На очередное тестирование в шоурум компании AVnirvana недавно прибыл один из самых ожидаемых аппаратов года — лазерный 4К проектор для домашнего кинотеатра Sony VPL-XW5100ES, он же Sony BRAVIA Projector 7. Это новая начальная модель в обновленной линейке XW, которая приходит на смену очень удачному проектору Sony XW5000.
Главными преимуществами новой модели, как и всей обновленной линейки Sony стали два ключевых момента. Во-первых, это процессор обработки изображения XR, который перешел в проекторы из флагманских телевизоров Sony BRAVIA. Он, с помощью алгоритмов искусственного интеллекта анализирует изображение в реальном времени, оптимизируя его для наилучшей четкости, объема и цветопередачи.
Во-вторых, это технология XR Dynamic Tone Mapping, которая покадрово адаптирует тональную кривую HDR-сигнала к яркостным возможностям проектора, чтобы сохранить детали как в светлых, так и в темных сценах.
В обновленной линейке XW модель 5100 является младшей, отличаясь от двух старших братьев - 6100 и 8100, прежде всего, объективом и яркостью. Давайте рассмотрим технические характеристики, которые нам заявляет производитель.
- Нативное разрешение UltraHD (3840 x 2160 пикселей). Размер матрицы при этом остался такой же, как и в первом поколении XW – 0.61 дюйма.
- Лазерный источник света с паспортной яркостью 2200 люмен (т.е. яркость увеличена относительно предшественника на 10%).
- По заявлениям производителя проектор обеспечивает 95 процентов охвата цветового пространства DCI-P3 без применения светофильтра, снижающего яркость.
- Уже указанный процессор XR (специально оптимизированный для проекторов) обеспечивает, помимо прочего, функции XR Dynamic Tone Mapping и XR Deep Black.
XR Deep Black — это новая технология, объединяющая гамма-манипуляцию и лазерный димминг, которая улучшает контрастность и детализацию в тёмных сценах, делая чёрный цвет более глубоким, динамически оптимизируя его уровень в каждом кадре.
Дополнительным бонусом использования лазерного димминга является снижение энергопотребления в темных сценах и продление срока службы источника света. Sony заявляет о том, что применение XR Deep Black происходит без ущерба для цветопередачи и яркости бликов.
Теперь пару слов о том, что касается поддержки входных сигналов. В отличие от XW5000, новая модель имеет на борту HDMI 2.1 с поддержкой 4К/120Hz и Auto Low Latency Mode (ALLM) или «автоматический режим низкой задержки». Время задержки ввода (Input Lag) — 12 миллисекунд при 4K/120Hz и двадцать одна миллисекунда при шестидесяти герцах. Объектив у 5100 остался, как и в предшественнике, с ручной регулировкой, зумом х1.6 и сдвигом по вертикали на +/- 71% и по горизонтали на +/- 25%.
Коэффициент проекционного расстояния объектива – от 1.38 до 2.21. Стоит отметить также функцию Aspect Ratio Scaling — это цифровая адаптация размерности изображения для экранов Cinemascope (2.35:1). Она может вписать изображение с размерностью 16x9 в экран 2.35:1.
Проектор выполнен в современном минималистичном дизайне, как и все проекторы Sony серии XW. Его габариты таковы: ширина – 460 мм, высота 200 мм и глубина 472 мм. Вес аппарата составляет около 13 кг. Это делает XW 5100 самым легким проектором с нативным 4K на рынке, что значительно упрощает его установку, особенно при потолочном креплении.
Традиционно для Sony разъемы расположены сбоку. В их числе: два порта HDMI 2.1, порт для подключения к локальной сети, вход для внешнего инфракрасного приемника и триггерный выход для автоматического управления моторизованным экраном и другим оборудованием, а также порт RS-232C для внешних систем управления и порт USB для обновления прошивки. Кнопки на корпусе проектора обеспечивают доступ ко всем основным настройкам: включение/выключение, выбор источника, навигация по меню.
Крупный пульт дистанционного управления с подсветкой имеет интуитивно понятное расположение кнопок и удобно лежит в руке.
Теперь перейдем к результатам измерений. Максимальная яркость, которую может выдать проектор в режиме Bright TV при максимальном зуме объектива, составила 2140 люмен. В калиброванном режиме Reference она снижается до 1820 люмен. Напомню, что ранее мы проводили измерения прошлой модели – XW5000 и яркость у нее составила 1970 и 1710 люмен соответственно. Формально мы видим повышение яркости относительно предшествующей модели, но ее измерение происходит на белом поле, а как себя проектор поведет на реальном материале, особенно в HDR — другой вопрос. Напомню, что XW5000 в HDR показывал заметное снижение общей воспринимаемой яркости кадра.
Максимальная on/off контрастность в режиме Bright TV на минимальном зуме составила 23.700:1, а в режиме Reference - 17.400:1. А вот шаблон с яркостью 1% ADL показал не самый выдающийся результат - 7.600:1, при этом на черном шаблоне с двумя белыми пикселями - 13.600:1. Все это с большой вероятностью свидетельствует о том, что алгоритм XR Deep Black продолжает работать даже тогда, когда лазерный димминг отключен для целей измерения в меню проектора. Измеренная нами контрастность по методике ANSI составила 300:1.
Прежде, чем переходить к оценке качества работы проектора по синтетическим тестам, нужно написать пару слов об уровне шума. Субъективно проектор очень тихий и при установке под потолок шум его работы точно не доставит неудобств.
Проверка оптической четкости и равномерности фокусировки дала следующие результаты. На тесте Quick Brown Fox при довольно хорошей четкости по центру качество фокусировки при удалении от центра кадра немного ухудшается. Сведение панелей у экземпляра, доставшегося нам на тестирование, оказалось отличным и потребовало лишь минимальной коррекции.
Проверка систем усиления четкости показала, что компании Sony удалось не только сохранить все преимущества и без того превосходного алгоритма Reality Creation, но и за счет возможностей нового процессора XR улучшить их. Алгоритм работает максимально корректно, не привнося заметных артефактов даже на максимальных значениях.
Равномерность на белой и серой заливках хорошая.
Результаты проверки качества цветопередачи проектора «из коробки» нас порадовали — понадобилась лишь небольшая коррекция, чтобы достичь очень хорошего результата на глаз, а аппаратная калибровка не заняла много времени. Что касается так называемых «спеклов», то мы не заметили их ни на однородных заливках, ни на фрагментах фильмов. На черных и смешанных шаблонах проектор показал равномерность, близкую к идеальной.
Тест на бандинг проектор прошел куда лучше, чем модель XW5000 — сказываются преимущества процессора XR.
Затем мы проверили качество тонмаппинга HDR на тестовых паттернах. Тест с плашками до 1000 нит проектор проходит уверенно, вариант с яркостью до 4000 нит уже похуже, но большая часть плашек остается видна, а вот на самом экстремальном шаблоне диапазоном яркости до 10.000 нит XW5100 не может достигнуть ни уровня старших JVC, ни, тем более, madVR, демонстрируя результат, довольно близкий к тому, что мы видели на JVC NZ500 и NZ700.
Для оптимизации воспользоваться различными вариантами настроек тонмаппинга в меню проектора. Вариант настройки HDR tonemapping Mode 3 обеспечивает максимальную проработку деталей, а Мode 1 – максимальную общую яркость кадра.
Функция HDR Enhancer также отвечает за усиление общей воспринимаемой яркости, но ценой детализации в бликах. На кадре из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» наши выводы подтвердились. Даже на настройках по умолчанию проектор впечатляет сочетанием темных тонов и ярких вспышек, а за счет регулировок параметров HDR можно сбалансировать изображение по вкусу. В любом случае, прогресс относительно XW5000 очевиден и за это компанию Sony стоит похвалить.
Далее мы проверили качество передачи движения. И проектор сразу продемонстрировал свою сильную сторону — SXRD матрицы в тандеме с процессором XR творят чудеса — передача движения отличная, картинка даже в самых динамичных кадрах не рассыпается и не превращается в слайд-шоу, обеспечивая как достойную плавность, так и разборчивость деталей. Включение функции интерполяции кадров на значении Low показало почти полное отсутствие заметных артефактов и искусственности. Даже меня, убежденного противника «уплавнялки», ее работа на XW5100 не вызвала никаких нареканий. Это, пожалуй, лучшая реализация кадровой интерполяции, что мы видели на проекторах Sony. Тем не менее использовать интерполятор на значении high не стоит — появляется ощущение пресловутой «мыльной оперы», а артефакты интерполяции становятся заметны.
Затем мы проверили, как работает динамический лазерный димминг и XR Deep Black. Результаты проверки системы динамического усиления контрастности проектора XW5100 можно оценивать по-разному. С точки зрения результата, который мы видим на экране, XW5100 в отличие от своего предшественника, ощутимо увеличивает глубину темных тонов, не теряя детализации в тенях и, что самое главное, сохраняя впечатляющую яркость бликов, особенно важную в HDR контенте. При этом даже в самых сложных сценах и на максимальном значении лазерного димминга работа алгоритма максимально плавная и незаметная, никаких мерцаний или резких переходов при смене светлых кадров на темные не заметно, как и искажения цветопередачи. Однако, с другой стороны, как уже показали измерения, и подтвердила проверка на реальном материале, — функция XR Deep Black никак не регулируется в меню проектора, и даже принудительное отключение лазерного димминга заметного влияния на изображение не оказывает.
