Найти в Дзене

История парикмахерского исскуства: Древний Рим - когда прическа стала модой и политикой

И вот мы подходим к завершающему этапу нашего путешествия по парикмахерскому искусству древних времён. Сначала стрижка и уход за волосами были исключительно вопросом гигиены, символом чистоты и здоровья. Но постепенно мастерство превращается в искусство, а парикмахерское ремесло — в моду.

Прически становятся отражением статуса, вкуса и культурных ценностей. Волосы учат людей самовыражению, а мастера — демонстрируют творческий талант и умение сочетать красоту с техникой. Именно в этот период зарождается фундамент того, что мы сегодня называем парикмахерским искусством: гармония эстетики, мастерства и индивидуальности

Представьте шумный Рим времён императоров. На Форуме спорят сенаторы, по улицам идут торговцы, а в маленьких лавках кипит другая жизнь: тонсоры — римские парикмахеры — бреют, стригут и создают модные укладки, без которых невозможно выйти «в свет».

Парикмахерские в Риме были больше, чем места ухода за волосами:

• там обсуждали последние новости,

• делились сплетнями,

• решали даже политические вопросы.

Тонсоры брили, стригли, ухаживали за бородами и волосами, предлагали массажи с маслами. Для многих римлян визит к парикмахеру был ежедневным ритуалом.

-2

Римлянки славились своими сложнейшими прическами.

• В эпоху империи женщины носили высокие укладки, которые фиксировались шпильками, нитями и даже воском.

• В моду вошли парики — часто из привезённых германских или восточных волос.

• Популярными были светлые и рыжие оттенки — женщины окрашивали волосы травами, минералами и даже пеплом.

Женские иконы стиля

• Ливия Друзилла, жена императора Августа, ввела моду на простые и скромные укладки с пробором и низким пучком. Её прическа стала образцом для матрон.

• Юлия Домна, супруга Септимия Севера, прославилась высокими пышными укладками, требовавшими труда целых команд парикмахеров (ornatrices).

• Елена (св. Флавия Юлия Гелена), мать Константина Великого, предпочитала более простые и благочестивые укладки, которые стали символом скромности в поздней Римской империи.

-3

Мужские привычки

• В ранний период Рима мужчины носили бороды, но позже вошла мода на гладкое бритьё.

• Короткая стрижка и чистое лицо стали символом «цивилизованного» римлянина.

Мужские примеры

• Юлий Цезарь всю жизнь пытался скрывать раннее облысение, зачёсывая волосы вперёд. Именно он сделал лавровый венок частью образа — и не только как символ власти, но и как маскировку залысин.

• Август, первый император, задал стандарт мужских причесок: аккуратные короткие волосы и характерная челка. Его стиль копировали поколения римлян.

• Адриан вновь ввёл моду на бороду, стремясь выглядеть философом. После него бороды стали популярны у римской знати.

-4

• Для волос использовали масла (оливковое, миндальное), ароматизированные эссенциями.

• Красители делали из растений, золы, иногда даже из свинца (что вредило волосам).

• Для фиксации сложных причесок применяли воски и смолы.

Римляне придали уходу за волосами то, чего не было раньше — моду.

• У женщин — невероятные укладки и парики.

• У мужчин — культ чисто выбритого лица (а потом — философская борода).

• У всех — привычка регулярно посещать парикмахера.

Именно в Риме парикмахерская стала тем, чем мы знаем её сегодня: местом, где создают красоту и обсуждают жизнь. А имена Цезаря, Августа, Ливии или Юлии Домны показывают, что уже тогда причёска могла быть частью имиджа, власти и даже политики.