Сегодня мало кто помнит актёра Владимира Изотова, а ведь в своё время его знала вся страна. Наибольшую славу ему принесла роль Васеньки Сарафанова в культовой драме «Старший сын». Помимо этого, артист успел сняться в приключенческом фильме «Поединок в тайге», исторической ленте «Ярославна, королева Франции», в социальной драме «Честный, умный, неженатый…» и ряде других картин.
К сожалению, пик его творческой биографии пришёлся на первые годы работы в кино. После яркого старта Владимиру Викторовичу доставались в основном роли второго плана или эпизоды. В личной жизни ему тоже не везло: артист болезненно переживал одиночество, а женщины, которые оказывались рядом, чаще всего проявляли интерес не к нему самому, а к его московской квартире.
В 1990-е годы Изотов внезапно исчез с экранов, и в течение трёх десятилетий о нём не было никаких известий. В конце 2000-х журналисты пытались выяснить его судьбу и даже предприняли собственное расследование, однако оно не принесло результата. Более того, брат актёра продал их прежнее жильё и вместе с семьёй уехал в неизвестном направлении. Так оборвалась последняя ниточка, которая могла вывести на след Владимира Изотова.
Долгие годы оставалось загадкой, жив ли артист. И только недавно он вновь появился на публике. Оказалось, что актёр сознательно оставил профессию и предпочёл полное уединение, отказавшись от всякой публичности.
О том, как сложилась жизнь замечательного актёра и почему сегодня он вынужден жить в нищете, читайте в нашей публикации.
Владимир Изотов: биография и детство
Будущий артист Владимир Изотов родился в Москве 10 сентября 1955 года в самой обычной советской семье. Подробностей о его ранних годах сохранилось немного. Известно лишь, что с детства он проявлял творческое начало, был впечатлительным и очень ранимым ребёнком.
Ещё во время школьной учёбы Владимир твёрдо решил посвятить свою жизнь сцене и кинематографу. Мальчик мечтал о театре и съёмках, поэтому после получения аттестата без раздумий поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Ему повезло попасть в мастерскую выдающегося режиссёра и педагога Андрея Александровича Гончарова — это стало настоящим подарком судьбы.
Студент быстро проявил себя как старательный и одарённый ученик. Гончаров, занимавший в то время должность главного режиссёра Театра имени Маяковского, активно привлекал своих лучших студентов в спектакли, доверяя им эпизоды и небольшие роли.
Изотов оказался среди счастливчиков, кому удалось выйти на сцену уже с первого курса. Он участвовал в постановках «Неопубликованный репортаж», «Да здравствует королева, виват!» и ряде других спектаклей, где постепенно набирался опыта.
Звёздный успех в киноленте «Старший сын»
Начинающий артист, обладавший тонкой душевной организацией, умел вживаться в образы настолько естественно, что казалось, он проживает судьбы своих героев, а не просто играет их на экране. Именно поэтому его способности были замечены довольно рано: ещё в студенческие годы Изотов получил одну из ключевых ролей в психологической драме Виталия Мельникова «Старший сын».
После выхода картины на широкие экраны имя Владимира сразу стало известно всей стране. Его герой — инфантильный и трогательный Васенька Сарафанов, влюблённый безответно в соседскую девушку, — оказался настолько живым и правдоподобным, что зрители мгновенно полюбили актёра.
Особым подарком судьбы стала работа бок о бок с признанными мастерами сцены и экрана: Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским, Светланой Крючковой и другими.
Критики отмечали, что игра Изотова ничуть не уступала, а порой даже превосходила игру более опытных партнёров. Однако превзойти свою дебютную звёздную роль в дальнейшем ему так и не удалось.
Сразу после съёмок предложения от режиссёров посыпались одно за другим, но принять их молодой артист не имел права — студентам ГИТИСа участие в кино было строго запрещено. Для работы в «Старшем сыне» сделали исключение, но на другие проекты Изотов согласиться не мог.
Лишь в 1977 году, окончив институт, он смог вновь вернуться на съёмочную площадку, сыграв небольшую роль в приключенческом фильме «Поединок в тайге».
Дальнейшие работы тоже были эпизодическими или второстепенными. В 1978-м он появился в исторической картине «Ярославна, королева Франции», где сыграл странствующего рыцаря Ромуальда. Позже были образы в фильмах «Здравствуйте, я приехал!» и «Ключ», однако затем интерес режиссёров к молодому актёру постепенно стал угасать.
Дальнейший творческий путь
После окончания ГИТИСа исполнитель главной роли в драме «Старший сын» по распределению оказался в труппе Театра на Малой Бронной. Любопытно, что его наставник Андрей Гончаров пригласил в Театр имени Маяковского почти десяток выпускников своего курса, но именно Изотова среди них не оказалось. Многие считают, что если бы Владимир попал в труппу к знаменитому педагогу, его творческая судьба могла бы сложиться куда удачнее.
На Малой Бронной Владимир Викторович прослужил около пятнадцати лет и за это время сыграл более тридцати ролей, и ни одной главной. Впрочем, даже в эпизодах артист всегда работал с максимальной отдачей. Среди спектаклей с его участием были «Волшебник Изумрудного города», «Три сестры», «Голый король», «Женитьба» и многие другие постановки.
В 1991 году Изотов неожиданно написал заявление об уходе. Причины этого шага оставались загадкой. Одни полагали, что он устал от второстепенных ролей, другие считали, что он хотел, как многие в те годы, попробовать себя в бизнесе. Ходили слухи и о неудачном романе, который мог подтолкнуть его к такому решению.
Один из его близких друзей и однокурсников, актёр Виталий Москаленко, вспоминал:
«Володя был очень застенчивым человеком. Он никогда не умел просить для себя лучших ролей и тем более не мог навязываться режиссёрам. Всегда соглашался на второстепенные роли, хотя вполне тянул на главные. В итоге он так и не сумел раскрыть весь свой талант. А ещё его мучило одиночество — построить личную жизнь у него не получалось. Женщины, которые появлялись рядом, в действительности мечтали лишь о его шикарной московской квартире, доставшейся по наследству».
После ухода из театра Владимир оборвал все контакты с коллегами. По словам очевидцев, его видели в самые разные периоды — то заправщиком на АЗС, то просто бесцельно блуждающим по московскому метро в неопрятном виде.
В конце 1990-х Изотов решил вернуться в профессию и попытался устроиться в Царицынский ТЮЗ, но там ему отказали.
Неожиданное возвращение
Кульминации слухи о Владимире Изотове достигли в 1998 году, когда в СМИ появилась новость о его гибели. Позднее выяснилось, что погибший человек оказался его полным тёзкой. Однако именно эта информация подтолкнула журналистов к новым поискам артиста.
Им удалось выйти на брата Владимира, но тот наотрез отказался что-либо рассказывать, а сам актёр категорически не хотел контактировать с прессой и предпочитал хранить глухое молчание.
После этого о нём снова ничего не было слышно целых двадцать с лишним лет. Лишь в мае 2022 года Изотов неожиданно появился на телевидении и согласился рассказать о своей судьбе.
Телезрители с трудом узнали в худом седовласом старике с длинной бородой того самого обаятельного героя из «Старшего сына». В эфире стало известно, что ещё три десятилетия назад актёр лишился квартиры из-за обмана риэлторши. Женщина предложила продать жильё, когда-то подаренное ему бабушкой, но присвоила деньги и сбежала за границу, оставив его ни с чем. Причем что удивительно, сам Изотов в передаче говорил об этом спокойно, без злобы.
Сегодня артист обитает в старой квартире своей матери. Жилище находится в плачевном состоянии: ободранные сырые стены, протекающий потолок, вздувшийся пол, искрящаяся проводка, вместо занавесок грязные рваные тряпки, а в раковине гора грязной посуды.
Чтобы хоть как-то выживать, Владимир пытается продавать собственные картины, стихи, музыкальные произведения и поделки из глины. Но доход от этого мизерный, поэтому ему приходится жить более чем скромно, если не сказать в нищете.
«Я живу на подачки, другого выхода нет. Все счета оплачивает младший брат, на него же я оформил завещание. Я стараюсь экономить: покупаю муку и пеку пирожки с начинкой из крапивы или одуванчиков. В мае они как раз растут, добавляю туда картошку, овощи», — рассказал он о своём быте.
На той же программе Изотов объяснил и причины своего ухода из театра. По его словам, в труппе на него взвалили слишком большой объём обязанностей, и он просто не выдержал.
«Я устал. Все ушли, а работа легла на меня. А ведь жил я далеко… Физически было невозможно. Думаю, если бы остался, меня бы уже не было в живых», — признался актёр.
После увольнения он даже попробовал устроиться охранником в свой родной театр, но проработал всего месяц, после чего окончательно покинул родные стены.
Сегодня, достигнув 70-летнего возраста, Владимир Изотов не собирается возвращаться ни в кино, ни на сцену. Судя по всему, он смирился с жизнью в бедности и одиночестве, которые уже не кажутся ему столь тягостными.