Дальше мы перешли к просмотру фрагментов. Фильм «Невозможное» рассказывает о страшном цунами, произошедшем в Таиланде в 2004 г. В центре его сюжета — не столько безжалостная стихия, сколько судьба членов одной семьи, оказавшихся посреди трагедии. Невероятный реализм и превосходные актерские работы Наоми Уоттс, Юэна Макгрегора и первая роль юного Тома Холланда. К картинке с проектора Sony XW5100 нет никаких замечаний — с первых же кадров фильм просто хочется смотреть и наслаждаться отличным качеством, при том, что это всего лишь обычный FullHD Blu-ray.
Есть фильмы, которые можно пересматривать бесконечно. Для меня фильм Гийома Кане «Не говори никому» — один из них. Это не только увлекательный детектив, но фильм, прежде всего, о любви — безумно красивый, эмоциональный и тонкий. Практически идеальная цветопередача, достойная четкость и контраст на Sony XW5100 радуют глаз в каждом кадре. Картинка естественная и по-настоящему «киношная».
Издание на Blu-ray фильма «13-й воин» Джона Мактирнана не отличается высоким качеством изображения, но проектор благодаря грамотному процессингу будто оживляет видеоряд и полностью избавляет от артефактов компрессии, а хороший контраст делает картинку глубже.
Посмотрите как роскошно выглядит на проекторе одна из самых мощных и запоминающихся исторических драм — «Апокалипсис» Мела Гибсона. Четкость, богатство цвета, контраст — результату, которого достигла Sony в младшей модели обновленной линейки XW, можно только поаплодировать. XW5100 великолепно отрабатывает контент в SDR, который, благодаря качественному алгоритму апскейла, порой трудно отличить от 4К.
В моем личном рейтинге «Запах женщины» — один из лучших фильмов всех времен. Наконец-то мы дождались отличного бережного ремастеринга и издания на UltraHD Blu-ray. Картинка не «вылизанная», видно естественное пленочное зерно, она буквально дышит. Фильм сразу же хочется посмотреть от начала и до конца.
Сцена из финального фильма серии о Гарри Поттере — «Дары смерти. Часть 2» показывает насколько Sony удалось улучшить ситуацию с глубиной черного — никакого намека на серую вуаль не было и в помине, а блики и вспышки на темном фоне сохраняли безупречную яркость.
«Трон-2: Наследие» — это, при всей своей его спорности, типичное для Джозефа Косински визуальное пиршество. Посмотрите на картинку, которую рисует Sony XW5100 на экране Stewart — трудно поверить, что это обычный Blu-ray, а не UltraHD.
Научно-фантастический фильм 2012 г. «Воспоминания» с Хью Джекманом и Ребеккой Фергюсон можно критиковать за сценарные недоработки, но видеоряд на UltraHD и проекторе Sony XW5100 вызывает только восторг — отличный контраст, детализация и чёткость радуют глаз.
«Лига Справедливости Зака Снайдера», была выпущена в довольно нетипичном для современного издания соотношении сторон 4:3, т.к. фильм был снят в стандарте IMAX и режиссер хотел, чтобы зрители увидели полный кадр, без обрезки. Почти черно-белая цветовая палитра фильма выглядит на проекторе превосходно, равно как четкость и плавность передачи движения в кадре.
Кадры из, пожалуй, самого удачного кроссовера Marvel Cinematic Universe «Мстители: Война бесконечности» подтверждают ранее сделанные выводы — в новой модели Sony не только удалось сделать полноценный динамический тонмаппинг, но и драматически улучшить процессинг сигнала. К картинке трудно предъявить какие-либо претензии.
В завершение тестирования мы решили провести экспресс-сравнение Sony XW5100 с конкурентом от JVC — моделью DLA-NZ500.
На ярких кадрах из UltraHD издания фильма «Злая: Сказка о ведьме Запада» JVC NZ500 был ярче, чем Sony XW5100, но дело тут не в мощности источника света, а в особенностях алгоритма тонмаппинга — NZ500 ориентирован на максимальную общую яркость, а XW5100 при настройках по умолчанию обрабатывает тональную кривую так, что бы сбалансировать изображение в темных и светлых областях. А в том, что касается воспринимаемой четкости и качества передачи движения, безоговорочным лидером можно назвать Sony, да и в целом картинка на нем смотрелась более цельной за счет качественного процессинга.
