства ЯМЗ.
Эту солярку еще раз фракционируют и разделяют на ту, что уйдет российским крупным оптовым покупателям и госзаказчикам, и ту, что будет продаваться через обычные автозаправки. Естественно, цена на такое дизельное топливо на обычной заправке будет высокой.
И все потому, что крупные сети автозаправок на собственный страх и риск дополнительно пытаются очищать солярку от воды и механических взвесей. Чтобы хотя бы не потерять наиболее важных клиентов. При этом часть топлива теряется и утилизируется, а цену приходится поднимать для компенсации потерь.
Проблемы владельцев дизельных автомобилей
Понятно, что мелкие компании и одиночные автозаправки ничего этого не делают, но цену на солярку ставят как у больших сетевых заправок. Интересно, что некоторые владельцы автозаправок вообще отказываются от закупок дешевой солярки. В этом есть определенный смысл.
Так как современные дизельные двигатели даже у китайских автомобилей крайне чувствительны к качеству дизеля, то можно легко разориться из-за массовых претензий и судебных разбирательств. Гораздо проще поднять цены на бензин. Сейчас, в жаркую погоду, даже если бензин низкого качества и даже разбавлен отходами нефтепереработки, все равно такое топливо сгорит в современном бензиновом моторе.
Пусть даже с падением тяги и с увеличением расхода. Электроника защитит мотор. Пока на улице жаркая погода, низкокачественный бензин не расслаивается на компоненты.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв