Найти в Дзене
Душа в строках

Сыночка-корзиночка.

Доченька, ты почему не ешь? Я ведь приготовила твои любимые пирожки с грибами и овощной салат, как ты любишь. Сейчас пожарю котлеты и сделаю пюре, — сказала Варвара, обращаясь к своей тридцатилетней дочери, которая сидела за столом с усталым видом.
Катя недоверчиво взглянула на мать и задумчиво хмыкнула. Она никогда прежде не слышала, чтобы мама разговаривала с ней так мягко и ласково, да еще готовила её любимые блюда. Обычно Варвара приглашала дочь только тогда, когда хотела чего-то от неё добиться. Катя хорошо об этом знала, поэтому сидела напряженно, ожидая, чего в этот раз захочет мать.

— Мам, я очень устала! Давай лучше сразу поговорим. Я ведь вижу, что ты хочешь мне что-то сказать. Говори прямо, что случилось, — попросила Катя, заметив, что мать ведет себя необычно.
— Да, доченька, поговорить нам действительно нужно. Речь пойдёт о нашей семье...
— Я правильно понимаю, что опять речь пойдет об Артуре? — разочарованно усмехнулась Катя и покачала головой. — Что в этот раз стряслось?
— Ты ведь знаешь, что Артур с Леной собираются продавать свою однокомнатную квартиру и использовать деньги от продажи в качестве первого взноса по ипотеке. Леночка ждёт двойню, им нужно расширяться. Нельзя больше жить в маленькой квартире на окраине города.
— Прекрасно, но почему ты говоришь об этом мне? Какое отношение это имеет ко мне? — раздраженно спросила Катерина, понимая, что мать снова собирается просить её помочь брату.
— Они планируют сдавать ипотечную квартиру в аренду, иначе не смогут выплачивать ежемесячные платежи. А у тебя двухкомнатная квартира в центре города, причем с хорошим ремонтом. Ты могла бы уступить её брату и временно переехать ко мне, хотя бы на пару лет, пока Артур не устроится на постоянную работу и не встанет на ноги.

Слова матери поразили Екатерину. Она ошарашенно посмотрела на неё и изумленно вскрикнула, не веря собственным ушам:
— Мам, ты серьёзно предлагаешь мне переехать к тебе? Ты вообще понимаешь, что говоришь? Меня удивляет твоя настойчивость. Когда дело касается твоего обожаемого сынка, ты теряешь здравомыслие. Интересно, почему я, тридцатилетняя женщина, должна жить с тобой в старой, тесной однокомнатной квартире? Почему бы самому Артурчику не переехать к тебе вместе с женой? Но нет, они никогда так не сделают. Им необходим комфорт, а мне он якобы не нужен. Получается, ты хочешь лишить меня собственного жилья? Просто невероятно!
— Но ты же живешь одна в просторной квартире, ты не замужем, у тебя нет ни мужа, ни детей, а у Артурчика вскоре появятся дети. Тебе положено поддерживать брата и сделать для него всё возможное.
— Нет! — крикнула Катерина, вне себя от возмущения, и резко ударила кулаком по столу. — Я вовсе не обязана ему помогать. Я и так всю жизнь оказывала поддержку. Хватит с меня. Моё жильё досталось мне огромным трудом. Практически с пятнадцати лет и до сегодняшнего дня я вкладывала все силы, чтобы перебраться в центр города. Пока Артур развлекался с друзьями ночами напролёт, проводил время в клубах, отдыхал на морях и горах, наслаждался жизнью, я трудилась без отдыха и сна. Никто не знает, с каким трудом я приобрела эту двухкомнатную квартиру. Теперь вы хотите забрать её у меня? Ни за что! Я не перееду к тебе. Если тебе так дорога судьба сына, продай свою квартиру и отдай вырученные средства ему.

Варвара покраснела от злости, услышав резкие слова дочери. В порыве ярости она ударила Катю по лицу. Щека девушки пылала, но гораздо сильнее пылала её душа, полная горечи и обиды.
— Проваливай отсюда! — завизжала Варвара, презрительно рассматривая дочь. — Ты эгоистка. От тебя никакой пользы. Лучше б я тебя не рожала. Зря тратила на тебя свою красоту и здоровье. Для тебя такие слова, как «семья» и «кровные узы», ничего не значат. Убирайся прочь. Твоё равнодушие глубоко задевает меня.

Катя выбежала из квартиры, заливаясь слезами. Опустившись на ближайшую скамью, она попыталась успокоиться и привести мысли в порядок. Девушка чувствовала, как разрывается её сердце. В голове крутилась единственная мысль: почему родная мать так её ненавидит? Где она допустила ошибку? Воспоминания детства всплывали в памяти, причиняя ещё большую боль.
Варвара никогда не относилась к своим детям одинаково. Как это часто случается, младший ребёнок с первых минут жизни занял центральное место в сердцах родителей. Центр вселенной — Артурчик, чьё каждое желание мгновенно выполнялось заботливыми мамой и папой. Катя росла, словно сорняк в саду, никому не нужный. Лишь бабушка души не чаяла в девочке. Артур быстро усвоил свою значимость и начал злоупотреблять положением. Дни рождения младшего отпрыска отмечали с грандиозным размахом, а про праздники Кати почти всегда забывали. Про подарки девушке можно было забыть. Она донашивала старые вещи за кузинами, а для Артурчика всегда приобретали новую, модную одежду. То же самое касалось игрушек. Кате доставались сломанные куклы и повреждённые книжки, а для брата покупали дорогостоящие развлечения и качественную канцелярию.

Артур вырос избалованным ребёнком. Он не имел представления о таком понятии, как ответственность и сострадание к окружающим. Брат превратился в классического потребителя. Отношения с ним складывались непросто. Катя покинула родительский дом сразу после завершения учёбы в школе и поступила в университет, начав жить отдельно. Любимая бабушка Кати за несколько лет до смерти продала свою двухкомнатную квартиру и приобрела две однокомнатные, чтобы обеспечить внукам крышу над головой. С благодарностью и нежностью Катя вспоминала единственного близкого человека в своей жизни.
Катя долго восстанавливалась после тяжёлых разговоров с матерью и её жестоких высказываний, которые буквально разорвали её сердце на куски. В тот день она окончательно уверовала в то, что у неё никогда не было настоящей семьи, что она являлась лишь средством достижения целей для матери и брата.
Несколько недель прошло после той тяжёлой встречи с матерью. Катя никак не могла оправиться от пережитой душевной боли и унижения. Вспоминая случившееся, она чувствовала пустоту и угнетающую душу тоску. Будто мир рухнул, оставив её совершенно одну посреди большого шумного города. Однако именно эта внутренняя тишина позволила Екатерине впервые трезво оценить свою жизнь. Она поняла, что пройденные трудности и испытания сделали её тем человеком, которым она стала сейчас.

