Мы смотрим друг на друга и видим различия: цвет кожи, язык, традиции, боги, которых мы выбираем. Мы создали тысячи границ, реальных и воображаемых. Кажется, что нас ничего не объединяет, кроме биологии.
Но оказывается, что в самой основе наших культур, в самых древних пластах нашего общего сознания, мы поразительно похожи!
Загляните в любой уголок Земли. В джунгли Амазонки, в степи Монголии, в мегаполисы Европы. Спросите у местных жителей: «Какие у вас есть легенды?» И вы услышите нечто удивительное. Вы не найдете ни одного народа без мифа о Великой Матери, Герое-заступнике, о хитром Плуте или о Боге грома.
Мы все рождены от матери. И этот универсальный опыт — быть ребенком, быть под защитой — создал один из самых мощных архетипов. Архетип Матери — источнике жизни, заботы, безусловной любви и, увы, скорби.
В Древнем Египте — это Исида — верная жена и защитница детей.
В Китае — Нюйва — создательница человечества.
В индуизме — Парвати — любящая супруга и мать.
В византийской культуре — это Богородица — высший идеал материнской любви, милосердия и сострадания. Один из центральных образов в православии и католицизме.
В шумерских мифах — Иштар, нисходящая в подземное царство, чтобы познать смерть и возрождение.
У славян — Мать-Сыра Земля — одушевленный образ плодородной земли, дающей жизнь и принимающей умерших.
Архетип Матери ярко демонстрирует не случайное сходство, а глубинную психологическую и культурную общность всего человечества. Этот универсальный образ служит доказательством нашего единства перед лицом рождения, жизни и смерти.
А теперь представьте себе древнего грека, сидящего у костра и слушающего историю о могущественном Зевсе, мечущем молнии с вершины Олимпа.
Теперь перенесемся на тысячи километров на север — в суровую Скандинавию, где викинг с трепетом произносит имя Тора, гремящего молотом Мьёльниром.
А теперь — в дремучие леса древней Руси, где славянин рассказывает о грозном Перуне, едущем по небу на своей колеснице.
Или еще дальше — в Индию, где слагают гимны в честь Индра, царя богов и повелителя грома.
Разные имена, разные мифологии, разные народы. Но суть одна! Архетип Бога-Громовержца — сильного, часто верховного божества, сражающегося с хаосом, олицетворяющего порядок, справедливость и силу.
Почему? Ответ прост: все мы смотрели на одно небо. Все мы видели грозу, слышали раскаты грома, видели сокрушительную мощь молнии. И наш общий человеческий разум искал объяснение этому феномену, рождая удивительно похожих героев.
А вот другой пример. Архетип Плут — нарушитель правил и воплощение хаоса.
В скандинавских сагах — это Локи, проделки которого обнажают слабости мира и ведут к его обновлению.
У индейцев Северной Америки это Койот — хитрец, который может и солнце украсть, и реки направить.
У народов Севера и Сибири — это Ворон Кутх.
В славянском фольклоре — Лиса Патрикеевна — символ хитрости и торжества ума над глупостью и грубой силой.
Зачем же всем народам нужен такой неприятный герой? А затем, что Плут — это архетип хаоса, который необходим для обновления. Он ломает устаревшие правила, выводит систему из равновесия, чтобы она могла найти новую, более совершенную точку баланса. Он напоминает нам, что не всегда нужно слепо следовать правилам, что иногда нужно проявить сообразительность и смекалку.
И, конечно, самый главный объединяющий архетип — это Герой.
Герой, который отправляется во тьму во всех смыслах этого слова, чтобы принести оттуда свет, огонь, знание, воду, надежду.
Греческий Прометей, похитивший у богов огонь для людей.
Сигурд и дракон Фафнир из германо-скандинавской мифологии.
Индуистский Рама — царь, муж и воин, чей путь — борьба со злом.
Святой Георгий, побеждающий змея.
Японский Сусаноо, сражающийся с восьмиглавым драконом.
Месопотамский Гильгамеш — герой, прошедший путь от деспота до мудрого правителя, ищущий не славы, а смысл жизни.
Разные культуры, абсолютно разные персонажи — но суть их подвига одна. Страдание ради других. Жертва во имя общности. И этот архетип Героя живет в каждой культуре мира.
Это ведь не просто сказки. Это глубокое психологическое переживание. Каждый человек в своей жизни сталкивается со своими «чудовищами»: страхом, несправедливостью, отчаянием. И мифы всех народов единым голосом говорят: «Сражайся! У тебя есть сила, чтобы победить своего дракона». Это универсальный кодекс мужества и надежды, записанный в ДНК человечества.
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг назвал это коллективным бессознательным. Глубинным слоем психики, общим для всего человечества. Это как единое море. Форма волны, ее звук могут быть разными, но вода — одна и та же.
Мы все смотрим на звезды и видим в них богов, зверей или героев. Мы боимся тьмы и ждем рассвета. Мы ищем любви, совершаем ошибки и мечтаем о счастье. Наши предки просто одевали эти чувства и страхи в одежды из знакомых им животных, богов и пейзажей.
Так в чем же наше единство?
Оно не в том, чтобы быть одинаковыми. Как раз наоборот.
Оно в том, что мы по-разному выражаем одно и то же.
Осознание этого не стирает наши различия. Оно придает им глубину и ценность.
Мы не чужие, которые случайно столкнулись на одной планете.
Мы — один большой организм, который на протяжении тысячелетий рассказывает вариации одной и той же великой истории.
Истории о себе.
Мифы напоминают нам, что прежде чем мы стали русскими, американцами, японцами или египтянами, мы были людьми.
И это единство — наша самая древняя и самая главная история.
Помните, что мы все мы связаны узами, которые важнее любых идеологических споров.