А вот в сцене из мультфильма «Братья Супер Марио в кино» однозначную победу одержал Sony, его алгоритм динамического тонмаппинга позволил более фактурно прорисовать детали в ярких участках и показать богатую цветовую палитру. JVC был ярче, но во всем остальном проиграл конкуренту. И кроме того, на JVC был заметен цифровой шум, который мы отметили при тестировании NZ500 и NZ700.
Обратите внимание на прорисовку текстуры облаков на небе, контраст, насыщенность и разделение полутонов на дороге, детали и цвет на шапке и светотеневой рисунок на лице героя. Попытка скорректировать настройки NZ500, установив параметр HDR Quantizer на Auto (Normal), практически ничего не изменила.
На очень темных кадрах из «Прибытия» JVC, напротив, выдавал более объемное изображение, с лучшей насыщенностью и существенно более глубоким черным, чем на Sony.
Посмотрите на цвет костюмов, глубину темных тонов и проработку деталей в тенях, в особенности на стенах.
На монохромном фрагменте из фильма «Рома» NZ500 не удалось сохранить нейтральность цветопередачи - ярко совещенные участки неба имели слегка желтоватый оттенок на зависимо от корректировок цвета в меню, на Sony же таких проблем не было. Возможно, это связано с особенностями работы фосфорного колеса у JVC NZ500.
В сцене сцене драки из «Обливиона» Sony был лучше JVC буквально во всем — от общей сочности картинки и четкости до передачи движения, цветопередачи и насыщенности. Парадоксально, но при более высоком значении ANSI контраста у JVC, эта сцена выглядит на нем плоской и безжизненной.
По итогам сравнения можно сделать уверенный вывод — в большинстве случаев преимущества Sony XW5100 в части цветопередачи, четкости и передачи движения были очевидны для всех участников тестирования, лишь буквально в паре сцен JVC NZ500 удалось показать более интересную картинку.
В финале тестирования мы решили посмотреть, как XW5100 справляется с современными играми и подключили его к Sony Play Station 5 Pro. На 120 Гц и при минимальном input lag реакция на действия игрока молниеносная, а картинка не только очень плавная, но и с великолепной передачей всех, даже самых мелких деталей. На большом экране и с многоканальным звуком Dolby Atmos геймплей захватывает сразу же, давая уровень погружения, не достижимый ни для телевизора, ни для, тем более, обычного монитора. HDR работает безупречно, создавая максимальный реализм. Даже мне, человеку давно отошедшему от игр, было безумно интересно вновь погрузиться в процесс.
Результаты тестирования мы обсудили с приглашенными экспертами. Посмотреть обсуждение можно в ролике (с 00:20:39).
Подводя итог, можно заключить, что компании Sony удалось сделать младшую модель обновленной линейки XW лучше во многих отношениях. Нас очень впечатлила работа лазерного димминга, благодаря которой темные сцены уже не выглядят плоскими, а контрастность субъективно выглядит значительно лучше, чем на модели XW5000. Да, объектив не отличается ни моторизацией, ни премиальным оптическим качеством, но благодаря работе процессора XR воспринимаемая четкость в реальном контенте остается вполне достойной, а передачу движения можно признать выдающейся для этого класса проекторов.
Однако при принятии решения о покупке проектора XW5100 нужно учитывать то, что размер экрана для него желательно ограничить 120 дюймами, на 135 его яркости хватало, но без какого-либо запаса. С учетом измерений, которые показали формально возросшую относительно модели XW5000 яркость на белом поле, объяснение этому лишь одно — это результат работы неотключаемого алгоритма XR Deep Black, который приводит к снижению воспринимаемой яркости, особенно в HDR. Фактически это цена, которую приходится платить за увеличение глубины черного.
Если же попытаться обобщить все увиденное, то можно сделать однозначный вывод. По совокупности достоинств Sony XW5100 — это лучшее на данный момент решение для входа в лазерную проекцию с нативным 4К разрешением. Аппарат получился очень сбалансированным во всех отношениях, с по-настоящему кинотеатральной картинкой, которая моментально вовлекает в просмотр фильмов. А еще это проектор, способный открыть новый опыт в видеоиграх.
Купить проектор Sony XW5100 с надежной гарантией вы можете в компании AVnirvana. Для подписчиков Telegram-канала AVnirvana и участников форума — компания предлагает специальные условия для приобретения этого и других проекторов. Предложение ограничено!
Если вы хотите сами оценить проектор Sony XW5100 и увидеть его вживую, сравнить с конкурентами и подобрать лучшее решение для вашего домашнего кинотеатра, приезжайте в шоурум компании AVnirvana. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новых обзоров и обязательно напишите свои вопросы в комментариях!