В этой перманентной борьбе мы и не такие задачи решали, поэтому можно не сомневаться – всё у нас получится!
Москва, теплый вечер. Не умолкает гул тысяч автомобилей на городских шоссе, заполнены летние веранды кафе и ресторанов. Люди разговаривают, смеются, флиртуют, парочки тесно прижимаются друг к другу и вполголоса воркуют о чём-то очень своём.
Бесшумными тенями мелькают официанты, мимо посетителей за столиками, на которых бутылки – благородный бордовый, или терракотовый, или алый отблеск красных вин, цвета бабочки–лимонницы или светло-соломенного – вин белых. И прозрачность водки, светлое золото или тёмный янтарь коньяка в хрустале графинов. А ещё, конечно, мясные деликатесы, от грубых кусков дымящихся шашлыков до самых изысканных рецептов, салаты…
Мирный город, мирные люди, народ отдыхает. И точно так же в Питере, Казани, Самаре, Симферополе, сотнях других российских городов. Совершенно не чувствуется, что не так уж далеко, на территории бывшей братской страны, идёт война.
А ведь она не только конвенциональная, с противоборствующими сторонами на линии фронта . Всех этих расслабленных людей она задевает тоже - потому что ещё и гибридная, в том числе экономическая и информационная. Цель её «на пустом месте» вызвать недовольство населения, подорвать нашу государственность изнутри - как это получилось в 1917-м и 1991-м. То есть попытаться победить нас на внутриполитическом контуре, раз на линии фронта и близко не получается.
· Поэтому ничего удивительного, что в России, в числе многих других соответствующих мероприятий, началась последовательная работа по ограничению использования иностранного программного обеспечения, в том числе коммуникационных сервисов. И, поскольку она весьма серьёзна, то проводится комплексно.
Так, раз здесь есть немалая экономическая составляющая, то сразу вспоминается налогообложение. Ведь компании, владеющие иностранным мессенджерами, например, Telegram и WhatsApp, прилично зарабатывают. Зарабатывают и на рекламе, и в корпоративном сегменте, создавая каналы для рассылки сообщений и взаимодействия с клиентами напрямую. Это включает как обычные переписки, так и транзакционные операции — например, покупку билетов или оплату товаров. А ещё это создание коммерческих каналов с расширенной аналитикой, интеграция платёжных систем, возможность создания интернет-магазинов внутри платформы.
И российский потребитель «голосует» за всё это своими деньгами, что показывает востребованность данных сервисов – просто отменить, убрать их нельзя. Но, конечно, надо стремиться, чтобы на всём перечисленном зарабатывали российские мессенджеры, с пополнением нашего же бюджета. Потому что если Телеграм, по крайней мере, часть налогов платит в РФ, то компания Meta, которая владеет WhatsApp, является налоговым резидентом США.
Однако, наибольшая проблема в том, что эти программы ещё и занимаются конкретной враждебной деятельностью. В частности, они собирают данные о российских гражданах, чем наверняка пользуются враждебные разведки и спецслужбы.
А ещё иностранные мессенджеры увиливают от соблюдения российских законов. И, тем самым, они создают идеальную среду для преступников всех мастей. Данные сервисы стали основной площадкой для кибермошенничества, для торговли персональными данными и вербовки диверсантов, а также используются в информационной войне против России, в том числе для распространения "фейков".
И особую угрозу иностранные мессенджеры представляют для детей, поскольку содержат вредоносный контент: информацию о наркотиках, порнографические материалы, призывы к участию в диверсионной деятельности.
А ещё, конечно, они очень опасны из-за суицидальных групп в мессенджерах, или «ролках». Ведь к последним дети относятся как к обычным компьютерным играм. Участники там создают персонажа, например, в стиле аниме, и выполняют задания, но в какой-то момент действующее лицо призывают к самоубийству. Подросток, поставивший знак равенства между собой и своим героем, может принять это на свой счёт.
Контролировать же подобные игры сложно: чаты закрытые, выявить владельцев невозможно. Техподдержка мессенджеров редко блокирует «ролки», мотивируя тем, что страшные призывы и задания адресованы не человеку, а его аватару.
Конечно, можно было бы по-философски ограничиться констатацией, что очень многие вещи в этом мире, в том числе как бы и самые безусловные достижения цивилизации, технологии и изобретения, приносят как вред, так и пользу.