Катя оказалась сильной, волевой и целеустремлённой женщиной, способной воплотить мечты в реальность. У неё была своя квартира — тёплое, уютное место, где она черпала силы и спокойствие. Ей стало понятно, что нельзя больше ожидать любви и одобрения от тех, кому она не нужна. Пришло время отпустить прошлое и двигаться вперёд. Это решение освободило девушку от боли, старых детских обид и открыло дорогу к новому счастью.
Спустя два месяца Катя читала книгу в гостиной, когда раздался звонок в дверь. Она замерла от неожиданности, увидев на лестничной площадке свою мать. Варвара горько плакала, вытирая платком слёзы, струящиеся по щекам. Женщина выглядела удручённой и подавленной. Катя встревожилась, увидев маму в таком состоянии.
— Мама, что с тобой случилось? — обеспокоенно спросила она.
— Доченька, прости меня. Ты была абсолютно права, — зарыдала женщина, судорожно всхлипывая. — Артур выгнал меня из квартиры.
— Как это возможно? — ахнула девушка. — Объясни подробнее, что произошло?
Варвара сквозь слёзы поведала Кате, как сын убедил её продать однокомнатную квартиру и вложить вырученные средства в ипотеку. Долгое время Катя не могла поверить услышанному.
— Артур обещал, что мы станем одной большой и дружной семьёй, что найдёт хорошую работу и кардинально изменится, — продолжала рассказывать Варвара. — Сначала всё казалось замечательно, я была счастлива. Но счастье оказалось мимолётным. Вскоре я почувствовала себя чужой и нежеланной. Сын начал требовать у меня скромную пенсию, утверждая, что я должна оплачивать расходы на питание и жильё. Так я осталась совсем без денег, даже лекарства купить не могла. Позже невестка выставила меня из квартиры, сказав, что молодая семья нуждается в личном пространстве. Уже две недели я проживаю у Зины, помнишь нашу соседку? Она меня приютила. Не знаю, что мне теперь делать! Ты была права насчёт Артура, а я была слепа! Мне пришлось отдать ему всё, что имела, а он...
— Жаль, мама, что человек осознаёт свои ошибки лишь тогда, когда жизнь больно ударит, — грустно вздохнув, произнесла Катя и впустила мать внутрь квартиры. — Артур поступил низко и подло, и я не смогу оставить это без последствий для него. Завтра утром поговорю с моим знакомым адвокатом. Может быть, удастся что-то предпринять. А пока оставайся со мной. Места вполне достаточно.
Варвара крепко обняла дочь и поцеловала её в лоб.
— Спасибо, милая. Прости меня за всё. Я очень виновата перед тобой. Моя слепая любовь едва не сгубила меня саму. Бог справедливо наказал меня, и я заслуживаю этого наказания.
Катя промолчала. С одной стороны, ей искренне было жаль мать, попавшую в бедственное положение на склоне лет, с другой — она чувствовала, что справедливость восторжествовала. Бумеранг вернулся к Варваре.

Утром Катя встретилась со знакомым юристом и поделилась с ним ситуацией, однако адвокат не смог порадовать девушку хорошими новостями. Квартира Варвары официально перешла в собственность других лиц, а деньги от её продажи пошли на частичную оплату ипотеки. Более того, Варвара собственноручно подписала дарственную на имя сына.
Жить под одной крышей с матерью Катя не пожелала. Для неё было принципиально важным чувствовать себя единственной хозяйкой в своём доме. К тому же прежние токсичные отношения вытягивали из неё все силы. Тогда Катя нашла для матери небольшую однокомнатную квартиру неподалёку от старого района проживания и оплатила аренду на целый год вперёд. Вскоре Варвара переехала туда.
Со временем отношения между матерью и дочерью заметно улучшились. Варвара осознала свои прошлые ошибки и делала всё возможное, чтобы их исправить. Она регулярно приносила дочери её любимые блюда, которыми та была обделена в детстве. Старалась окружить Катю вниманием и заботой, пытаясь восполнить упущенную любовь. Сначала Катя настороженно принимала знаки внимания, поскольку не привыкла получать от матери тепло безвозмездно, но постепенно сумела простить мать и вновь впустить её в своё сердце. Такое сближение пошло на пользу обеим женщинам.
Материнско-дочерние отношения стабилизировались, и общение с Артуром прекратилось навсегда. Больше они не интересовались его судьбой и делами. У них появился собственный тёплый и уютный мир, выстраданный годами страданий и ошибок.

Позже, выйдя замуж и родив дочь, Катя с удовольствием наблюдала, как Варя превращается в самую внимательную и добрую бабушку для внучки. Она щедро одаривала девочку теми любовью и заботой, которых когда-то была лишена её собственная дочь. Глядя на крепкую взаимосвязь между двумя самыми важными женщинами в своей жизни, Катя чувствовала, как её сердце наполняется тихой радостью и умиротворением.