И вот мы подходим к завершающему этапу нашего путешествия по парикмахерскому искусству древних времён. Сначала стрижка и уход за волосами были исключительно вопросом гигиены, символом чистоты и здоровья. Но постепенно мастерство превращается в искусство, а парикмахерское ремесло — в моду.
Прически становятся отражением статуса, вкуса и культурных ценностей. Волосы учат людей самовыражению, а мастера — демонстрируют творческий талант и умение сочетать красоту с техникой. Именно в этот период зарождается фундамент того, что мы сегодня называем парикмахерским искусством: гармония эстетики, мастерства и индивидуальности
Представьте шумный Рим времён императоров. На Форуме спорят сенаторы, по улицам идут торговцы, а в маленьких лавках кипит другая жизнь: тонсоры — римские парикмахеры — бреют, стригут и создают модные укладки, без которых невозможно выйти «в свет».
Парикмахерские в Риме были больше, чем места ухода за волосами:
• там обсуждали последние новости,
• делились сплетнями,
• решали даже политические вопросы.
Тонсоры брили, стригли, ухаживали за бородами и волосами, предлагали массажи с маслами. Для многих римлян визит к парикмахеру был ежедневным ритуалом.
Римлянки славились своими сложнейшими прическами.
• В эпоху империи женщины носили высокие укладки, которые фиксировались шпильками, нитями и даже воском.
• В моду вошли парики — часто из привезённых германских или восточных волос.
• Популярными были светлые и рыжие оттенки — женщины окрашивали волосы травами, минералами и даже пеплом.
Женские иконы стиля
• Ливия Друзилла, жена императора Августа, ввела моду на простые и скромные укладки с пробором и низким пучком. Её прическа стала образцом для матрон.
• Юлия Домна, супруга Септимия Севера, прославилась высокими пышными укладками, требовавшими труда целых команд парикмахеров (ornatrices).
• Елена (св. Флавия Юлия Гелена), мать Константина Великого, предпочитала более простые и благочестивые укладки, которые стали символом скромности в поздней Римской империи.
Мужские привычки
• В ранний период Рима мужчины носили бороды, но позже вошла мода на гладкое бритьё.
• Короткая стрижка и чистое лицо стали символом «цивилизованного» римлянина.
Мужские примеры
• Юлий Цезарь всю жизнь пытался скрывать раннее облысение, зачёсывая волосы вперёд. Именно он сделал лавровый венок частью образа — и не только как символ власти, но и как маскировку залысин.
• Август, первый император, задал стандарт мужских причесок: аккуратные короткие волосы и характерная челка. Его стиль копировали поколения римлян.
• Адриан вновь ввёл моду на бороду, стремясь выглядеть философом. После него бороды стали популярны у римской знати.
• Для волос использовали масла (оливковое, миндальное), ароматизированные эссенциями.
• Красители делали из растений, золы, иногда даже из свинца (что вредило волосам).
• Для фиксации сложных причесок применяли воски и смолы.
Римляне придали уходу за волосами то, чего не было раньше — моду.
• У женщин — невероятные укладки и парики.
• У мужчин — культ чисто выбритого лица (а потом — философская борода).
• У всех — привычка регулярно посещать парикмахера.
Именно в Риме парикмахерская стала тем, чем мы знаем её сегодня: местом, где создают красоту и обсуждают жизнь. А имена Цезаря, Августа, Ливии или Юлии Домны показывают, что уже тогда причёска могла быть частью имиджа, власти и даже политики.