Однако, мы живём в обществе, продуктом развития которого является государство, с массой категорически необходимых для нас задач и функций. А основной целью государства, представляющего собой очень определённый, жизненно необходимый институт, является общее благо для его граждан. В первую очередь оно выражается в их защите, создании хороших условий для существования. Соответственно, любое государство должно купировать и угрозы, идущие от мессенджеров.
Конечно, отечественные сервисы, как то «ТамТам», от Mail.ru Group, VK Messenger или корпоративные (Яндекс Мессенджер, «Пачка», компании «Примавера», «РОСЧАТ», компании «ИТСофт»), потенциально тоже могут нести некоторую опасность. Но их, внутри нашей страны, контролировать легче.
В первую же очередь приходится озадачиться угрозами, которые могут идти от иностранных и транснациональных мессенджеров. И здесь, конечно, надо использовать опыт стран, у которых бОльший, чем у новой России, опыт стабильного существования государства.
Конечно, такая практика стран Запада, которые называют Россию врагом, нам тоже всё равно полезна. Например, США – с одной стороны, там нет законодательных ограничений для отслеживания общения иностранцев на территории страны. Однако в 2024 году был принят закон о надзоре за иностранной разведкой (FISA), который позволяет правительству собирать информацию о коммуникациях иностранных граждан, получая доступ к записям от поставщиков услуг связи и телефонов.
И, наверняка именно с подачи США, в ЕС в этом плане тоже активизировались. Там обсуждается инициатива Chat Control — законопроект, который предполагает автоматическое сканирование переписки пользователей и вложенных файлов, чтобы выявлять запрещённый контент. Проверка будет касаться даже личных и зашифрованных сообщений, которые сейчас недоступны для чтения третьими лицами.
А в июле 2025 года 19 стран ЕС уже и официально одобрили проект в Совете Евросоюза — Франция, Италия, Нидерланды, Дания, Польша, Чехия, Венгрия и др. Невзирая на то, что он как угрожает личной переписке и конфиденциальности, так как ослабит защиту, используемую в мессенджерах.
Но, как говорил ещё выдающийся русский философ Иван Ильин, «Запад нам не указ». Поэтому внимательно посмотрим на другой опыт - дружественного Китая, который всё больше, невзирая на огромные экономические связи с Западом, начинает понимать необходимость борьбы с враждебным влиянием их иностранных мессенджеров
Если более конкретно, в Китае ещё с 2003-го года действует строгая интернет-цензура, известная как «Великий китайский файрвол». Она использует систему «Золотой щит», которая фильтрует доступ пользователей к сайтам и интернет-услугам.
Из-за этого привычные мессенджеры, вроде WhatsApp*, Telegram, Viber или Facebook Messenger, сейчас либо полностью заблокированы, либо работают нестабильно. В результате жители страны активно используют свои собственные приложения. Кстати, последние нередко сочетают в себе функции чатов, социальных сетей и даже платёжных систем.
И мы, в России, хоть и не настолько кардинально, идём по такому же пути. Так, с 1 июня 2025 года вступил в силу закон №41-ФЗ, который запрещает - российским банкам, страховым компаниям, соцсетям - общаться с клиентами в иностранных мессенджерах. Под запрет попали такие мессенджеры, как WhatsApp*, Telegram, Viber, Microsoft Teams, WeChat, Signal, Discord и другие зарубежные приложения.
Конечно, ответственные за вышеуказанные изменения не строят иллюзии, что наши мессенджеры - в частности, новый, Max - уже завтра станут не хуже иностранных, над которыми их изготовители работали многие годы (например, WhatsApp-у уже 16 лет). Ещё и поэтому, пока запрет касается только сообщений, которые содержат платёжные документы, персональные данные, данные о безналичных переводах и другие сведения.
Однако есть политическая воля российской власти, есть наше желание быть полностью независимыми от государств, официально называющих нас врагами, есть желание не наступать очередной раз на их «грабли».
А ещё наша Россия всю свою историю, с небольшими перерывами, живёт во враждебном окружении, периодически устраняя очередные агрессивные выпады и происки. Поскольку же в этой перманентной борьбе мы и не такие задачи решали, можно не сомневаться – всё у нас получится!
*- WhatsApp и Facebook Messenger принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.
PS: Если понравилось и (или) вы мой соратник, не забываем поддерживать и рекомендовать текст. И подписываемся, чтобы ничего не пропустить.
* * *
Ссылки
1. Моя Россия меня бережет, или почему россиянам навязывают новый мессенджер - официальная версия
2. Ссылки на мои интернет-ресурсы, тексты и другие материалы
https://zen.yandex.ru/media/id...
13 сентября 2025 г.