11 сентября в российский кинопрокат вышел «Дракула» Люка Бессона, оставив критиков в недоумении. Кажется, французский визионер так и не понял сути вампира № 1. Пока мэтр приходит в себя, мы смахнем пыль с настоящих сокровищ — пяти эталонных экранизаций, до которых ему, увы, как до Трансильвании.
Дракула
Bram Stoker's Dracula (1992)
Молодой юрист Джонатан Харкер (Киану Ривз) отправляется в Трансильванию, чтобы заключить сделку с графом Дракулой (Гари Олдман). Увидев фото невесты Харкера, Мины (Вайнона Райдер), вампир узнает в ней свою покойную жену и отправляется в Лондон, неся с собой первобытный ужас и запретную страсть.
Фрэнсис Форд Коппола снял не фильм ужасов, а кровавую оперу о вечной любви и проклятии. Это визуально избыточное, декадентское полотно, где каждый кадр — оммаж то Густаву Климту, то символистам. Отказавшись от компьютерной графики, режиссер создал гипнотический киноаттракцион с помощью трюков времен зарождения кино. Это пиршество для глаз и настоящий учебник по работе с цветом и тенью. Фильм для эстетов, которые ценят в хорроре не страх, а трагическую красоту и готовы простить актерам легкую театральность во имя великого замысла.
Носферату, симфония ужаса
Nosferatu, eine Symphonie des Grauens (1922)
Агент по недвижимости Хуттер (Густав фон Вангенхайм) едет в замок зловещего графа Орлока (Макс Шрек), чтобы продать ему дом в Висборге. Вернувшись, он и не подозревает, что граф уже плывет в город на корабле, полном гробов и чумных крыс, неся с собой смерть и безумие.
Это не просто экранизация — это чистый концентрат ночного кошмара, воплощенный на пленке. Фридрих Вильгельм Мурнау, не получив прав на книгу, изменил имена, но сохранил суть, создав один из столпов немецкого экспрессионизма. Жуткая, крысоподобная фигура Макса Шрека и игра с искаженными тенями рождают иррациональный, липкий страх. «Носферату» — это симфония не только ужаса, но и предчувствия великой катастрофы, нависшей над Европой. Кино для синефилов, желающих увидеть, откуда растут ноги у всего жанра.
Дракула
Dracula (1931)
Агент Ренфилд (Дуайт Фрай) прибывает в карпатский замок графа Дракулы (Бела Лугоши) и становится его рабом. В Лондоне аристократичный вампир входит в высшее общество, обращая свое внимание на молодую Люси (Фрэнсис Даде), а затем и на ее подругу Мину (Хелен Чандлер). Помешать ему может лишь профессор Ван Хельсинг (Эдвард Ван Слоун).
Именно здесь родился канонический образ вампира-аристократа с гипнотическим взглядом и характерным венгерским акцентом. Бела Лугоши, игравший эту роль на Бродвее, стал Дракулой на все времена. Фильм, снятый на заре звукового кино, пугает не спецэффектами, а звенящей тишиной и недосказанностью. Его театральная статика сегодня может показаться архаичной, но именно в этой медлительности и кроется его саспенс. Для тех, кто хочет увидеть первоисточник, тот самый фундамент, на котором стоит весь вампирский миф.
Дракула
Dracula (1958)
Джонатан Харкер (Джон Ван Эйссен) прибывает в замок Дракулы (Кристофер Ли) под видом библиотекаря с целью уничтожить вампира, но терпит неудачу. Теперь граф намерен отомстить, сделав своей жертвой невесту Харкера (Мелисса Стриблинг). Остановить его может только бесстрашный охотник на нечисть, доктор Ван Хельсинг (Питер Кушинг).
Студия Hammer явила миру нового Дракулу — впервые в цвете. Кровь стала пугающе алой, а сам вампир превратился из салонного хищника Лугоши в высокого, атлетичного и откровенно сексуального зверя в исполнении Кристофера Ли. Его Дракула почти не говорит, он действует — его животная ярость и магнетизм стали новым стандартом. Это не готический сказ, а брутальный и динамичный хоррор, заложивший основы британской школы ужасов. Идеальный выбор для ценителей классического, энергичного и в меру кровавого готического кино.
Дракула
Dracula (1979)
У берегов Англии терпит крушение корабль, на борту которого находят лишь одного выжившего — элегантного графа Дракулу (Фрэнк Ланджелла). Он быстро очаровывает местное общество и влюбляет в себя Люси Сьюард (Кейт Неллиган). Ее отец (Дональд Плезенс) и профессор Ван Хельсинг (Лоуренс Оливье) начинают подозревать в графе нечто нечеловеческое.
Джон Бэдэм отбросил звериную сущность и создал самого романтичного и трагического Дракулу в истории. Его вампир в исполнении Фрэнка Ланджеллы — не монстр, а байронический герой, страдающий от своего бессмертия и жаждущий любви. Это меланхоличная готическая мелодрама с роскошными декорациями, великолепной музыкой Джона Уильямса и почти осязаемым эротизмом. Фильм для тех, кто ищет в вампирской истории не страх, а мрачную романтику и готов сопереживать не жертвам, а самому Принцу Тьмы.